О «Евразийском мосте», «Матильде» и не только
Программный директор Ялтинского международного кинофестиваля «Евразийский мост» Кирилл Эмильевич Разлогов - непререкаемый авторитет в русской и мировой культуре. Известный российский культуролог, доктор искусствоведения, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, автор четырнадцати книг и около 600 научных работ по истории искусства и кинематографа, проблемам культуры, ведущий программы «Культ кино» на телеканале «Культура», ко всем вопросам подходит не только профессионально, но и очень взвешенно, реалистично, не витая в облаках. Кому, если не ему, адресовать вопрос о перспективах крымского кинофорума.
Главное - концепция и своя команда
- Кирилл Эмильевич, что скажете о концепции Ялтинского кинофорума и его инфраструктуре?
- Концепция должна соответствовать техническим возможностям и наличию оборудованных современной аппаратурой кинозалов. Это главная проблема. Она должна учитывать характер аудитории, которой фестиваль может быть интересен. Третий аспект более сложен для реализации - превращение этого фестиваля в явление международное. Он находится в политической плоскости и от нас не зависит. Не вы первая спрашиваете, доволен ли я инфраструктурой в Ялте? Ею довольным быть нельзя, потому что она очень сокращает возможности фестиваля, количество показываемых фильмов. Её надо развивать. Но это зависит от денег и от того, нужно ли это людям здесь.
- Ваша задача на данном этапе чисто прагматичная?
- Конечно. Собрать программу фильмов, которая была бы интересна и показательна с точки зрения проблематики.
И пригласить известных актёров и режиссёров, согласных ехать в Крым. А это сейчас, сами понимаете, не так просто. Популярные артисты ездят сниматься на Украину и не хотят попасть в персоны нон грата и потерять большие деньги.
- А как вы относитесь к тому, что украинские актёры, подписавшие письма против Путина, поддержавшие бандеровский режим в своей стране, снимаются в российских картинах?
- Пусть снимаются. Украина проявляет вопиющую мелочность, не пуская русских деятелей культуры, искусства в свою страну, запрещая российские фильмы. Мы выше этого. Россию в мелочности упрекнуть нельзя. Мы не против талантливых людей. Данный свыше дар надо использовать.
- Вы второй раз в Ялте, уже можете судить об аудитории. Как она вам?
- Хорошая аудитория. Относится к кино с интересом. Чувствуется, что ялтинцам, крымчанам фестиваль нужен.
- А что скажете об организации фестиваля?
- Крымская и московская дирекции технически всё делают чётко, со знанием дела. Но я считаю, что фестиваль должен делаться людьми того места, где он проходит. Не должны приезжать московские варяги и делать здесь фестиваль. На первом этапе это возможно, а дальше надо формировать свою творческую команду. Как это сделано во Владивостоке, где я основал фестиваль «Меридианы Тихого». Помогал всего лишь год, потом понял, что справятся сами, потому что есть заинтересованность и серьёзная поддержка губернатора, менеджеры с опытом организации фестивалей и местный киноман, способный делать программу. В Крыму есть поддержка главы республики, думаю, найдутся менеджеры и киноманы, которых мы пока не знаем. Их, кстати, можно подготовить. Слышал, что попытки образовательных программ у вас предпринимаются. Кстати, на курсе во ВГИКе, который я курирую, учится девушка из Крыма.
- А в творческом плане каким должен быть этот фестиваль? Какие фильмы здесь надо показывать?
- Хорошие, интересные. Соответствующие ожиданиям аудитории. Аудитория здесь небольшая, в отличие от московского фестиваля, где можно показывать в маленьком зале картины для абсолютных эстетов, а в другом, большом зале, - мейнстримовские ленты, отвечающие запросам масс. Там я могу показывать большие премьеры российские, зная, что съёмочная группа приведёт своих знакомых и набьет зал. Чего здесь произойти не может. Большого количества киноманов я у вас не вижу. Вижу обычных людей, очень доброжелательных, которые смотрят фильмы наивным взглядом, оценивая их словами «нравится», «не нравится». Они смотрят картины, которые не выходят в прокат. Думаю, в перспективе можно достичь приличного уровня с привлекательной социальной фестивальной жизнью. Но, к сожалению, для достаточно узкого круга людей.
- Отсутствие большого количества звёзд вы объяснили. Но даже приехавшие не проводили творческих встреч, к которым ялтинцы привыкли во время фестивалей прошлых лет и телекинофорума, который имел широкий резонанс. А ведь это - одна из важных составляющих.
- Вы правы. Организовать встречи несложно. Боюсь, что причина опять же в том, что люди с именем не хотят «светиться» лишний раз. Но я продумаю, как это сделать на будущий год, и кому поручить этот участок. Идея правильная, творческие встречи должны быть.
