Улица Житкова или Жидкова?

11 Август 2021 818
Василий Жидков.
Василий Жидков. Фото из открытого источника.

Таким вопросом озадачилась наша читательница Ольга Валерьевна, когда впервые с детьми оказалась в микрорайоне «Старый город», неподалёку от Петровской балки. Точнее, озадачил её маленький сынишка Никита, недавно научившийся читать и с упоением изучавший таблички на домах: «Мама, смотри, улица писателя, что мы недавно читали книжку!». И правда, согласилась та, только почему-то с ошибкой написано: надо не «д», а «т». А придя домой, решили спросить у «Крымской правды», которую в семье выписывают много лет: «Почему на симферопольских уличных табличках фамилия автора любимой детской книги «Что я видел» написана неправильно?». Мы постарались разобраться.

Не писателя…

Оказывается, путешественник и детский писатель Борис Степанович Житков к симферопольской улице не имеет никакого отношения. В его честь улицы есть в Москве, Волгограде, Тюмени, Киеве, Донецке и Одессе. Хотя, несомненно, в Крыму он тоже бывал - однажды, ещё подростком, пешком прошёл вдоль черноморского побережья, от Батуми до Одессы. Вообще, море - привязанность Бориса Степановича: писателем он стал поздно, в 42 года, а вот моряком - с детства. Наверное, сказались гены: дед Василий Степанович служил в штабе Черноморского флота, два дяди - Александр и Николай - стали контр-адмиралами, оба участники Крымской вой­ны, защитники Севастополя. Будущий писатель родился в пригороде Новгорода 30 августа 1882-го в семье учителя математики, автора нескольких учебников Степана Васильевича и пианистки Татьяны Павловны.
Когда мальчику (кроме него в семье росли сёстры) исполнилось шесть, семья перебралась сначала на окраину Санкт-Петербурга, а потом в Одессу. Море, пароходы, очень скоро отважный и любознательный паренёк стал другом многих команд, вместе с отцом ходил на шлюпке, постигая науку гребца и мат­роса, ставящего парус. Увлекался фотографией, рисованием, фехтованием, игрой на скрипке, иностранными языками, свободно говоря по-французски. В местной гимназии учился вместе с Корнеем Чуковским, а потом поступил в Новороссийский университет, но доучиться не получилось - увлёкся революционными настроениями, признан «неблагонадёжным», отчислен. И тогда Борис Житков вернулся к любимому морю: участвовал в парусных гонках на самостоятельно построенной яхте «Секрет», сдал экзамены на штурмана и ходил на парусных кораблях и пароходах по Чёрному и Средиземному морям. Участвовал в  экспедиции по Енисею, наконец, смог окончить университет, став корабельным инженером - служба в Архангельске, морские походы на Дальний Восток.
В Первую мировую, как пишет в биографии писателя Геннадий Черненко (тоже, кстати, пришедший в литературу из морских инженеров), направили в Англию, где принимал моторы для наших самолётов и подлодок, в революцию и Гражданскую работал инженером в Одесском порту, потом просто рыбачил, выживая. А в 1923-м приехал в Петроград к школьному другу, Корнею Чуковскому, и так увлекательно рассказывал детям о море, о приключениях, что тот посоветовал всё записать. А потом Самуил Маршак, редактор детского журнала «Воробей», опубликовал первый рассказ моряка - «Над морем» и радовался, что появился замечательный детский писатель. Три десятка книг - о море, о животных под водой и на суше (по природной любознательности был он ещё и ихтиологом, и зоологом), о жизни, о детях - простым, доступным и добрым языком.
И для взрослых писал - о революции 1905-го, свидетелем и участником которой был, написал роман «Виктор Вавич», полностью, в трёх книгах, его удалось напечатать лишь в 1999-м, благодаря экземпляру, сохранившемуся у дочери Корнея Чуковского Лидии. Самого автора тогда уже не было на свете 60 лет - ушёл 19 октября 1938-го. Его книги есть в крымских библиотеках, в симферопольских, а вот улица названа всё-таки в честь другого человека, фамилия которого пишется через «д».

