Прогулка по Гоголевской

30 Сентябрь 2020 940
Вид на собор Трёх Святителей и здание окружного суда, начало XX века. Фото с сайта simfion.ru
Вид на собор Трёх Святителей и здание окружного суда, начало XX века. Фото с сайта simfion.ru

Она в меру зелёная, хоть страшные обрубки на деревьях, растущих здесь ещё с середины прошлого века и раньше, встречаются всё чаще. Она разная: с ажурными современными фонарями «под старину» вначале и бетонными советскими «столбами освещения» ближе к концу, с модной плиткой и кое-где намечающимися выбоинами в асфальте, с разноплановыми невысокими домиками, жутко стильными и восхитительно убогими. Она - одна из старейших в Симферополе, занесена в Красную книгу его улиц и переулков, не подлежащих переименованию. Гоголевская, Гоголя. 118 лет уже существует в столице Республики Крым.

«Транзитный пассажир»

Это с двадцатых годов прош­лого века в моду вошло давать улицам имена тех, кто, может быть, даже не слышал о существовании Крыма, а раньше, ещё в начале века, всё было иначе. Только посещение полуострова, а лучше проживание здесь, сделанные для него добрые дела или чем-то его прославление, хотя бы упоминание в переписке знаменитых людей Российской империи, могло послужить поводом для поименования в честь кого-то улицы. Так получилось и 12 февраля 1902-го, когда решением Симферопольской городской думы улицу Комендантскую (упоминается с сороковых годов XIX века) переименовали в Гоголевскую. Сделано это было, скорее всего, к 50-летию со дня смерти писателя, впрочем, некоторые исследователи называют иные даты - 1899 год, когда Николаю Васильевичу исполнилось бы 90 лет, и 1912-й - 60 лет со дня смерти. С середины прошлого века название стало «строгим» - улица Гоголя. Как ни странно, горожане сразу эту «строгость» приняли, в отличие от «переименования» Пушкинской в улицу Пушкина. И только совсем пожилые симферопольцы ещё иногда произносят «на Гоголевской», а вот «на Пушкинской» говорят многие, независимо от возраста.
Николай Гоголь в Крыму побывал только раз, хотя историей полуострова интересовался давно, даже в ранних произведениях упоминал «крымцев», правда, в не очень приглядном свете, изучал труды Петра Симеона Палласа, составил конспект заметок «О Таврии». Приехал же на полуостров в июне 1835-го, собирался лечиться на Кавказе, но, как писал потом Василию Жуковскому, «проклятых денег не стало и на половину вояжа. Был только в Крыму, где пачкался в минеральных грязях (в Саках. - Ред.). Впрочем, здоровье, кажется, уже от одних переездов поправилось. Сюжетов и планов нагромоздилось во время езды ужасное множество». В письме же этнографу и филологу Измаилу Срезневскому писал, что «странствовал в Крыму для здоровья и для того, чтобы повидать его». Доподлинно неизвестно, бывал ли великий русский писатель в Симферополе, а может только собирался его посетить в следующую поездку, что планировал в начале пятидесятых позапрош­лого века. Но и «множество сюжетов» не было изложено, и поездка не состоялась - в
1852-м Николая Васильевича не стало. А в губернском городе в то время уже строились на будущей писательской улице дома, храм, суд.

Храм на Сенной

Сегодня православных храмов на улице Гоголя - три.
В самом конце улицы, неподалёку от железной дороги и перекрёстка с улицей Шаталова, в цоколе двухэтажного жилого дома находится храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В начале, у перекрёстка с улицей Пушкина - церковь Святой Мироносицы Марии Магдалины приюта для девочек графини Адлерберг. У этого возрождённого храма и места - давняя история и удивительно белый иконостас. Но самый величественный, с высокими куполами - храм во имя Трёх Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Семинарская церковь, как её часто называют старожилы.
Нынешнее здание появилось 117 лет назад, сам же храм - в 1873-м, на втором этаже только построенной Тавричес­кой духовной семинарии (пос­ле появления у него своего здания на этаже разместился спортивный зал семинарии). Её, по проекту губернского архитектора К. Еремеева, подрядчик - Н. Масякин, возвели на бывшей Сенной площади, так называли эти места, часть Большого базара, где продавали сено в начале XIX века. В 1900-м по проекту архитектора А. Карапетова и при подрядчике строительства Н. Соловьёве заложили нынешнее здание храма, спустя три года состоялось его освящение. В советское время в здании церкви обустроили архив, книгохранилище, возрождаться она начала лишь в конце восьмидесятых прош­лого века. Примерно в то же время стала возрождаться и семинария, до этого в здании был богословский факультет Таврического университета, полевой госпиталь (благо была при семинарии до этого своя больница и врачи были толковые), школа №9, научно-исследовательский институт телеаппаратуры объединения «Фотон». Рядом с семинарией в XIX веке разбили и Семинарский сад, а в 1912-м он стал сквером - Пушкинским, здесь появился первый в городе памятник великому поэту. Сто лет назад сквер вновь стал садом - Коммунаров:
5 декабря в нём торжественно перезахоронили «комсомольцев и большевиков» - красноармейцев и подпольщиков, казнённых белогвардейцами. Памятник поэту сменил монумент Жертвам Революции - сегодня на его месте обелиск с надписью: «Героям, павшим за власть Советов в 1918-1920 годах, от комсомольцев города. Ноябрь, 1957». В Великую Отечественную, до оккупации города и после, в саду хоронили героев, сражавшихся с фашистами. Точно известно, что в сентябре 1941-го там похоронили танкиста генерал-майора Семёна Борзилова, в 1944-м лётчика генерал-майора Ивана Вилина (считается, что позднее останки перезахоронили на воинском мемориале на улице Старозенитной). Правда, тогда сад назывался уже Комсомольским, а ещё был Профсоюзным, садом Союза металлистов, позже - Объединённого рабочего клуба. Но симферопольцы всё же называют его Семинарским.

От суда до музея

На старинной улице есть и ещё одно такое же здание - сегодня это Центральный музей Тавриды (бывший краеведчес­кий ), а тогда - Таврический окружной суд. О том, где его строить, спорили долго, и строили тоже - в 1898-м на заседании городской думы решили возводить здание суда на Комендантской, а воплотился в жизнь проект губернского архитектора В. Геккера уже на Гоголевской в 1907. Благодаря размещению на улице важных зданий, дорога здесь была приличная, вымощенная брусчаткой. У здания суда дежурили извозчики на конных пролётках - в черте города, за конец - 20 копеек, ночью - 25. В 1914-м по Гоголевской проложили трамвайные пути - вагончики маршрутов №1, 3 и 4 никогда не пустовали.
После Октябрьской революции в здании бывшего Таврического окружного суда разместился Симферопольский горсовет, после Гражданской войны - Крымский ревком, затем ненадолго - Дворец труда. В 1934-м сюда переведены Крымский обком ВКП (б), Сов­нарком Крымской АССР. И вплоть до конца восьмидесятых прошлого века в здании находились главные люди области - руководство Крымского обкома партии (неподалёку позже появилось и здание обкома комсомола). Сорок лет назад для них начали строить новое помещение, где ныне располагается Государственный Совет республики, а бывшее здание суда в 1988-м отдали музею. Кстати, ещё одно мемориальное здание - улица Гоголя, 45, - судя по памятной табличке в этом неприметном домике три года, с 1922-го по 1925-й, жил поэт Степан Щипачёв. Вот такая вот литературно-героически, исторически важная улица в центре Симферополя существует уже почти 120 лет.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.