Вадим Волченко:Россиянам не хватает информации о Крыме

9 Август 2018 494

(Окончание)
- Для того чтобы турист массово поехал к нам, мало создать повод. Надо ещё донести его до людей. Во всём мире курортные регионы тратят колоссальные деньги на рекламу. Как Крым продвигает свой туристический продукт?
- С прошлого года, с декабря, мы начали активную информационную кампанию. Каждый положительный повод при поддержке федеральных средств массовой информации и администрации президента максимально «распространялся» по всем возможным каналам коммуникации. Причём впервые с конца июня - начала июля мы вышли на прямую рекламу Крыма. Сейчас по всем федеральным каналам идёт ролик со слоганом «Все дороги ведут в Крым». Этот очень качественный, красивый видеоматериал нам сделали на одном из ведущих федеральных каналов. Более того, руководство и других каналов пошло нам навстречу и бесплатно транслирует его. Мы не платили ни за его производство, ни за размещение. Это очень показательно, что нам идут навстречу и понимают необходимость красивого и качественного контента о Крыме. Думаю, эта реклама вносит свою лепту в удачный курортный сезон.
И на это можно и должно тратить деньги, тем более мы знаем, какими бюджетами оперируют наши ближайшие конкуренты. Но, надо признать, что информации о Крыме всё равно пока недостаточно. У нас нет нормального, современного туристического ресурса в сети Интернет. Туристический портал Крыма - сайт, который есть сейчас, уже устарел и не соответствует современным требованиям. Поэтому мы планируем до конца года начать разработку единого информационного туристического портала. Он будет содержать верифицированную информацию по базам размещения, туристическим объектам, объектам показа, тропам, пляжам, по тому, как себя вести в тех или иных ситуациях, куда звонить. Будет обратная связь: возможность задать вопрос и получить в оперативном режиме ответ. Мы создадим востребованный мультимедийный ресурс, который будет давать полноценную информацию о Крыме. Нам часто звонят на «горячую линию» Минкурортов и спрашивают, что такое, например, Опукский заповедник, как проехать на Кояшское озеро, когда туда лучше ехать, когда посмотреть знаменитые дикорастущие тюльпаны Шренка, как попасть на Генеральские пляжи или на Беляус. В Крыму более 11 тысяч объектов культурно-исторического показа, сотни природных памятников, но туристы об этом мало что знают. Эту ситуацию мы планируем исправить.
- У крымских курортов от СССР осталось большое наследство в виде многочисленных санаториев, здравниц и баз отдыха. При Украине деньги в их развитие не вкладывались, так что большинство из них находится в плачевном состоянии. Какое будущее им уготовано?
- Немного защищу наш санаторно-курортный комплекс и скажу, что далеко не все здравницы бедствуют. Они в очень разном состоянии. Там, где есть хозяин, хороший управленец, правильный менеджмент, здравницы зачастую заполнены на 100% круглый год. Таких примеров немало и в Саках, и в Евпатории, и в целом по Крыму. Притом есть прекрасно отстроенные гостиницы, которые тем не менее заполняются на 20% в межсезонье. Значит, кто-то где-то не дорабатывает. Современный менеджмент, выстроенная маркетинговая политика, постоянные выезды в регионы, налаживание коммуникаций с профсоюзными организациями России, фондами социального страхования дают санаториям большие преимущества в узнаваемости и заполняемости. Мы знаем эти здравницы, они на слуху и с честью несут своё имя. Что касается других, которые раньше находились в собственности разнообразных структур Украины и очень давно не ремонтировались, не модернизировались, - то и в них есть потенциал. Это инвестиционный потенциал Крыма, нам есть что предложить инвесторам, во что вкладывать средства, куда развиваться.
- То есть их проще приватизировать, чем реконструировать?