…танкиста

В 1985-м, как рассказал нам краевед Владимир Поляков, автор книг по истории столичных улиц, городские власти переименовали улицу Выгонную (что так называлась с 1937-го) в честь освободителя Крыма от фашистов Василия Фёдоровича Жидкова, танкиста, командира 6-й Гвардейской Краснознамённой Сивашской Отдельной танковой бригады. Он родился 26 декабря 1910-го в Гусь-Хрустальном, увы, имена-отчества родителей установить не удалось. После школы-семилетки немного работал на заводе, а потом добровольно вступил в ряды Красной Армии, став курсантом Нижегородской пехотной, а через два года - Горьковской бронетанковой школ, заочно был слушателем Военной академии механизации и моторизации имени Иосифа Сталина. По данным сайта Танковый фронт, участвовал в войне с белофиннами, а Великую Отечественную встретил в должности начштаба 41-го танкового полка 21-й танковой дивизии, воевал на Северном, Северо-Западном, Сталинградском фронтах.
И появлялись на кителе награды - ордена Красного Знамени, Отечественной вой­ны, медали «За оборону Ленинграда» и «За оборону Сталинграда». Весной 1943-го полковника Василия Жидкова назначили командиром 6-й Гвардейской танковой бригады, при нём она стала Краснознамённой - за мужество при освобождении Украинской ССР, и получила почётное наименование Сивашская. Танкисты его, входившие  в состав 19-го танкового корпуса Ивана Васильева 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина, успешно и первыми ворвались на Турецкий вал, обеспечив проход пехоты на полуостров. За это, а также за предыдущие бои в Мелитополе Василия Фёдоровича представили к званию Героя Советского Союза, но в итоге наградили орденом Кутузова. Рассказывая о прадедушке, внучка Героя Ксения Шалашова с гордостью показывает фотографию памятника в Бахчисарае - «Надпись на постаменте «Танк 6-й Гвардейской Краснознамённой Сивашской танковой бригады, воины которой освободили наш родной город от немецко-фашистских захватчиков 14 апреля 1944-го». А до этого были Джанкой, Симферополь, Евпатория… В Центральном архиве Министерства обороны страны сохранился наградной лист - представление к ордену Суворова, подписанное командиром 19-го танкового корпуса Иваном Поцелуевым (он назначен после ранения Ивана Васильева на Перекопе) - чисто крымская награда офицера. «Полковник Жидков своей бригадой 11 апреля 1944-го вместе с корпусом вошёл в прорыв Кирк-Ишунь (Володино Джанкойского района) и развивая успех, несмотря на сопротивление противника, за первый день боя освободил свыше 40 населённых пунктов, в том числе Джанкой. Продолжая преследовать врага с 12 по 14 апреля бригада освободила Симферополь, Евпаторию, Бахчисарай. За время боёв бригада истребила и захватила орудий разного калибра 196, пулемётов - 88, железнодорожных эшелонов - 4, складов с горючим - 4, взято в плен 2970 солдат и офицеров противника, истреблено - 2208. За время боёв бригада освободила с упорными боями свыше 400 населённых пунктов и с боями прошла 385 километров, имея незначительные потери. За храбрость, мужество, отвагу и высокое умение управлять бригадой в бою удостоен правительственной награды - ордена Суворова». Танкисты бригады штурмовали Сапун-гору, освободили Севастополь и водрузили красное знамя на Херсонесском маяке. Потом бригада стала Гвардейским Сивашским танковым училищем, а командир награждён медалью «За боевые заслуги».
После войны была служба на Урале, Дальнем Востоке, Кавказе - Уральский, Приморский, Закавказский военные округа, был слушателем Академических курсов усовершенствования офицерского состава Военной академии бронетанковых вой­ск имени Иосифа Сталина, помощником командира 19-го стрелкового корпуса по бронетанковой технике. Освободителя Крыма не стало в 1979-м, но здесь его не забыли, к 40-летнему юбилею Великой Победы в честь командира 6-й Гвардейской Краснознамённой Сивашской Отдельной танковой бригады назвали одну из улиц Симферополя, окраинную, конечно, но всё же…

Борис Житков. Фото из открытых источников.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.