1960 год. «Крымская правда»
Хрущёв стучит ботинком по трибуне ООН и обещает показать империалистам «кузькину мать». Собаки Белка и Стрелка отправляются в космический полёт. Четвёрка советских военнослужащих 49 дней дрейфует в открытом океане и становится знаменитой на весь мир. 1 мая над Уралом советская ракета сбивает американский высотный самолёт-шпион. В столице открывают бассейн «Москва» и закрывают Таганскую тюрьму. С преступностью борются силами дружинников, а с тунеядцами - всем миром. Одним из символов 1960-х станет транзисторный приёмник «Спидола», выпущенный рижским заводом, правда, пока небольшой партией. Приёмник даже «засветился» в таких киношедеврах, как «Ошибка резидента», «Кавказская пленница» и «Любовь и голуби». Цена этого чуда бытовой техники, способного ловить вражеские «голоса», - 73 рубля с копейками. В каждой семье - «Крымская правда» - не просто рупор партийной жизни и дневник пленумов, а самое настоящее окно в мир, из которого видно всё - от прогрессивных методов организации оплаты труда в соседнем колхозе до особенностей колониальной политики мирового империализма. Во дворах танцуют под Майю Кристалинскую и осваивают новую игру - бадминтон. В кино смотрят «Ночи Кабирии» и «Бабетта идёт на войну». На комсомольских собраниях ругают бородачей и прозрачные блузки. Становится модным ходить в походы и работать геологом. «Крутым» бывает только презрение к дармоедам, а «голубым» - мирное небо над головой. Мы, советские люди, всегда за мир. Об этом - практически в каждом номере.
Хрущёв в Париже
23 марта советская делегация прибыла в Париж. «Поездка Никиты Сергеевича во Францию вызвала большую радость в наших сердцах. От всего сердца желаю Никите Сергеевичу доброго здоровья и больших успехов в выполнении благородной миссии, - публикует «Крымская правда» напутствие работницы Второй симферопольской швейной фабрики Татьяны Александровны Вербы. - Мне, матери, воспитавшей троих сыновей, как и всему советскому народу, очень тяжело пришлось во время войны. Поэтому всё, что предпринимает глава нашего правительства для разрядки международной напряжённости, очень дорого нам, матерям».
Де Голль очень ждал приезда Хрущёва. Переговоры с советским лидером были для него важной составляющей большой международной политики, на которую он выводил Францию. И ещё тогда, в 1960 году, в разгар холодной войны де Голль вдруг заявил Хрущёву, что пребывание Франции в НАТО - явление преходящее. Это произошло за 6 лет до выхода Французской республики из военной организации НАТО.
Советская пресса очень подробно и благосклонно освещала зарубежные визиты Никиты Сергеевича, а визиту во Францию и обсуждению его итогов в трудовых коллективах посвящено несколько номеров «Крымской правды».
Однако если поначалу деголлевская концепция европейского сотрудничества и единой Европы Хрущёвым воспринималась вполне благосклонно, то лозунг создания «Европы от Атлантики до Урала» (Де Голль говорил об этом, в частности, 25 апреля 1960 года, выступая перед Конгрессом США), вызвал раздражение: уж не собирается ли француз «разрубить Советский Союз надвое», включив в объединённую Европу только часть до Урала? Хрущёв возмутился настолько, что по его указанию Парижу было сделано по дипломатическим каналам сердитое представление на этот счёт. Де Голль к замечанию прислушался и в дальнейшем уже говорил о создании «Большой Европы» с участием СССР.
Вечером того же памятного дня 23 марта, когда советскую делегацию тепло принимали в Париже, «в 22 часа по московскому времени четыре отважных советских воина А. Зиганшин, И. Федотов, Ф. Поплавский,
А. Крючковский покинули Нью-Йорк на борту английского лайнера «Куин Мэри», - сообщала «Крымская правда». - Направляющихся на Родину героев провожали посол СССР в США М. А. Меньшиков, постоянный представитель СССР при Организации Объединённых Наций А. А. Соболев и другие». И об этой четвёрке героев стоит рассказать подробнее.
