«Боремся всеми силами»

27 Декабрь 2018 4338
Владимир Анюхин.
Владимир Анюхин.

Решительная и непримиримая позиция «Крымской правды» в отношении использования пальмового масла в молочном производстве привлекает внимание к проблеме не только читателей, но и властей. Одним из результатов наших публикаций стала недавняя встреча с представителями Министерства сельского хозяйства республики. В центре обсуждения были вопросы, связанные с развитием животноводства в Крыму, ведь именно от состояния отрасли зависит количество и качество молочной продукции на наших столах. На вопросы редакции отвечал первый заместитель министра сельского хозяйства РК Владимир АНЮХИН.

Прогресс налицо

- Владимир Евгеньевич, согласно данным вашего ведомства Крым полностью удовлетворяет свои потребности по всем видам сельскохозяйственной продукции, кроме молока и мяса крупного рогатого скота (КРС). Чтобы исправить ситуацию, государство вкладывает в развитие животноводства большие деньги. Это уже даёт какие-то результаты?
- Действительно, с 2015 года республике выделяются значительные средства из федерального бюджета в рамках государственной программы развития сельского хозяйства. В том числе животноводства. Выделяемые средства идут на стимулирование производства и компенсационные выплаты - так называемые субсидии.
К чему привела реализация этой программы? В Крыму увеличилось количество крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Если в 2015 году в общем объёме производства молока по респуб­лике доля сельскохозяйственных организаций составляла только 8%, то по итогам 2017 года она превысила 15%.
Хочу отметить, что к тем предприятиям, которые являются участниками государственной программы, мы можем предъявлять определённые требования. Дело в том, что выплата компенсации возможна только при соблюдении определённых критериев. Иными словами, субсидию нужно заслужить. Поэтому мы контролируем не только объёмы выпускаемой предприятиями продукции, но и её качество. Смотрим, как содержится скот, какой рацион применяется, как осуществляется дойка и так далее.
Существуют также компенсационные выплаты, связанные с сохранением и увеличением поголовья. На каждую голову КРС, сохранённую или добавленную хозяйством за отчётный период, из бюджета выплачивается 40 тысяч рублей. Это дополнительный стимул для увеличения поголовья скота в Крыму.
- Насколько эффективны такие стимулы? Поголовье КРС и, в частности, молочных коров в Крыму увеличивается?
- Если говорить о молочном поголовье, то оно в основном сосредоточено в личных подсобных хозяйствах - более 90%. В целом в Крыму сейчас насчитывается 122 тысячи голов КРС. Из них 61 тысяча - дойные коровы. Что касается продуктивности, то, как вы знаете, республика занимает одно из ведущих мест в России по надою на одну фуражную корову - 5902 литра. В день это объём в пределах от 18 до 20 литров. Конечно, эти достижения нас радуют, но в целом мы понимаем, что продуктивность зависит от очень большого комплекса условий: от породы скота, условий содержания, качественной кормовой базы. За последние годы в республике при наличии мощной финансовой поддержки и внимания со стороны федерального правительства мы достигаем определённых результатов в этих направлениях.
В частности, на территории полуострова идёт обновление стада. Сегодня у каждого думающего на перспективу руководителя есть возможность заменить низкопродуктивный скот на коров более высокой продуктивности.
- Как вы сами сказали, развитие животноводства невозможно без наращивания кормовой базы. Какие меры принимает Минсельхоз Крыма для того, чтобы обеспечить увеличивающееся поголовье кормами?
- С тех пор, как Крым лишился воды из Северо-Крымского канала, мы столкнулись с серьёзнейшей проблемой: как обеспечить качественными кормами крымское животноводство? Со 130 тысяч гектаров, возделываемых при Украине, после перекрытия канала площадь орошаемых земель снизилась до 13 тысяч. За последние четыре года при мощной поддержке государства площадь орошаемых земель на полуострове была доведена до 17 тысяч. В плане на 2019 год будет рассматриваться вопрос строительства трёх водозаборов, что позволит увеличить площадь мелиорируемых земель на 10 тысяч гектаров. В том числе увеличится число участков, на которых выращивают кормовые культуры. Для примера: в этом году в Красногвардейском районе производителем молочной продукции реализован мелиоративный проект по введению в эксплуатацию орошаемого участка на 200 гектаров при поливе фронтальными широкозахватными установками. Аналогичный проект реализован в Раздольненском районе на площади в 300 гектаров. Эти территории будут использованы для выращивания кормовых культур.