- Возможны разные варианты: и приватизация, и аренда, и государственно-частное партнёрство. Наша задача как министерства - развитие отрасли. И мы понимаем, что без частного капитала развитие отрасли невозможно. Держать государству тот объём баз размещения, который есть сейчас - не очень реально и, наверное, не очень рентабельно. Такого в мире нет. На наш взгляд, задача государства - обеспечить инфраструктурное развитие того или иного курортного региона, как мы говорим сейчас, - кластера, создать условия для заинтересованности инвестора в том или ином объекте, показать существующие перспективы для развития бизнеса. Сейчас благодаря Федеральной целевой программе развития Крыма эти инфраструктурные мощности наращиваются, создаются востребованные инвестиционные площадки для бизнеса.
- В украинскую бытность легальных отельеров в Крыму можно было пересчитать на пальцах. Отдыхающие селились в так называемом «частном секторе» и многочисленных мини-гостиницах, которые по документам проходили как «жилые дома». Отчислений и налогов никто из них не платил. Сейчас ситуация как-то поменялась?
- Пропорция остаётся такой, что там заложен самый мощный потенциал для экономического роста. По разным данным, от 50 до 60% баз размещения находятся в тени (мы говорим по большей части о мини-гостиницах и частном секторе). Министерство подготовило ряд проектов по легализации этого бизнеса, некоторые уже запущены. Во-первых, это инициатива по введению спецразрешения или патента для сдачи собственного жилья внаём. Мы понимаем, что многие квартиросдатчики (а это могут быть и люди пожилого возраста) никогда в жизни не станут индивидуальными предпринимателями и не будут вести бухгалтерию, потому что это сложно и непонятно. Потому возможность работы по патентам - это альтернатива, которая позволит людям спокойно зарабатывать, не нарушая при этом законов. Во-вторых, мне кажется, что уровень ответственности у отдыхающих по отношению к себе, своей семье и особенно своим детям растёт. Выбирая, где остановиться на отдых, многие стали обращать внимание на то, является ли эта гостиница легальной, а значит, их отдых безопасным. Люди понимают, что если средство размещения зарегистрировано, то оно, скорее всего, платит налоги, соответствует государственным требованиям по пожарной, санитарной безопасности и несёт ответственность за жизнь отдыхающих. То есть спрос на легальные средства размещения увеличивается. Кроме того, для тех, кто решает выйти из «тени», будут предложены варианты снижения налогового бремени, варианты льготного использования земельных участков, юридическая, методическая и практическая помощь государства. Это, конечно, вопросы и федерального уровня тоже, поэтому нам здесь нужна будет поддержка.
- Какие проблемы курортной сферы по-прежнему остаются нерешёнными?
- Есть над чем работать в вопросе обеспечения безопасности на пляжах. По-прежнему остро стоит вопрос безопасности при использования аттракционов. Несмотря на наши усилия, в Крыму осталось очень много изношенной, старой и небезопасной техники. Случаи коммерческого использования животных для фотографирования стали более редкими, но сама проблема ещё не решена. Но это всё не совсем системные проблемы для туристической и курортной отрасли. Серьёзный сдерживающий фактор для развития отрасли - стоимость авиаперелётов. Стоимость внутрироссийских авиаперелётов явно завышена. И решать это надо для развития всего внутреннего туризма, не только Крыма. Потому что не может стоимость перелёта внутри страны быть выше, чем на зарубежные курорты. Это нелогично. Причём она выше не на 5-10%. Она иногда выше в разы. Точно так же, как не может стоимость авиаперелётов в зимний период быть в разы ниже, чем стоимость авиаперелётов в сезон. Понятно, что это всё рыночные механизмы, но всё же спекуляция здесь безусловно присутствует. Некоторых результатов, как нам кажется, удалось добиться и в этом году. Мы подняли эту проблему на федеральный уровень. Билеты хоть и стали более доступными, и «поймать» их можно, но это точно не та картина, которую хотелось бы видеть. Впрочем, с развитием транспортной инфраструктуры, открытием Крымского моста, а в дальнейшем железнодорожного сообщения с материком масштаб этой проблемы будет снижаться. Есть ещё проблемы инфраструктурного характера, но они со временем будут уходить. Мы все видим, сколько в Крым вкладывается, как меняется его внешний облик. Остаётся только доносить эту информацию, рассказывать о Крыме с точки зрения его доступности и огромного туристического потенциала и… много работать!