Потеснившие «Битлов»
Это не преувеличение. Асхат Зиганшин, Анатолий Крючковский, Филип Поплавский и Иван Федотов, пусть и на короткое время, но прогремели на весь мир и даже затмили знаменитую «Ливерпульскую четвёрку».
Зиганшин крепился, держался,
Бодрился, сам бледный, как тень,
И то, что сказать собирался,
Сказал лишь на следующий день:
«Друзья!» Через час: «Дорогие!»
«Ребята! - Ещё через час, -
Ведь нас не сломила стихия,
Так сломит ли голод нас?
Забудем про пищу, чего там,
А вспомним про наших солдат…»,
- писал молодой Владимир Высоцкий в 1960 году в стихотворении «49 дней». «Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел второй сапог!» - пели советские «стиляги».
Четверо солдат, служивших срочную на острове Итуруп Курильской гряды, встретили утро 17 января на борту самоходной баржи Т-36. Налетевшим штормом баржу понесло на скалы. Запустив дизели и отчаянно маневрируя, расчёт во главе с младшим сержантом Зиганшиным сумел обогнуть опасные камни и направил баржу на песчаный берег. Но тут горючее закончилось и судно понесло в открытый океан… Так началась их фантастическая эпопея, поразившая весь мир. Не приспособленная для океанского плавания баржа с пробитым днищем преодолела полпути до Гавайских островов. 7 марта, когда у ребят оставалось 3 спички, полчайника пресной воды и последний не съеденный сапог (это тоже не преувеличение), они были обнаружены самолётами авианосца Kearsarge примерно в тысяче морских миль к северо-западу от атолла Мидуэй. Потеряв в весе «от 35 до 40 фунтов», они всё ещё могли, хотя и с большим трудом, стоять на ногах и даже самостоятельно передвигаться. Их сразу же переодели, покормили и отнесли в душ.
В Сан-Франциско ребятам вручили «золотой ключ» от города, приодели на западный манер. От аккуратных предложений остаться и «выбрать свободу» все четверо отказались. Потом был Нью-Йорк, трансатлантический переход на лайнере «Куин Мэри», Париж, самолёт в Москву, торжественная встреча в аэропорту: цветы, генералы, толпы людей, транспаранты и плакаты. На Лубянку не вызывали, в шпионаже не заподозрили, напротив, наградили за проявленное мужество. Так закончилось их невероятное путешествие.
Конец операции «Оверфлайт»
Американский подарок к первомайскому празднику всполошил всю страну. Но вместе с незавершённой операцией «Перелёт» закончилась почти пятилетка неуязвимости западных самолётов-шпионов в советском небе.
Работы по проекту создания высотного самолёта-разведчика начались в США в 1954 году, и уже спустя год первый прототип поднялся в воздух над калифорнийской пустыней. Именно там, на мощностях экспериментального исследовательского центра Skunk Works компании Lockheed были построены все 25 самолётов U-2, перешедшие в состав двух стратегических разведывательных эскадрилий ВВС США. Остальные машины, построенные также там, были переданы в распоряжение ЦРУ и NASA. Lockheed U-2 имел уникальные для того времени лётные характеристики по высоте и дальности полёта. Предназначенный для работы на высотах свыше 20 км, где обнаружение и перехват были маловероятны. Потолок советских МиГ-19 - 15600 метров, хотя на форсаже (в «прыжке») они могли подниматься выше. Но пилоты U-2, когда замечали атаку, обыкновенным разворотом уходили из зоны перехвата МиГов. В СССР разрабатываются новые типы самолётов, среди которых - истребитель-перехватчик Су-9, превосходящий иностранные аналоги как по максимальной высоте полёта, так и по огневой мощи. Но пока достать U-2 штатными средствами почти невозможно.