- Обычно на фестивалях фильмы идут первым экраном. А здесь мы видим уже представленные на других фестивалях, например, на московском – «Карп отмороженный».
- Этот фильм не входит в конкурсную программу, он идёт в разделе «Российские премьеры». На самом деле при обилии фестивалей серьёзную программу невозможно сделать без картин, которые уже где-то были показаны. Но у нас есть бесспорный плюс - предпремьерный показ фильма «Салют-7». Это большая победа. В прошлом году у нас были две премьеры: «Ледокол» и «Молот». Никита Сергеевич и продюсер, генеральный директор кинокомпании Михалкова «Студия ТриТэ» Леонид Эмильевич Верещагин сумели договориться с продюсерами и сделали такой подарок крымчанам.
- Договориться с продюсерами сложно?
- Очень. Это проблема не Ялтинского фестиваля, а общей ментальности. Продюсеры считают, что фестивальный показ вреден: на фильм с репутацией «фестивальный» зрители не идут.
- Какие картины посоветуете посмотреть крымчанам?
- Все, которые были на этом фестивале. Очень хорошая картина «Жги!» Кирилла Плетнёва. Я большой поклонник фильма «Турецкое седло» Юсупа Разыкова. В этом году на «Кинотавре» главный приз получила картина Бориса Хлебникова «Аритмия». Самая сенсационная. Но хорошо сделанная, хорошо сыгранная. Меня она несколько разочаровала как слишком телевизионная. Но посмотреть рекомендую. Как и «Рай» Андрона Кончаловского, такую же сенсационную в прошлом году. Самая же сенсационная нынче картина, которую надо показывать на фестивалях, это «Матильда» Алексея Учителя.
Страсти по «Матильде»
- Вы, наверняка, один из первых, кто видел фильм, вокруг которого так много шума. Что думаете по этому поводу?
- Я не очень понимаю владельца двух крупнейших киносетей Александра Мамута, отказавшегося показывать эту картину. Из опасения, что начнутся беспорядки? Так надо просто обеспечить безопасность зрителей. Премьера фильма всё равно состоится. 23 октября в Мариинском театре. А через три дня выйдет в прокат. Москвичи увидят историю романа будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской 24 октября в киноцентре «Октябрь». Во Владивостоке в течение недели фильм шёл при набитых залах. Всё было спокойно и культурно.
- В фильме действительно всё - вымысел, не имеющий отношения к исторической правде?
- Фильм основан на историческом факте. А все разговоры об обратном от того, что у нас есть две конкурирующие идеологии: научная и церковная. Весь негатив давно можно было пресечь, если бы он не поддерживался церковью и государством. Поджигателей надо было просто-напросто посадить в тюрьму. После тщательного расследования наказать подстрекателей и организаторов беспорядков. Наталья Поклонская - симпатичная девушка, искренне влюблённая в Николая II. Она одержима этой любовью. И это её личное дело, которое нельзя возводить в ранг официальной политики.
- Что скажете о художественных достоинствах картины?
- Красивый фильм. Снимался в Мариинском и Александринском театрах, Царском Селе, Петергофе, Юсуповском дворце, Павловске. Хороший фильм. Профессиональный. Сделан лучше, чем я думал. Не конъюнктурная, не политическая. Картина про страсть. Которая, безусловно, была с обеих сторон. Про страсть, которой подвержен любой нормальный человек, особенно в нежном возрасте. Недостаток картины, на мой взгляд, в том, что в ней занято много зарубежных актёров, которых дублируют русские артисты, что лишает персонажи глубины. Это касается и Николая II, который в исполнении Ларса Айдингера получился совсем блёклым.
А вот царицу-мать советская и литовская актриса Ингеборга Дапкунайте играет просто гениально! Матильда Михалины Ольшанской нареканий не вызывает. Актрису тоже дублируют на русский, но в ней есть физиологический магнетизм, который объясняет переход из постели в постель. Фильм ироничен, что тоже плюс Учителю, потому что он в жизни - человек, лишённый чувства юмора. Вполне достойная картина.
- Говорят, режиссёр собирается выставить «Матильду» на премию «Оскар»?
- Собирается. Что касается перспектив, для меня основным и единственным претендентом на «Оскар» должен быть фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Но я думаю, что неприятие Поклонской творческой средой настолько сильно, что в пику ей могут предпочесть «Матильду». Поживём, увидим.
Уже то, что в команде «Евразийского моста» Кирилл Разлогов, вселяет не только надежду, но и уверенность, что фестиваль будет развиваться и совершенствоваться на радость не только крымчан и гостей нашего полуострова, но и кинематографистов нашего Отечества и их зарубежных коллег, не пугающихся санкций, а относящихся к культуре и искусству как к благородной миссии объединения людей во имя взаимопонимания и мира.