Коммерческая тайна

- Вам, безусловно, известна позиция «Крымской правды» в отношении использования пальмового масла в продуктовом производстве. А как к этому относятся в Министерстве сельского хозяйства республики?
- Законодательством чётко установлены все допустимые нормы производства пищевой продукции. В частности, определены виды сырья, допустимые к использованию, в число которых входит и пальмовое масло. Министерство сельского хозяйства не является ни защитником, ни противником этого компонента. У нас есть очень чёткие нормативные документы, которыми мы руководствуемся. Если предприятие работает в рамках закона, его продукция выпускается на сертифицированных мощностях в соответствии с действующими ГОСТами и СанПиНами и на выходе получает документ, подтверждающий её качество и состав, не нам критиковать такое производство. Торговые сети - это свободная рыночная структура, которая принимает в реализацию все сертифицированные продукты. При этом в Крыму немало ведомств и общественных организаций, основная задача которых - контроль качества продуктов. Сигналы, поступающие к нам в министерство, мы не оставляем без внимания.
Хочу также отметить тот факт, что крымские предприятия, перерабатывающие сырое молоко, всё более активно участвуют в программе по реализации своей продукции бюджетным организациям республики: образования, здравоохранения и туристическо-рекреационного направления. Продукты, поступающие в эти учреждения, проходят соответствующий контроль. Если возникают какие-то вопросы по поводу их качества, мы сразу на это реагируем.
- Кстати, недавно мы получили сообщение из вашего ведомства о том, что крымские производители молочной продукции не используют пальмового масла. В то же время ФАС внёс пять предприятий в «чёрный список» недобросовестных поставщиков - в их продукции обнаружили растительные жиры. Есть ли возможность усилить контроль того, с каким сырьём работают крымские предприятия?
- К счастью, крымских производителей в «чёрном списке» ФАС нет - в реестр были включены фирмы-посредники, которые выиграли тендеры на поставку молочной продукции в бюджетные учреждения. Давайте я объясню, как работает эта схема. Когда объявляется конкурс Министерством образования или Министерством здравоохранения, в нём участвуют не непосредственно производители, а посредники, которые зачастую поставляют некачественную продукцию. Мы с этим боремся всеми силами, стараемся всячески продвигать качественные товары крымского производства. Но поскольку тендер выигрывает поставщик, запрашивающий наименьшую цену за свой товар, и неважно, откуда при этом он его везёт, мы здесь ничего поделать не можем.
- Неужели у государства нет никакой возможности усилить контроль использования производителями пальмового масла и других дешёвых заменителей натурального молока?
- Сбор информации об использовании предприятиями пальмового масла имеет свои особенности. Мы живём в условиях рыночной экономики. И президент, и федеральное правительство в своих выступ­лениях и указах говорят, что контроль деятельности хозяйственных субъектов должен осуществляться специально уполномоченными структурами лишь в определённых случаях. При этом есть отдельные предприятия, собственники которых считают, что в соответствии с действующим законодательством информация, предоставляемая в Минсельхоз, должна носить крайне ограниченный характер. И на наши просьбы дать сведения о закупках того или иного вида сырья производители попросту отвечают отказом. Это, кстати, касается не только сухого молока или пальмового масла. Недавно я спрашивал у производителей, кто поставляет им минеральные удобрения, и получил ответ: это коммерческая тайна. Законом разрешено ввозить сухое молоко и пальмовое масло. Но получить информацию об объёмах закупки предприятиями такого сырья мы не можем - это коммерческая тайна. Достоверные сведения о своём производстве нам предоставляют только те хозяйствующие субъекты, которые получают субсидии.
В то же время мы надеемся добиться нормы, в соответствии с которой торговые сети станут выделять специальные полки, на которых будут размещаться исключительно натуральные продукты. Эти стеллажи планируется отмечать цветом. Например, зелёным. А заменители натуральных продуктов будут представлены, скажем, на полках синего цвета. Законом продажа таких товаров не запрещена. И спрос на них есть, поскольку эта продукция стоит на порядок дешевле.

Елена ЮМАНОВА.