- Чего удалось добиться министерству за те четыре года, что прошли с момента воссоединения Крыма с Россией?
- Говорить за все 4 года мне, наверное, не совсем корректно. Потому что мой период руководства - буквально год. Но тем не менее, значительная часть того времени была потрачена на улучшение базовых показателей для дальнейшего роста. Была проведена колоссальная работа по вхождению в российское правовое пространство, закреплению собственности и возможностей функционирования. Эта работа продолжается. Сегодня приятно отметить увеличение турпотока. В Крым, наконец, поехали люди из-за того, что он интересен сам по себе. Крымский турист - это и семья с детьми, это и активная современная молодёжь, и довольно презентабельная публика, интересующаяся историей Крыма. Мы стараемся донести, что Крым - для всех. Здесь можно найти отдых на любой вкус. Кроме того, накануне сезона мы проводили встречи отельеров с ведущими туроператорами, понимая, что необходимо сдерживать цены на размещение. Можно с уверенностью говорить, что в этом году Крым не только не поднял стоимость отдыха, но и в начале сезона снизил её, введя специальные акции и предложения. Благодаря этому мы часто слышим от разных туристских ассоциаций и сервисов, что Крым стал самым недорогим направлением для россиян не только летом, но уже и осенью. Это радует. Помимо этого нам удалось накануне сезона организовать встречу местных фермеров, товаропроизводителей с руководителями гостиниц, санаториев, пансионатов. Теперь на столах у наших гостей всегда самые свежие крымские продукты без посредников, а значит, и не по завышенной стоимости. Ведь многие едут в Крым именно за нашими персиками, яблоками, помидорами, виноградом.
В прикладном плане можно отметить, что стали понятней и проще возможности пользования природными ресурсами. Практически нет платных проходов, входов на особо охраняемые природные территории. Нет натянутых верёвок и непонятных личностей, берущих плату за проход себе в карман. А если нечто подобное происходит, мы просим незамедлительно сообщать на «горячую линию» Минкурортов 8 (800) 511-80-18. Начали появляться новые объекты размещения. Каждый год открывается 4-5 отелей в среднем на 400-500 номеров. До ста объектов размещения в год модернизируются, реконструируются, обновляют лечебные программы. Наконец удалось навести порядок на пляжах.
В этом направлении ещё много работы, но как факт надо отметить, что в этом году на 50 пляжей стало больше, и это точно не предел. В Крыму 914 километров береговой линии. Понятно, что не вся она пригодна для пляжного отдыха, но половина точно может быть задействована. Причём, я думаю, совершенно необязательно, чтобы все пляжи были оборудованы. Какие-то должны оставаться в первозданном виде. Улучшился и внешний вид пляжей, сервисное обслуживание, санитарное состояние, они оборудуются по специальным эскизам, которым должны следовать пользователи пляжей на протяжении всего времени действия договоров.
- Вадим Александрович, сами вы где предпочитаете отдыхать?
- Честно говоря, лето - это теперь точно не период для отдыха, как и период подготовки к сезону, как и выход из высокого сезона. Но с этой работой я открыл для себя Крым значительно шире, чем знал его раньше. Всегда любил Южный берег и продолжаю его любить, но теперь понимаю, что Ленинский район, побережье Азовского моря и, например, Генеральские пляжи - это абсолютно фантастические места. Очень нравится Опукский заповедник, сочетание розового озера, голубого неба и синего моря - это здорово! Песчаные пляжи Черноморского района, широченные, океанские - тоже отличное место для отдыха. Нравятся горы, движение.
К сожалению, очень мало времени для того, чтобы провести отдых в любимых местах. Но тем и приятнее эти моменты!

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.