Наталия Поленова: Наша цель - сохранять жемчужины отечественной культуры

6 Декабрь 2014 1232
Наталия Поленова в Коктебеле.
Наталия Поленова в Коктебеле. Фото автора.

Правнучка знаменитого русского художника Василия Дмитриевича Поленова, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова на международном научно-творческом симпозиуме «Волошинский сентябрь» вместе с заведующей Домом-музеем М. А. Волошина Наталией Мирошниченко провела вечер «Мой дом открыт навстречу всех дорог…». Вечер был посвящён сразу нескольким юбилеям: 30-летию Коктебельского музея, 124-летию Дома художника на Оке и 170-летию со дня рождения Василия Поленова.

- Наталия Фёдоровна, ваша творческая связь с Коктебельским музеем имеет давние корни?

- Достоверно известно, что Максимилиан Волошин восхищался картинами Поленова, с которым он был знаком с 1901 года.
В архиве нашего музея все эти годы хранилось письмо первого директора Коктебельского музея Владимира Петровича Купченко к моему отцу, Фёдору Дмитриевичу Поленову, внуку художника.
В этом году я передала его в архив Коктебельского дома. Ведь у поленовцев и коктебельцев одна цель - сохранить уникальные жемчужины отечественной культуры.

- Правда, что Василию Поленову на строительство дома на Оке хватило денег, полученных от продажи всего лишь одного живописного полотна?

- Да, это была прославленная ныне картина «Христос и грешница, или Кто из вас без греха», которую за 30 тысяч серебряных рублей купил государь Александр III.

- С тех пор семья Поленовых никогда не покидала свою усадьбу на Оке?

- Да, на протяжении 150 лет управление поместьем-музеем передавалось от отца к сыну. Государственный музей мы и сегодня воспринимаем как родной дом. У нас много друзей и единомышленников. Среди них участники нынешнего Волошинского праздника: Павел Крючков - сотрудник Дома-музея Корнея Чуковского, московский поэт Андрей Коровин, который родился в Туле и часто бывал в Поленово, поэт Юрий Михайлович Кублановский, посвятивший много стихов нашей усадьбе, знающий её жизнь изнутри. Мы всегда готовы помогать организаторам, активистам фестиваля, нашим коктебельским коллегам в их служении памяти Максимилиана Волошина, в сбережении прекрасного дома, богатейшего культурного наследия, оставленного его хозяином. Всех нас волнует судьба не только Волошинского дома, но и Коктебеля в целом как знакового места Серебряного века русской культуры.

- Создавая усадьбу в живописном месте под Тулой, Василий Поленов заботился не только о будущем семьи, но и выполнял просветительскую миссию, не так ли?

- Разумеется. Поленов был не только художником, но и типичным русским просветителем, который воспринимал окских крестьян как полноправных членов русского культурного мира. Он задался целью не только создать народный музей в русской деревне, но и построить школу, храм, основать ремесленные мастерские, открыть театр. И всё задуманное осуществил. Строительство дома было закончено в 1892 году, и согласно пожеланиям хозяина он стал, как и у Максимилиана Волошина, открытым «навстречу всех дорог». После Октябрьской революции 1917 года Василий Поленов передал в дар государству дом со всеми своими коллекциями при условии, что он, а впоследствии и члены его семьи останутся там хранителями. Его завещание выполняется по сей день. Семья никогда не претендовала на бесценное наследие, по воле художника принадлежащее народу.

- Неужели никто из семьи не пострадал в годы репрессий?

- Старший сын художника Дмитрий был репрессирован вместе с женой Анной Павловной, и десять лет они провели в сталинских лагерях. Его не расстреляли и выпустили только потому, что приближалось празднование столетия знаменитого на весь мир художника. Но, вернувшись из лагеря, он уже не мог руководить музеем, и директором стал его сын, мой отец Фёдор Дмитриевич. После его смерти эстафету приняла его вдова, моя мама Наталья Николаевна Грамолина. Сегодня музеем руковожу я, а она - мой заместитель.

- Чтобы соответствовать такой должности, надо было серьёзно учиться, стать настоящим исследователем, искусствоведом. Где получили образование?

- До семи лет никуда из усадьбы не выезжала, росла деревенским ребёнком, впитывая в себя этот удивительный мир. Подросла -
и меня отдали в Московскую французскую спецшколу имени Поленова на Арбате. Потом закончила МГУ, а теперь я - аспирантка Школы Лувра в Париже. Так что и работаю, и учусь.

- Как вы поддерживаете и развиваете традиции, заложенные вашим предком?

- Прежде всего - тщательное сбережение коллекций, духа, атмосферы усадьбы. И, конечно, активная популяризация русского искусства, домашние спектакли, детский фестиваль «Курочка ряба», который ежегодно собирает 40-50 коллективов Тульской и соседних областей. Работаем с художниками, в том числе и зарубежными, которые приезжают к нам на пленэры и живут в усадьбе по два-три месяца. Заканчиваются пленэры интересными художественными проектами.
В год усадьбу посещает более ста тысяч человек.

- У Василия Поленова была большая семья. Кто сейчас самый старший из его потомков?

- У художника и его жены Натальи Васильевны Якунчиковой было шестеро детей: два сына (старший, Федя, умер во младенчестве) и четыре дочери. Можете себе представить, какой разветвлённый у нас сегодня клан. Поленовы живут и в России, и во Франции, и в Швейцарии... Возглавляет семью сейчас, дай ей Бог здоровья, младшая внучка художника Елена Анатольевна, которая родилась в 1929 году.

- Нет сомнения, что посетившие хотя бы раз Поленово возвращаются туда не только за впечатлениями от красот, но и к людям, создавшим там определённое сообщество, я права?

- Безусловно. Сообщество поленовцев существует. И оно не ограничивается усадьбой. Это люди, которые поддерживают подобные поленовским традиции. Моя мама Наталья Николаевна Грамолина считает весь мир солярисом, а музеи - островками в нём. И, перекидывая мостик от одного островка к другому, мы поддерживаем друг друга, не даём разрушиться хрупкому миру культуры и продолжаем диалог, начатый создателями жемчужин, среди которых тульское Поленово и крымский Коктебель. Для нас главная цель - чтобы культура восторжествовала и наши музеи стали не островками - островами в подвижном, изменчивом солярисе. Чтобы на этих островах люди находили себя, приходили к пониманию своего предназначения, раскрывали свои таланты и выполняли завет Василия Поленова, который говорил: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

- Чем ваш музей отличается от себе подобных?

- Максимальной приближённостью не к музейной экспозиции, а к жилищу: всё так, словно хозяева из давнего прошлого только что вышли, а все предметы остались на своих местах. Это создаёт эффект незримого присутствия тех, кто жил здесь, благодаря кому Поленово превратилось в культурную колонию, куда съезжаются те, кому дорог мир русской усадьбы.

- Василий Поленов прожил долгую жизнь. Где нашёл вечный покой?

- Он дожил до 83 лет, упокоен на сельском кладбище села Бёхова возле построенной им церкви. Там же похоронены и другие члены семьи Поленовых, в том числе и мой отец. Над могилой художника согласно его завещанию установлен простой деревянный олонецкий крест.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.