Разведывательные полёты над странами соцлагеря начались 20 июня, а первый полёт над СССР был осуществлён 4 июля 1956 года. Всего над территорией СССР было выполнено 24 разведывательных полёта, что позволило выявить большое количество военных и промышленных объектов. Были вскрыты многие элементы системы советской ПВО, установлены аэродромы истребителей-перехватчиков, позиции зенитной артиллерии, радиолокационных станций. Были запечатлены другие важные оборонные объекты СССР, в частности, базы Военно-Морского флота. Истинное местоположение советского ракетного полигона №5 (ныне космодром Байконур) стало известно американцам 5 августа 1957 года тоже благодаря воздушной разведке.
1 мая 1960 года в 04.30 утра тридцатилетний американский пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс поднял в воздух со взлётной полосы Пешаварского аэродрома в Пакистане свой Lockheed U-2 и направил его к советской границе. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Полёт должен был быть совершён над территорией Афганистана, а затем над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия. Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк государственную границу СССР на высоте 20 км в 5.6 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада Таджикской ССР. В 8.53 в районе Свердловска самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих) ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Самолёт стал беспорядочно падать, но пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пятикилометровой высоте привёл в действие парашют, а по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино, недалеко от обломков сбитого U-2. По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого и на высоте около 10 км, в условиях беспорядочного падения машины, покинул самолёт самостоятельно.
В официальной советской версии событий не упоминалось о том, что всего было выпущено 8 ракет. В результате был случайно сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже. Пилот старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени. Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9, который перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.
Президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.
17 мая 1960 года советская делегация покинула открывшуюся в Париже на высшем уровне конференцию четырёх держав антигитлеровской коалиции по разоружению. Накануне Н. С. Хрущёв в связи с инцидентом со сбитым 1 мая U-2 потребовал, чтобы США прекратили подобные полёты над территорией СССР и принесли извинения. Президент США Дуайт Эйзенхауэр отверг эти требования - и конференция завершилась, так и не начавшись. Планировавшийся исторический визит президента США в Москву тоже не состоялся.
19 августа 1960 года Фрэнсис Гэри Пауэрс был приговорён за шпионаж к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трёх лет во Владимирском централе. Но он не досидит своего срока: 10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике его обменяют на советского разведчика Рудольфа Абеля.
А в Симферополе начало 1960 года отметили вполне мирными авиадостижениями - с января на линии Москва - Крым начал работу турбореактивный самолёт Ту-104Б. Время перелёта сократилось до полутора часов. Первый такой Ту-104Б с экипажем Ленинградского аэропорта приземлился в столице Крыма 7 января. Так была открыта новая страница в истории отечественных авиалиний. Мирная страница.
Четвероногие космонавты
«Впервые в истории живые существа благополучно возвратились из космоса на Землю. После завершения программы исследований, рассчитанной на одни сутки, и получения данных о жизнедеятельности животных и нормальном функционировании бортовых систем корабля-спутника, была подана команда на спуск его на землю. Команда была выдана на 18-м обороте, - сообщала «Крымская правда» 21 августа 1960 года в первополосном материале «Выдающийся успех советской науки и техники». - Все подопытные животные, в том числе собаки Стрелка и Белка после полёта чувствуют себя хорошо». «Наша великая Родина ещё раз показала пример служения человеку. Запустив второй космический корабль с подопытными животными, мы вплотную приблизились к моменту полёта первого космонавта. Нет сомнения в том, что этим космонавтом будет наш, советский человек, - пишет декан физико-математического факультета Крымского пединститута Р. Бадальян.
- В то время как империалистические круги США посылают в небо других стран шпионские самолёты с целью разжигания «холодной войны», подавления национально-освободительного движения в африканских, азиатских и других странах, наша Родина запуском спутников и космических кораблей показывает благородный пример использования достижений науки и техники в мирных целях».
