«Аналогов этому году нет»

24 Апрель 2020 7913
Людмила Радченко.
Людмила Радченко.

Крым, конечно, считается регионом рискованного земледелия, но в этом году природа испытывает местных аграриев, как никогда. Чересчур тёплая зима, затянувшаяся засуха, многочисленные весенние заморозки… Все самые неблагоприятные погодные условия собрались в одном сельхозсезоне, практически не оставляя растениям шансов на выживание. Удастся ли фермерам спасти хотя бы часть урожая? Или республика в этом году останется без хлеба? Об этом «Крымской правде» рассказала заместитель директора ФГБУН «НИИСХ Крыма» по научной работе, кандидат сельскохозяйственных наук Людмила РАДЧЕНКО.

В критическом состоянии

- Вы следите за состоянием всходов на экспериментальных участках института. Оно, пожалуй, характерно для всего полуострова. По вашим наблюдениям, насколько пострадали всходы от весенних заморозков?
- Озимые культуры пострадали от заморозков, которые были в конце марта.
В некоторых районах, в частности в Красногвардейском и Нижнегорском, температура опускалась до -10°С, а на почве даже до -12°С. Причём заморозки были длительные - иногда всю ночь, что тоже важно. В итоге практически везде очень сильно пострадал озимый ячмень. Причём, чем более развитым он был, тем сильнее повреждения от заморозков. Пшеница пострадала в меньшей степени, хотя некоторые сорта повреждены сильно.
Конечно, мы привыкли к таким ситуациям - в Крыму весенние заморозки бывают часто. Но проблема в том, что в этом году растения вегетировали почти всю зиму и потеряли углеводы, сахара, которые способствуют повышению морозостойкости.
В этом сезоне она была снижена ещё и потому, что на момент заморозков некоторые растения уже выходили в трубку, то есть были достаточно развиты и активно вегетировали. Если бы они только вышли из зимовки, ситуация была бы получше.
- Есть надежда, что пострадавшие всходы восстановятся?
- Как правило, так и происходит. Особенно быстро восстанавливается ячмень. Но для этого нужны соответствующие условия. У нас бывало, что после заморозков даже более сильных, чем в этом году, озимые восстанавливались пос­ле продуктивных осадков, и влияние холодов становилось не особенно заметным.
В условиях этого года мало того что не было осадков после заморозков, ещё и инсоляция повышена - солнечная погода держится практически каждый день. Ветер тоже почти ежедневно. Причём сильный: 10-15, а то и 17 мет­ров в секунду. Такие условия значительно усложнили и без того непростую ситуацию.
Кроме того, в апреле снова повторились заморозки.
В первой декаде месяца они продолжались в течение восьми дней, температура опускалась до -7°С, а на почве - до -10°С. Продолжаются высокая инсоляция и сильные ветры. Поэтому на сегодняшний день озимые, конечно, ослаблены. Особенно ячмень. На некоторых полях его всходы находятся в критическом состоянии, и если в ближайшее время не пройдут продуктивные осадки, мы можем потерять большие площади этой культуры. Сейчас ячмень восстанавливается очень трудно, листовой аппарат почти полностью высох, начинается отмирание корневой системы. Так что без дождей озимый ячмень мы не спасём.
Что касается озимой пшеницы, здесь ситуация разная. На паровых полях всходы хоть и изрежены в разной степени, но, по крайней мере, находятся в удовлетворительном состоянии. Влаги тоже недостаточно. Но даже если в ближайшее время не будет продуктивных осадков, на парах пшеница вытянет, потому что ещё около 100 мм продуктивной влаги имеется в метровом слое. Хуже состояние озимой пшеницы на непаровых предшественниках. Она остановилась в росте, хотя сейчас как раз то время, когда пшеница должна активно расти. Все ткани физиологически стареют. То есть растения ускоренно развиваются, но практически не растут. Листья начали усыхать, верхние уже желтеют. Я думаю, если не будет осадков, можем не дождаться колошения на таких полях.

