Кешбэк на ваши карты

8 Сентябрь 2021 469
Чаще всего банк начисляет кешбэк на счёт не сразу, а по итогам месяца. Фото: Анны Кадниковой
Чаще всего банк начисляет кешбэк на счёт не сразу, а по итогам месяца. Фото: Анны Кадниковой

Если вы смотрите телевизор или слушаете радио, то словом «кешбэк» вас не удивишь. Его сулит реклама банков, мобильных операторов и крупных магазинов. При этом создаётся впечатление небывалой выгоды. Мы решили разобраться, что такое кешбэк, и с какой стати банки его нам дают.

Откуда деньги?

В переводе с английского кешбэк (cashback) означает «возврат денег». К примеру, вы купили в магазине продуктов на 2000 рублей и за это получили обратно на счёт 40 рублей. Это и есть кешбэк. Его размер зависит от щедрости банкиров и договорённостей, достигнутых между ними и конкретными магазинами.

Дело в том, что когда вы расплачиваетесь в магазине картой, продавец отчисляет комиссию за операцию своему банку (его ещё называют банк-эквайер). Часть этой комиссии остаётся у банка продавца, а часть платёжные системы («Мир», Visa, MasterCard и другие) перечисляют банку, который выпустил вашу карту (банку-эмитенту).

Банки-эмитенты заинтересованы, чтобы их картами активно пользовались. Поэтому они возвращают клиентам часть суммы, уплаченной по карте, в виде кешбэка. Банки-эмитенты и сами получают от этого выгоду - ведь чем выше оборот денег по картам, тем больше комиссий они соберут. Кроме того, кешбэк - это маркетинговый приём, который помогает банкам привлекать новых клиентов и удерживать старых.

«Крупные банки сегодня создают собственные экосистемы со множеством сервисов - от онлайн-магазинов до сотовых операторов и турагентств. Чтобы привлечь к ним новых пользователей и повысить продажи, банки готовы предлагать особенно выгодные кешбэк-программы для тех, кто пользуется этими сервисами», - объясняют эксперты портала fincult.info.

Часто банки сотрудничают с крупными торговыми сетями, компаниями-перевозчиками, телеком-операторами. И партнёры банков предлагают повышенный кешбэк при покупках у них - до 30% от суммы чека. В этом случае банк не делится своей комиссией с владельцем карты - это продавец возмещает банку часть стоимости покупки и тот возвращает её клиенту в виде кешбэка.

Для партнёров банков участие в кешбэк-программах - это также маркетинговый ход. Продавцы готовы делиться частью своей прибыли, но зато экономят на рекламе - банки советуют их своим клиентам и круг покупателей расширяется. Магазины нередко предлагают высокий кешбэк на определённые товары: из старых коллекций или те, которые неохотно покупают. Так продавцы разгружают склады и увеличивают оборот.

Кешбэк бывает разным

Сегодня популярны несколько видов возвратов. Это не только классический кешбэк - деньгами, но и начисление бонусов.

Деньги - самый распространённый вид кешбэка.

В отличие от бонусов, они не «сгорают» ни при каких обстоятельствах. Минус в том, что суммы возврата обычно невелики - 0,5-2%. Чаще всего банк начисляет их на счёт не сразу, а по итогам месяца.

Иногда кешбэк даётся в виде так называемых бонусов. Обычно их начисляют на специальный бонусный счёт сразу после оплаты. Часто можно выбрать категории покупок (развлечения, дети, образование или другие), по которым будут начислять повышенные бонусы - до 15%. По спецпредложениям партнёров банка бонусами могут возвращать до 30% от суммы покупки.

Минус в том, что бонусами можно расплатиться далеко не везде. Обычно лишь в определённых магазинах, кафе и онлайн-сервисах. Кроме того, часть счёта всё равно нужно оплачивать деньгами.

Система переводов бонусов в рубли не всегда прозрачна. Например, если вы хотите что-то купить на бонусы, иногда 1 бонус равен одному рублю, а иногда - 10 копейкам. Нужно внимательно читать условия бонусной программы.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.