За отравление платят дважды

Что делать, если стало плохо от ресторанной еды

11 Январь 2020 1019

Пищевое отравление - неприятный, но вполне типичный для начала января недуг. Народ отдыхает дома, доедает всё, что осталось от новогоднего банкета, и, как результат, травится несвежими салатами и мясом. Но тут, как говорится, сами виноваты. Куда обидней, когда испорченные продукты подают в ресторане. Здесь вас не просто травят, а делают это за ваши же деньги. Спускать на тормозах такое нельзя. Пообщавшись с экспертами, мы выяснили, как заставить недобросовестных рестораторов возместить вам ущерб.

Тошнотворный корпоратив

Ксении Девеевой, работающей в небольшой симферопольской компании, новогодний корпоратив запомнился не столько безудержным весельем, сколько его последствиями. После «морского салата», который подавали к столу, ей стало дурно, и она, не дождавшись окончания вечеринки, уехала домой. Уже там она испытала на себе все «прелести» пищевого отравления.
- «Полоскало» так, что пришлось вызывать «скорую». Не знаю, что это было: несвежие морепродукты или палочка какая-то кишечная, но в себя я приходила три дня. Новый год встречала бледная и обессиленная. Почти все, кто был тогда на корпоративе, отравились точно так же, - рассказывает пострадавшая. - Руководитель, которому тоже досталось, не поленился поехать в больницу и взял у врача справки и выписки, в которых был зафиксирован факт отравления. Также поступили и некоторые из моих коллег. В итоге собственнику кафе выставили претензии, пригрозили инспекцией Роспот­ребнадзора и судом. Так как жалоба была коллективной, он упирался недолго, вернул деньги, потраченные на корпоратив, и возместил всем моральный ущерб.
По большому счёту Ксении повезло в том, что она не одна стала жертвой поварской халатности. В случае с групповым отравлением доказать вину ресторатора достаточно просто. Другое дело, когда из всех посетителей заведения отравились только вы. Впрочем, даже в таком случае есть реальный шанс возместить ущерб и проучить виновников.

Что делать?

Отравившись в ресторане, первым делом надо позаботиться о собственном здоровье и обратиться за медицинской помощью. Вы, конечно, и без врачей знаете, что надо делать в таких случаях, но квалифицированная помощь лишней точно не будет. Вызывайте врача на дом, и, когда он придёт, опишите ему симптомы и ситуацию.
- Если врач установил у вас признаки отравления, то попросите его сделать выписку из истории болезни, в которой будут изложены возможные причины отравления и детальное описание состояния вашего здоровья, - рассказывает юрисконсульт Виталий Глебов. - Если вы вынуждены покупать лекарства для лечения или платить за какие-то медицинские услуги, то обязательно сохраняйте чеки. Возмещение этих затрат можно будет требовать с ресторатора, если тот признает свою вину или таковая будет доказана в судебном порядке.
После получения заключения врача обратитесь с письменной претензией в адрес владельца кафе. Если отравление пищей произошло на борту самолёта или в вагоне-ресторане поезда, то направляйте претензию перевозчику.
В претензии обязательно укажите факт причинения вреда и сумму денежной компенсации, которую вы хотели бы получить. В неё входят фактически понесённые вами затраты: стоимость обеда, стоимость лекарств и иных расходов на лечение, а также сумма морального вреда.
Приложите к претензии копию медзаключения и чека (счёта), а также билета (если отравление произошло после приёма пищи в вагоне-ресторане или самолёте).

Принуждение к миру

Если заведение общепита отказывается признавать факт отравления и соответственно возмещать ущерб, обратитесь с жалобой в территориальное подразделение Роспотребнадзора.
В жалобе нужно указать факт события (отравление), ваши (и ресторана) контакты. Приложите копию медзаключения и копию чека. Роспот­ребнадзор обязан провести проверку кафе и уведомить вас о её результатах.
Если в кафе нарушаются санитарные нормы и правила, то ваша жалоба и следующая за ней проверка, возможно, сохранят здоровье других граждан. Кроме того, результаты проверки могут послужить дополнительным доказательством вины исполнителя.
Если ресторатор упёрся и принципиально не хочет признавать свою вину, то идите с заявлением в суд. В исковом заявлении надо будет указать, когда и при каких обстоятельствах вы отравились, назвать свидетелей (если таковые имеются), которые могут подтвердить, что вы действительно принимали пищу в этом заведении. Также надо предоставить результаты проверки Роспот­ребнадзора и выявленные нарушения (если такая проверка проводилась) и указать размер морального вреда, который, на ваш взгляд, ответчик должен вам выплатить.
К исковому заявлению необходимо приложить медицинское заключение, подтверждающее факт пищевого отравления; чек из ресторана или иной документ, подтверждающий оплату услуги или выписку из банка, подтверждающую перечисление денежных средств ответчику; чеки и иные документы, подтверждающие расходы на лечение; справку от работодателя о размере утраченного заработка за дни болезни (если больничный лист не оплачивался); заключение Роспотребнадзора о результатах проверки (если такая проводилась).
Имея на руках все указанные документы, у вас есть вполне серьёзные шансы получить причитающуюся компенсацию и доказать ресторатору, что статус бизнесмена не делает его неприкасаемым.

Кстати

Так как данный иск подаётся в защиту прав потребителей, то от уплаты государственной пошлины при его подаче истец освобождён.

Совет эксперта

После посещения любого места общественного питания сохраняйте чек хотя бы несколько дней. Если счёт не сохранился, то подтверждением могут служить выписка из банка по операциям по счёту (если расплачивались банковской картой), а также показания свидетелей. При этом даже если не вы, а ваш знакомый расплачивался за обед в кафе, помните, что, согласно закону «О защите прав потребителей», право требовать возмещения вреда, причинённого вследствие недостатков товара, признаётся за любым потерпевшим.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.