Двумя днями раньше, 19 августа 1960 года в 11.44 по московскому времени с космодрома Байконур, со стартового комплекса № 1 был осуществлён запуск космического корабля «Спутник-5» на околоземную орбиту. Подготовкой корабля к запуску руководил лично Сергей Павлович Королёв. Кроме Белки и Стрелки в катапультируемом контейнере находились 12 мышей, насекомые, растения, грибковые культуры, семена кукурузы, пшеницы, гороха, лука, некоторые виды микробов и другие биообъекты. А вне катапультируемого контейнера в кабине корабля были размещены 28 лабораторных мышей, 2 белые крысы.
Белка и Стрелка были третьим собачьим экипажем, отправлявшимся на земную орбиту. Космическим первопроходцем в 1957 году стала собака Лайка, запущенная «в один конец» на аппарате «Спутник-2». Уже после четырёх витков вокруг Земли собака погибла от перегрева: температура в камере, где она находилась, поднялась до 40 градусов Цельсия, и снизить её возможности не было. Ещё один собачий экипаж - Чайка и Лисичка - погиб 28 июля 1960 года. На 19-й секунде после старта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, после чего она упала и взорвалась. Белка и Стрелка были дублёрами Чайки и Лисички. По понятным причинам такие подробности не стали достоянием прессы.
Не писали газеты и о катастрофе на Байконуре. 24 октября 1960 года на космодроме во время старта взорвалась баллистическая ракета Р-16, заживо сгорели 74 человека, в том числе главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. В центральных газетах была дана лишь краткая информация в траурной рамке с фотографией о гибели главнокомандующего «при исполнении служебных обязанностей в результате авиационной катастрофы».
Как бы там ни было, именно путешествие Белки и Стрелки позволило сделать выводы о возможности человека совершить орбитальный полёт вокруг Земли. Полёт Белки и Стрелки стал первым, в котором использовалось телевизионное наблюдение. После полёта легендарные собаки жили в вольере Института авиационной и космической медицины, откуда их возили на показ в детские сады, школы и детские дома. Через несколько месяцев Стрелка принесла потомство - шесть абсолютно здоровых щенков. Одного из них - самку по имени Пушинка - Никита Сергеевич Хрущёв подарил супруге президента США Джона Кеннеди Жаклин и их дочери Кэролайн. Белка и Стрелка дожили до глубокой старости и умерли своей смертью. Чучела собак находятся в Мемориальном музее космонавтики в Москве.
«Кузькина мать» в ООН
Выступление Никиты Сергеевича Хрущёва на 15-й Ассамблее ООН в октябре 1960 года настолько прочно вошло в легенды и обросло таким количеством домыслов и украшений, что теперь уже не всегда можно определить границы между мифом и былью. Эмоциональное выступление первого секретаря ЦК КПСС, клеймившего позором колонизаторов, вызвало ответную реакцию со стороны представителя Филиппин. Тот отметил, что следует говорить не только о странах, которые остаются под гнётом западных колониальных держав, но и о странах Восточной Европы, «проглоченных Советским Союзом». Хрущёв, выступая на трибуне с ответной гневной речью, действительно колотил по ней ботинком. Эти исторические кадры видели все. О том, как у Никиты Сергеевича в руках оказалась обувь, существуют разные версии, но ботинок и «кузькина мать» навсегда остались в мировой истории. Растерявшийся переводчик споткнулся на фразе «Мы вам покажем кузькину мать!», адресованной недругам СССР, и перевёл дословно: «мать Кузьмы». Западные политики решили, что речь идёт о кодовом названии нового ядерного оружия. Их «догадка подтвердилась» буквально через несколько дней, когда на Белом море с подводной лодки Б-67 проекта ПВ-611 был выполнен первый в СССР успешный прицельный пуск баллистической ракеты Р-21 из-под воды. Так что показали «партнёрам» обещанное, показали.
Во время торжественной встречи на парижском аэродроме Орли. На переднем плане - Н. С. Хрущёв и Ш. де Голль.
Первый Ту-104Б в Симферополе.
Обломки сбитого U-2. Оружие и личные вещи Пауэрса.