Свет гасим, номер чистим

17 Август 2021 435
Грязные номера - это штраф, и точка.
Грязные номера - это штраф, и точка. Фото Александра КАДНИКОВА.

Нейросеть начинает помогать сотрудникам ГИБДД. Попытки водителей увильнуть от ответственности всё чаще терпят фиаско. Теперь компьютеры научились определять, включены или нет фары, а также опознавать автомобиль, на котором замазаны грязью номерные знаки.

Получите штраф

Примерно за месяц по всей стране было выписано более 7000 штрафов за движение без включённых фар днём. Но постановления выписывали не сотрудники ГИБДД, а камеры. Они фиксируют автомобиль, а потом полученную запись анализирует нейросеть. Производители камер утверждают, что такие устройства могут появиться в каждом регионе, нужно только решение местной Госавтоинспекции.
Первые штрафы были выписаны в Нижнем Новгороде. Для этого использовалась камера типа «Азимут-3». Нарушения фиксировались с начала июля. Напомним, что ПДД обязывают водителей в тёмное время суток включать ближний свет фар, а в светлое - ближний свет или дневные ходовые огни. По ст. 12.20 КоАП нарушителей наказывают штрафом в 500 рублей.
Заместитель гендиректора пермской компании «Технологии безопасности дорожного движения» (производитель «Азимут-3») Игорь Гончаров рассказал СМИ, что комплексы данного типа - с возможнос­тью фиксировать нарушения, связанные с работой световых приборов, - применяются в Пермском крае, Оренбургской, Брянской, Тверской, Воронежской областях и других регионах. Но пока лишь в Нижнем Новгороде местное УГИБДД решило выносить штрафы.
О массовом применении говорить рано. Технология требует доработок, пока ошибки случаются довольно часто. Кроме того, у многих автомобилей установлены светодиодные фары, в которых свет имеет частоту, отличающуюся от частоты кадров в камере. Поэтому камера может определить такие фары как выключенные.
Также нейросеть начнёт фиксировать автомобили с запачканными или специально закрытыми номерами. Компания NtechLab, технологический партнёр Ростеха, рассказала про обновление программы FindFace Multi. Она получила функцию мультиобъектности - теперь нейросети способны распознавать не только лица, но и силуэты людей, и автомобили, в том числе автомобильные номера.
Распознавание автомобилей позволяет определить тип кузова, цвет, марку и модель машины, а также осуществить поиск по номеру. Система работает даже в том случае, если нельзя распознать номера или видна только часть автомобиля.
А пока в нашей стране внедряют комплексы фотовидеофиксации, которые могут вычислять водителей с не пристёгнутым ремнём и телефоном в руках. Они впервые появились в Москве в конце прошлого года. Система работает с помощью нейросетей и Big Data.
К слову, сотрудники ГИБДД в Крыму стали использовать беспилотные летательные аппараты в борьбе с водителями-нарушителями. Дроны позволяют отследить ситуацию на дороге в условиях заторов и пробок.
«На автодороге Симферополь - Евпатория впервые при использовании дрона фиксируются такие нарушения, как выезд на полосу встречного движения и движение по обочине», - рассказал командир отдельной специализированной роты ДПС ГИБДД МВД ПО Республике Крым Виталий Варижук.
Дрон фиксирует нарушение ПДД, марку, модель и регистрационный знак автомобиля. Инспектор ГИБДД знакомит водителя с нарушением на специальных мониторах, после чего составляет административный материал.

Ситуация на дорогах

В Черноморском районе нетрезвый водитель выехал на встречную полосу, после чего вылетел на обочину и въехал в дерево. Машина загорелась. По данным правоохранителей, водитель и пассажирка в больнице, остальная информация уточняется.
На трассе Симферополь - Евпатория в ДТП с участием рейсового автобуса пострадали четыре человека, сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Крыму.
«В результате происшест­вия пострадало четыре человека. Спасателями проведены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности аварийного участка. Пострадавшие переданы сотрудникам скорой медицинской помощи», говорится в сообщении.

Валентина БУЙЛОВА.