Ждём дождей

- А как обстоят дела с яровыми посевами?
- Яровой ячмень тоже изрежен из-за засухи. Несмотря на то что влаги для него пока достаточно, активно расти он не может. Кроме того, весенние заморозки уничтожили листовой аппарат. Но яровой ячмень очень хорошо регенерирует, поэтому восстановился быстрее, чем озимый. Сейчас он находится в неплохом состоянии, но его дальнейшая судьба зависит от количества осадков.
Что касается бобовых культур, сильно пострадал от заморозков горох, который был посеян в феврале и успел дать всходы. Он может уже и не восстановиться - всходы очень изрежены. Горох, который был посеян позже и взошёл недавно, от заморозков не пострадал, но ему не хватает влаги, поэтому на большой потенциал рассчитывать не приходится.
Горчица и лён где-то дали всходы, где-то нет - в зависимости от состояния полей, от количества влаги. От заморозков лён не пострадал, а горчица на тот момент ещё не взошла.
- Какое количество осадков способно исправить нынешнюю ситуацию?
- Сейчас нужен хороший дождь хотя бы на пару дней. Вообще хозяйственно полезными считаются осадки в 10-11 мм, но когда держится такая сушь, как сейчас, этого количества влаги будет мало. Конечно и такие осадки улучшат ситуацию, но сейчас нам надо 20-30 мм, чтобы действительно изменить ситуацию.
- Надежда пока есть, но если обильные дожди так и не пойдут, какими будут полевые потери Крыма? Удастся ли получить хоть какой-то урожай?
- До конца апреля продуктивных осадков не прогнозируют, но мы рассчитываем, что в мае и июне они наверняка будут. Аналогов этому году в плане погодных условий, конечно, нет, но, как правило, если весна проходит без дождей, в мае-июне они выпадают однозначно. Тут возникает другая опасность: в это время уже начинаются уборочные работы. Поэтому мы опасаемся, что в начале лета начнутся такие дожди, которые не дадут убрать даже то, что выросло. Как бы то ни было, я боюсь, что до мая мы можем потерять озимый ячмень на тех площадях, где он особенно пострадал от заморозков и засухи. Можем потерять некоторые площади пшеницы, посеянной по непаровым предшественникам. Но в Крыму есть несколько регионов, где ситуация более или менее благоприятная. Это Сакский, Красноперекопский, Черноморский и Раздольненский районы. Там с осени выпадали осадки, и состояние растений лучше. Это примерно 20% посевов.
В центральной части полуострова ситуация гораздо хуже. Состояние пшеницы, посеянной по непаровым предшественникам, ухудшается каждый день. Сохнут листья и корневая система. Думаю, что до мая эти растения могут не дожить. По Крыму таких полей до 30%.
Если говорить в целом о прогнозах по урожаю, нужно понимать, что в этом году мы получили поздние всходы по озимым. В этом случае нарушается биология культуры и такие растения, как правило, формируют урожайность не больше 20 центнеров с гектара. Для сравнения, в прошлом году Крым по зерновым в среднем получал 31-35 центнеров с гектара. Могу сказать, что у нас уже бывали такие неурожайные годы. Например, в 2013-м, когда тоже была сильная засуха, средняя урожайность по Крыму составляла всего около 16 центнеров с гектара.

Деньги в землю

- А как природные катаклизмы отразятся на качестве будущего урожая?
- Качество может быть неплохим на пшенице, посеянной по паровым предшественникам. А вот зерно, выращенное по непаровым, вероятнее всего, будет фуражным. Азотные удобрения почти не вносились из-за отсутствия влаги, а именно наличие азота способствует повышению качества зерна.
И корневая система растений на непаровых предшественниках слаба настолько, что не может использовать даже азот, имеющийся в почве. Сейчас как раз идёт фаза выхода в трубку, когда формируется колос. Естественно, в условиях засухи он будет мелким. Но крупность самого зерна зависит от условий в момент налива. Если будет достаточно осадков, зерно может сформироваться достаточно крупным. Тем не менее из-за того, что кустистость очень слабая, зёрен в колосе в любом случае будет немного, и даже если налив пройдёт в благоприятных условиях, на большой урожай рассчитывать не приходится.
- Чем чревата для Крыма гибель всходов? Удастся ли получить достаточно зерна, чтобы мы не остались без хлеба, а животные - без корма?
- Сейчас всё зависит от площади гибели растений. Если, не дай Бог, продлятся такие условия, как сейчас, и осадков не будет в мае, мы можем остаться и без озимых, и без яровых. Это будет трагедия. Сельхозпроизводители обычно вкладывают последние деньги в посев и потом рассчитывают на прибыль от полученного урожая. Если они ничего не уберут, за счёт чего будут жить эти хозяйства? Особенно, если стоимость зерна в нынешнем году окажется невысокой, как в прошлом. Кроме того, если урожай на полях будет маленьким, убирать его окажется попросту нерентабельно. Поэтому трагично будет, даже если погибнут небольшие площади посевов. Наши сельхозпроизводители не настолько богаты, чтобы закапывать деньги в землю.
А если погибнут большие площади, без помощи государства многие хозяйства просто не смогут выжить.
Что касается потребительского аспекта, без хлеба мы, конечно, не останемся - для собственных нужд Крыму надо не так много зерна. Голодными не будем. А вот с кормовой базой могут возникнуть проб­лемы. Особенно для крупного рогатого скота. Например, если засуха затянется, сеять силосную кукурузу не будет смысла.

Елена ЮМАНОВА.