Ракетная мощь полуострова

27 Март 2021 2367
Ракетный комплекс Темп-С с ракетами 9М76.
Ракетный комплекс Темп-С с ракетами 9М76.

Теперь это полуразрушенные остатки строений, бункера, ангаров, стартовых площадок… А десятилетия назад была уникальная крымская часть ракетных войск стратегического назначения (РВСН), городок ракетчиков, 84-й ракетный полк… В память о нём в музее Белогорска открылась выставка - воспоминания хранят однополчане, с благодарностью принявшие инициативу московской организации ветеранов РВСН по увековечиванию памяти полка. И ищут новые документы, сослуживцев, всех, кто помнит легендарного командира полковника Ивана Куракова, орденоносца, в конце Великой Отечественной начштаба дивизиона гаубичной артбригады большой мощности дивизии прорыва. 21 ноября они отметят столетие Ивана Александровича, а два года назад исполнилось 60 лет крымской истории полка.

- Это малоизвестная страница в истории полуострова, связанная с усилиями СССР по достижению паритета с США в стратегических вооружениях, - рассказывает подполковник в отставке Владимир Лебедев, служивший в полку. - 10 мая 1959-го у крымских сёл Межгорье (Белогорского района) и Перевальное (Симферопольского) заступили на боевое дежурство два стартовых дивизиона ракетчиков. Впервые в истории противостояния США и СССР под прицелом наших баллистических ракет Р-5М комплекса средней дальности 8К51 оказались военные базы НАТО в радиусе 1200 километ­ров. Сохранились воспоминания полковника в отставке Леонида Зеленова: «Первым на боевое дежурство заступил полк (в/ч 82717), сформированный из 2-го дивизиона 54-й ракетной бригады особого назначения резерва Верховного главнокомандования, располагавшейся в Астраханской области на полигоне Капустин Яр. Из офицеров, прибывших в Крым, помню комполка И. Куракова, начштаба В. Егорова, главного инженера И. Обертасюка, командира дивизиона В. Сергеева, офицеров В. Ездунова, В. Авдевнина, В. Кривцова, А. Смирнова, Н. Подковырова, А. Сизова, Н.Ермакова, Н. Кузина, Е. Вдовиченко, В. Дурнасова, В. Суворова, В. Гриценко, Н. Алябьева…».

Иван Кураков.

Перед переброской части в Крым личный состав осваивал технику, тренировался, днём и ночью проводил пуски ракет, при которых несколько раз присутствовал и будущий главком РВСН, фронтовик, Герой Советского Союза Митрофан Неделин (погиб во время испытаний на Байконуре). Каждый из вставших на боевое дежурство в Крыму (впервые в Советском Союзе!) дивизионов имел по четыре стартовых батареи. С 1 июля 1960-го полк стал именоваться 84-м ракетным, а в мае 1961-го вошёл в состав сформированной 46-й ракетной дивизии.
- Кроме дежурств и боевой подготовки, личный состав полка принимал участие и в операции «Анадырь» - погрузке ракетной техники в портах Крыма для их скрытной доставки, во время Карибского кризиса, на Кубу, - продолжает Владимир Лебедев. - Туда были откомандированы и военнослужащие С. Плысюк и А. Савин. Сын Анатолия Ивановича подполковник запаса Сергей Савин вспоминает, что отбор кандидатов осуществляли в штабе дивизии (в Первомайске Николаевской области). «Прошедшим его дали 5 минут на раздумье, но отказников не было. Говорить родным о командировке запрещалось. Отец в порту Николаева участвовал и в погрузке ракет на борт теплохода «Лабинск», причём на палубе для прикрытия разместили сельхозтехнику. Личный сос­тав был в трюмах, выходить разрешалось только ночью. Теплоход постоянно сопровож­дали военные корабли, уполномоченные ООН, а ближе к Кубе - военные вертолёты и корабли США. По прибытии к месту дислокации ракеты были установлены и расчёты приступили к боевому дежурству. Отец сохранил о кубинцах, с которыми довелось познакомиться во время кратких экскурсий, тёплые воспоминания. По возвращении в Крым продолжил службу в дивизионе у села Межгорье. А на полигоне Капустин Яр неоднократно участвовал в реальных пусках ракет по учебным целям, награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», именными часами от командующего Одесским военным округом. Дважды участвовал в парадах на Красной площади в Москве».
Спецкор «Красной звезды» полковник в отставке Андрей Бондаренко, занимавшийся историей полка, вспоминает, что по 7 ноября 1964-го расчётам полка предоставлялась честь демонстрировать баллис­тические ракеты на военных парадах в столице страны.
А ещё личный состав полка по распоряжению тогдашнего замглавкома РВСН (позже главкома) Владимира Толубко помогал в строительстве санатория ракетных войск «Фрунзенское». В 1969-м на базе полка появился 844-й отдельный ракетный дивизион (в/ч 89491), подчинявшийся командующему Одесским военным округом. Часть личного состава помогала топогеодезическим подразделениям в подготовке к размещению комп­лекса межконтинентальных баллистических ракет УР-100 на территории некоторых областей Украинской ССР. Сам же дивизион был вооружён твёрдотопливными ракетами 9М76 подвижного ракетного комплекса Темп-С.
- К этому моменту частью командовал подполковник Анатолий Лавейкин, - продолжает ветеран РВСН. - Начался новый этап службы: если раньше она проходила в основном в месте постоянной дислокации у села Межгорье, то теперь подразделения по приказу перемещались по степной и предгорной части полуострова, чтобы с марша развернуться в боевые порядки и доложить о готовности к пуску. Непростой процесс переучивания, ночные марши от Межгорья до Степного, Джанкоя… Командировки на полигон для выполнения ракетных пусков, драматические события, насыщенная боевая подготовка и учёба - всё это пришлось испытать «межгорским» ракетчикам.
Теперь же инициативная группа собирает документы и фото, разыскивает сослуживцев. Надеется, что материалы о ракетчиках будут размещены в республиканском центре воен­но-патриотического и духовно-нравственного воспитания, в севастопольском парке «Патриот» и ждёт откликов от однополчан.
Фото предоставлено Владимиром ЛЕБЕДЕВЫМ.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.