Со щитом иль на щите

17 Сентябрь 2021 220
За рекламной какофонией, царящей в Симферополе, самого города толком не видно. Фото: Анны Кадниковой
За рекламной какофонией, царящей в Симферополе, самого города толком не видно. Фото: Анны Кадниковой

Симферопольские власти перестали согласовывать любое новое размещение в городе наружной рекламы. Мораторий будет действовать, пока городской совет не разработает и не примет новый нормативный акт, регламентирующий единый стиль фасадов зданий. Таким образом муниципалитет фактически объявил войну визуальному шуму, царящему в крымской столице.

Рекламный беспредел

- Необходимо разработать правовой акт, регламентирующий единую концепцию общего цветового решения застройки улиц, устанавливающий паспорта внешнего вида фасадов, - говорит глава Симферопольской администрации Валентин Демидов. - Департаменту архитектуры и градостроительства поручено подготовить регламенты, нормативные акты: как должна выглядеть реклама и как она должна проходить согласование. До этого момента прекращаем выдачу всех разрешений на её размещение.

Интерес городских властей к наружной рекламе взбудоражил многих владельцев её носителей. Ещё бы: с украинских времён все привыкли вешать и устанавливать рекламу где и как нравится её заказчику. В итоге даже центральные улицы Симферополя выглядят, как шанхайское гетто: засилие аляповатой, крикливой, безвкусной рекламы. Владельцы её носителей в погоне за барышами готовы ставить новые щиты, где угодно. А реклама на фасадах? Один заказчик желает развесить свой баннер вдоль здания, другой - поперёк, а кто-то хочет светящуюся вывеску - надо же как-то отличаться от конкурентов. Немудрено, что визуальный мусор в крымской столице давно превысил все пределы допустимого. Обиднее всего то, что реклама, в числе прочих, закрывает и объекты культурного наследия: баннеры закрывают старинную лепнину на зданиях, неоновые вывески и коммерческие растяжки портят исторические фасады.

- К сожалению, правил размещения рекламы и вывесок в Симферополе на сегодня нет, но мы их разработаем, - обещает глава городской администрации. - Сейчас у нас много незаконно развешанного визуального мусора. Городу нужны чёткие правила и регламенты, регулирующие размещение наружной рекламы. Мы это прорабатываем и будем внедрять. Думаю, уже до конца этого года данная система в Симферополе появится. Правила очистки городских стен от визуального мусора мы однозначно организуем - такая задача поставлена.

Без всякого контроля

Отдельная беда - хаотичное и бесконтрольное размещение в городе билбордов - стационарных рекламных щитов. Большая часть из них была установлена ещё при Украине - в соответствии с желанием рекламодателей, а не с градостроительными нормами. В 2018 году симферопольские власти утвердили схему расположения рекламных щитов, оставив часть из них вне закона. Согласно регламенту собственники этих конструкций должны самостоятельно демонтировать свои щиты в течение месяца после выдачи соответствующего предписания. Если билборд не демонтирован, город сносит его самостоятельно за счёт бюджета, но взыскивает потраченные средства с владельца конструкции. Казалось бы, уже тогда, три года назад, рекламного порядка в городе должно было стать куда больше. Однако незаконные билборды продолжают «украшать» симферопольские улицы. Более того, реклама на них регулярно меняется. Получается, собственники исключённых из реестра плоскостей мало того что не сносят незаконно установленные и уродующие город конструкции, так ещё и не вносят в городскую казну арендную плату за использование муниципальной земли под ними.

- 5 марта на улице 60 лет Октября был установлен рекламный щит в нарушение утверждённой депутатами схемы, - рассказывает симферополец Александр Конанов. - Более того, его бетонное основание поставили аккурат над врезным колодцем многоквартирного дома с отключающей арматурой, предварительно завалив его мусором. В ответ на жалобы местных жителей представители управления по рекламе городской администрации пообещали, что щит будет удалён, но нужно какое-то время подождать. Спустя два месяца на нём появилась новая реклама. В ответ на очередную волну жалоб со стороны граждан муниципальные чиновники заявили, что не могут найти собственника конструкции. Но по закону для ликвидации незаконного щита не нужно определять собственника - он сам прибежит во время демонтажа. Заодно компенсирует затраты, да ещё и штраф заплатит.

В настоящее время вопрос размещения рекламных конструкций регулируется правилами благоустройства. Есть и соответствующий административный регламент. Но эти стандарты, по словам симферопольских чиновников, остро нуждаются в корректировке. Кроме того, оказалось, что до сих пор - за семь лет пребывания Крыма в составе России - городские власти не удосужились провести инвентаризацию имеющихся в столице рекламных плоскостей. То есть, ни управление наружной рекламы, ни департамент архитектуры и градостроительства горадминистрации не знают, сколько вообще в городе рекламных конструкций. Не говоря уже о том, какие из них были установлены незаконно.

В ожидании порядка

- Реклама - двигатель торговли и без неё не обойтись. Но нам нужно планомерно привести город в нормальный, цивилизованный вид, - считает начальник департамента архитектуры и градостроительства Симферопольской администрации Олеся Королёва. - Сейчас рано говорить о количестве рекламных объектов, которые были установлены незаконно, но работа по их выявлению ведётся. После составления их реестра будет принято решение, что дальше делать с этими объектами. Рекламные конструкции не должны нарушать архитектурно-градостроительный облик города и выбиваться из единой концепции.

Но какова, собственно, эта концепция? В Симферополе её, в сущности, нет, поэтому власти решили начать с приведения местных нормативных актов в соответствие с федеральными законами. В частности, 38-ФЗ регулирует размещение рекламы, определяя, какие конструкции могут размещаться в городе и какого рода информация на них допустима. Однако на уровне субъекта должны быть приняты местные нормативы, соответствующие специфике конкретного муниципалитета.

- Часть города определена как историческая. Мы стремимся сохранить её архитектурный облик, - объясняет Олеся Королёва. - Нельзя допускать ситуации, когда, например, на объектах культурного наследия размещаются конструкции, по специфике и стилистике не подходящие под общий вид. Стандарты размещения стараемся разработать такие, чтобы они были комфортны и максимально понятны для бизнеса, а также отвечали всем требованиям действующей нормативной базы.

Взгляд из редакции

Городские депутаты в значительной степени подвержены коррупции. Именно благодаря им центр города застраивается многоэтажками. Та же картина и с рекламой, которая заполонила город. Хорошо было бы наложить мораторий на размещение рекламы хотя бы на год (рекламные агентства все с материка), симферопольцы будут только благодарны. Слово за администрацией города.

Елена ЮМАНОВА.