«Постановление выходило спонтанно, на бегу»

10 Февраль 2018 270

Объединение «Крымавтотранса» со старейшим транспортным предприятием республики «Крымтроллейбус» отложено на неопределённый срок. Соответствующее решение накануне было принято главой республики Сергеем Аксёновым.

Напомним: распоряжение о слиянии двух крупных транспортных компаний было принято в конце прошлого года. По задумке, такая мера должна была сократить издержки предприятий и оптимизировать управление транспортными активами Крыма. Государственное унитарное предприятие «Крымтроллейбус» стало бы филиалом «Крымавтотранса», которое на праве хозяйственного ведения получило бы всё имущество «Крымтроллейбуса». Это, в частности, около 300 троллейбусов, автотранспорт, центральные троллейбусные ремонтные мастерские, диспетчерские пункты и иное имущество. Трудовой коллектив предприятий при этом не пострадал бы. Такое обещание во всяком случае давало руководство «Крымтроллейбуса» и министр транспорта Крыма Игорь Захаров.
- Предприятие «Крымтроллейбус» ни в коей мере не прекратит своё существование. Республика закупает новую технику. Мы открыли учебный центр, повышаем количество водителей троллейбусов, потому что сегодня существует дефицит этих кадров. Мы вкладываем туда определённые средства, - рассказывал тогда министр.
Так в чём же проблема? Почему в Совете министров так скоро одумались и новым решением отменили принятое в конце декабря постановление о реорганизации? Причина проста - отсутствие внятного экономического обоснования.
- Экономические показатели Минтрансом ещё не представлены. Спонтанно выходило это постановление, на бегу. Ликвидации точно не будет, а насчёт объединения я пока не уверен, пока не будет экономического обоснования у меня на столе: в результате любого объединения все должны выигрывать, и трудовой коллектив в первую очередь. Когда будет экономическое обоснование, тогда решение будет принято окончательно, - сообщил Сергей Аксёнов.
Отрадно в данном случае, что, мягко говоря, авантюрное решение о слиянии всё же отменили. Слепое объединение двух и без того крупных предприятий могло бы привести к самым непредсказуемым последствиям.
- Объединение - это, возможно, правильный курс. Но есть несколько «но»: «Крымтроллейбус» - старейшее предприятие. Думаю, просто так его реорганизовать - кощунство, по-другому даже не знаю, как подобрать эпитет, - считает экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин. - Глава республики прав: без чёткого экономического обоснования все объединения - утопия. Должен быть чёткий финплан, который лучше, конечно, помимо Минтранса РК, согласовать с Минфином. На старте планируемого объединения без бюджетных дотаций не обойтись. И всё это будет иметь смысл, если предприятие в целом начнёт зарабатывать. Под словом «зарабатывать» имеется в виду не просто держаться на плаву, а иметь средства для формирования достойного фонда оплаты труда, обновления подвижного состава, модернизации ремонтных и производственных мощностей.
Схожего мнения придерживаются и некоторые экономисты, уверенные, что для принятия подобных решений необходимо провести полноценный аудит предприятий и понять, как изменятся финансовые показатели перевозчика в результате слияния. Подобный анализ, если делать его на совесть, а не для галочки, требует изрядного количества времени. Благо, теперь оно есть.

Справка

«Крымтроллейбус» - старейшее транспортное предприятие Крыма, работающее с 1960-х годов. Обслуживает самую длинную в мире междугороднюю троллейбусную линию протяжённостью 95 километров (57 из них - в горах). Работает в Симферополе, Ялте и Алуште. По сегодняшний день остаётся лидером по объёмам пассажироперевозок в Республике Крым.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.