Двести мешков с костными останками

18 Июль 2020 694
Александр Лавров и Дмитрий Старцев показывают одну из находок - правую бедренную кость носорога стефаноринуса.
Александр Лавров и Дмитрий Старцев показывают одну из находок - правую бедренную кость носорога стефаноринуса.

В пещере «Таврида» завершился очередной этап палеонтологических исследований, во время которых на поверхность было поднято ещё более 200 мешков грунта с костями доисторических животных.

- В этом сезоне мы сосредоточились на Южном коридоре - сделали три полноценных шурфа, - рассказал «Российской газете» старший научный сотрудник лаборатории млекопитающих Палеонтологического института имени А. А. Борисяка, кандидат биологических наук Александр Лавров. - На остальных шурфах мы не смогли уйти далеко, так как на глубине около одного метра начинается слой известняковых камней и крупных валунов. Чтобы поднять наверх мешки грунта, пришлось организовать целую инженерную операцию, потому что протаскивать их через узкий лаз - задача нетривиальная. Всё было поднято на поверхность, перевезено на территорию Крымского федерального университета им. Вернадского и промыто. Но значимых находок всего около дюжины. Мы не ожидали, что их плотность окажется такой низкой. Это связано с тем, что костеносный слой в пещере неравномерный.
Среди обнаруженных останков - правая бедренная кость носорога стефаноринуса, левая локтевая кость носорога эламотерия, фрагменты метаподии слона (предположительно, южный слон), а также лопатка оленя и фрагмент рога горного барана. Среди ископаемых птиц пещеры найдено много останков стрепетов - мелких дроф. Присутствие таких пернатых указывает на наличие открытых (степных и саванновых) ландшафтов в эпоху их обитания. Это же подтверждают и кости гигантских страусов пахиострутио.
Палеонтологи, собираясь вернуться в «Тавриду» уже в августе, не теряют надежду обнаружить и более интересные находки.
- Надеемся, что следующий этап работы принесёт большее количество материа­ла, который расширит наши представления о палеофаунистическом комплексе Крыма и юга русской равнины периода поздний виллафранк, - добавил Лавров. - После того, как вскроют слой в пещере и прокопают маршрут для туристов, у нас будут боковые отнорки, которые более доступны. Геофизические исследования показали, что внутри есть несколько камер. Недавно найдены ещё два грота. Но нужно раскапывать входы. Мы предполагаем, что они богаты древними костями, и какие-то новые находки там будут. Кроме этого, существуют небольшие ответвления - так называемая «Ванина дырка» и «Ванино кольцо» протяжённос­тью 20 метров. В последнем были обнаружены кости. Но их собрали с поверхности, а внутри никто не копал.
По словам Лаврова, работы для учёных в пещере хватит ещё лет на десять.
- Исследование одного только «Грота гиен», где в 2018 году были обнаружены многочисленные костные останки, растянется ещё как минимум на два сезона, - уверен палеон­толог.
При этом учёный отмёл идею о возможном пребывании в «Тавриде» древнего человека.
- Люди никогда не жили в пещерах такого типа. Даже если мы найдём фрагменты человеческих останков, это будет означать, что человек стал жертвой хищника, который и затащил его в своё логово, - резюмировал Лавров.

Галия ШАКИРОВА.
Фото автора.