Весна всегда приходит в феврале

Фрагменты новейшей истории одного субъекта федерации

26 Февраль 2021 939
26 февраля 2014 года. Коллаборационисты штурмуют Верховный Совет АРК.
26 февраля 2014 года. Коллаборационисты штурмуют Верховный Совет АРК.

Крымская весна - явление удивительное. Она начинается в последний месяц зимы, прозванный заперешеечными «небратьями» «лютым» (возможно их предки что-то знали) и несёт нам символы избавления и освобождения. Горькие даты сменяются радостными, но главное её содержание - надежда. Сперва робкая, затем яростная… Надежда, которая в итоге сбылась.

18 февраля Крым оплакивал своих павших героев, погибших в Киеве, защищая закон и порядок. 20 февраля 2014 года делегация крымских парламентариев во главе с председателем Верховного Совета Автономной Республики Крым Владимиром Константиновым встретилась в Мос­кве с руководством Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представителями всех четырёх парламентских фракций. В официальном визите крымских парламентариев в Москву принимал участие председатель Русской общины Крыма Сергей Цеков, бывший тогда членом Президиума Верховного Совета АРК. «Главное, мы поняли, - что Россия не оставит Крым и крымчан, что в Москве с большой обеспокоенностью следят за событиями на Ук­раине и понимают, что ультра­националисты на Украине не остановятся ни перед чем. Сбросив законную власть в Киеве, они все свои силы бросят на Крым, - это уже тогда было ясно. Ситуация была очень напряжённая.
У нас не было полной ясности в том, как Россия себя поведёт в случае, если Крым попросит у неё защиты. Но мы поняли, что Россия не будет молча смотреть на то, как нарушают права соотечественников в Крыму», - вспоминает Сергей Павлович.
Визит продлился один день. Уже 21 февраля крымская делегация была вынуждена уехать из Москвы. «Наш отъезд был вызван целым рядом обстоятельств. В ночь с 20 на 21 февраля в городе Корсунь-Шевченковский вооружённые националисты и боевики «Правого сектора» (запрещена в РФ) напали на крымчан, которые были сторонниками «Антимайдана». Владимир Константинов делал всё возможное, для того чтобы спасти наших сограждан. Были и другие обстоятельства, которые требовали нашего присутствия в Крыму. Помню жёсткую дискуссию в телефонном разговоре между Владимиром Константиновым и председателем Совета министров Крыма Анатолием Могилёвым. Этот разговор состоялся утром 21 февраля, в аэропорту. Я находился в тот момент рядом с Владимиром Андреевичем и стал свидетелем этой дискуссии. Из их разговора я понял, что Анатолий Могилёв призывал Владимира Константинова к сотрудничеству с новой властью в Киеве. Константинов категорически отверг это предложение. Помню фразу, которую он сказал в разговоре с премьером Могилёвым:
«Я готов пострадать за матушку-Россию». То есть, Владимир Константинов в то время уже принял для себя решение о том, что на договорённости с хунтой он не пойдёт. Это решение было волевым и принципиальным. Именно эта внутренняя, принципиальная позиция сделала Владимира Константинова одним из лидеров событий «Крымской весны», в ходе которых Крым вернулся в состав России», - рассказал Сергей Цеков.
Судьбоносные дни февраля 2014-го следовали один за другим. 23 февраля местные нацио­нал-экстремисты - союзники киевских бандеровцев уже требовали от столичных и республиканских властей сноса памятника Ленину, а «Русское единство» проводило в сквере Победы традиционные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества. «Настроение было непраздничное, я бы сказал даже тревожное», - вспоминает первый командир Народного ополчения, ныне депутат Госдумы Михаил Шеремет. По его словам, инициатива создания ополчения была истинно народной. По команде Сергея Аксёнова (тогда - лидера «Русского единства», депутата Верховного Совета АРК) из офиса партии активис­ты принесли столы и начали запись в ополчение. «Так с этого дня и начала функционировать боевая единица, которая впоследствии внесла свою лепту в возвращение - бескровное - Крыма в родную гавань», - подытожил Михаил Шеремет в ходе онлайн пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
25 февраля на народном митинге под стенами парламента впервые после 90-х годов вновь прозвучало требование проведения референдума о статусе республики: группой крымских экспертов, активистов и журналистов был организован сбор подписей под составленным накануне обращением к крымскому парламенту с требованием перед лицом нависшей над полуостровом в результате государственного переворота в Киеве опасности вернуть Конституцию от 6 мая 1992 года и назначить референдум о статусе Крыма.
«Следует предложить всем подразделениям силовых структур, расположенных на территории Автономной Рес­публики Крым, присягнуть на верность Верховному Совету АРК, крымской автономии, народу Крыма. Поскольку Конституция АРК не содержит достаточных полномочий для полноценного управления республикой, предлагаем незамедлительно рассмотреть вопрос о восстановлении Конституции Республики Крым в редакции 1992 г., незаконно упразднённой украинскими властями в 1995 г. В дальнейшем - строить отношения с Украиной в соответствии с Конституцией 1992 г., т. е. - исключительно на договорных началах. Вплоть до заключения такого договора - пользоваться законами Украины в той их части, которая не противоречит духу и букве крымской Конституции - вплоть до разработки или восстановления собственного законодательного корпуса. Поскольку события ноября 2013-го - февраля
2014 гг. остро поставили воп­рос о смысле и целесообразности пребывания Крыма в составе государства Украина, предлагаем Верховному Совету АРК инициировать проведение Всекрымского референдума по вопросу о статусе республики, - говорится в историческом документе. - Ввиду сложившейся ситуации, ждём вашей незамедлительной реакции на обозначенные в нашем обращении вопросы и предложения. При этом - оставляем за собой право апеллировать непосредственно к народу Крыма - единственному источнику власти и носителю легитимности. Промедление смерти подобно!».
Обращение осталось в истории под именем «Письма 15-ти» - по количеству подписантов. Из официальной истории возвращения Крыма этот документ постарались как можно быстрее вычеркнуть, но свою роль «письмо» сыграло. Количество неравнодушных крымчан, поддержавших эти требования, утром измерялось десятками, а после полудня уже тысячами. К собравшимся вышел глава парламента Владимир Константинов и пообещал провести на следую­щий день сессию Верховного Совета. Общественники оставались дежурить под зданием до позднего вечера.
Между Верховным Советом и правительством в те дни назревали нешуточные разногласия. Исполнительная власть во главе с Анатолием Могилёвым пыталась договориться с победившей в Киеве хунтой.
А депутаты начинали понимать, что их готовятся «слить».
Председатель нелегального «меджлиса» (экстремистская организация, запрещена в РФ. - Ред.) Рефат Чубаров вечером объявил «всекрымскую мобилизацию». На следующий день, 26 февраля, Крым едва не стал ареной межнационального противостояния, этнической чистки, в которой вместе с откомандированными в Крым бандеровцами готовились принимать учас­тие недавние противники и конкуренты - боевики нелегального «меджлиса» (организация запрещена в РФ) и адепты исламистской партии «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» (запрещена в РФ). Уже запланированная наследниками гитлеровских карателей кровавая акция устрашения не началась лишь потому, что перед рассветом 27-го появились Вежливые люди. Депутаты получили возможность работать, а несостоявшиеся каратели как по волшебству исчезли с улиц и начали слезливо жаловаться в соцсетях на историчес­кую «пострадатость»… Приближалось главное событие «Крымской весны», круто изменившее новейшую историю и наши с вами судьбы.
Кто это видел, тот не забудет.

Николай ФИЛИППОВ.