Марина Куделинская: Жизнь должна быть насыщенной и увлекательной

Звёздный гость

4 Февраль 2022 1188

Дни, проведённые в Крыму на двух кинофестивалях «Человек, познающий мир» в качестве члена и председателя жюри конкурса игровых картин, Марина называет незабываемыми и признаётся, что едва отправляется в обратную дорогу, как сразу же начинает мечтать вновь оказаться на солнечном полуострове, и готова для этого отложить все дела. А их у неё хватает.

- Зная, что вы выросли, что называется, в провинции, и вуз окончили не столичный, не могу не поинтересоваться, как оказались в одном из самых престижных московских теат­ров - «Сатириконе», где началась ваша актёрская карьера?

- Когда я решила ехать в Москву, в театр Райкина, многие сочли это сумасшест­вием. Но у меня не было комплекса провинциалки.

К тому же вдохновляли примеры многих актёров, которые тоже не в престижных столичных вузах учились, а потом покорили московские сцены и кино. Среди них - Евгений Евстигнеев, Олег Янковский. Почему же и мне было не попробовать? Пасовать ведь последнее дело. И у меня всё получилось, как задумала. Моя сестра Виктория, кстати, тоже стала столичной артисткой, звездой сериала «Глухарь». Пошли обе по стопам родителей, и не жалеем об этом.

- Чем же вы очаровали Константина Аркадьевича?

- Чечёткой. Это было во времена Аркадия Исааковича, так что экзаменовали они  оба, и покорила я обоих. Показала отрывок из «Живи и помни» по Распутину, а потом била чечётку. Волновалась, конечно, страшно! А когда Райкин-старший сказал: «Мы берём эту девочку», счастью не было предела! Он и решил судьбу провинциальной девчонки.

- Вы умудрились не только на театральную сцену выходить, но и работать в разных программах на телевидении. Художественный руководитель театра не препятствовал?

- Совсем наоборот. Тогда было престижно, что твоя артистка ещё и на телевидении место себе нашла. А для меня колоссальный опыт. Вела я разные передачи. Снималась в сюжетах для программы «Взгляд» в Японии и Китае. На Великой китайской стене читала китайскую поэзию. С Надей Михалковой мы снимались в китайском сериале «Операция «Москва». В Японию в 90-х ездили с международным обозревателем Владимиром Цветовым, известным журналистом, писателем-востоковедом. Всё было интересно. Всё успевала. Головокружительный круговорот! Побывала даже в образе Марины Цветаевой - в одном из сюжетов «Взгляда».

- В каких фильмах предпочитаете сниматься?

- Очень люблю военные, но, как заявляли режиссёры, внешность моя к таким ролям не располагает. И всё же удалось сняться в картинах «Разжалованный» и «Осенью 41-го». Меня в них никто не узнаёт.  В «Осенью 41-го» мне на вид лет 70. Все признали, что роль получилась, а вначале, до проб, ни в какую меня на неё брать не хотели. На пробах я всех убедила.

- В военных картинах, наверное, намного труднее сниматься  было, чем в сериалах?

- Не то слово! После съёмок в «Осенью-41-го» у меня были сломаны два ребра: фашистов играли актёры массовых сцен, которые так старались быть убедительными, что волокли мою героиню по земле на расстрел не слишком осторожно. Глаз дергался, руки тряслись.  И не только из-за физической боли, а потому, что прожила жизнь женщины, у которой немцы вели на расстрел троих детей. Я и сейчас, когда об этом вспоминаю, - голос дрожит, слёзы накатывают. Он из фильмов, от которых ком в горле после сеанса ещё несколько дней, и ты молчишь, не ешь, внутри тебя очищение происходит через потрясение.

- Кино вытеснило театр?

- Никогда не вытеснит.

Я не пожертвую театром ради кинороли. Была такая ситуа­ция, когда меня утвердили в сериал «Лондонград», но съёмки совпали с гастролями в Магадане и я отказалась сниматься. Потом появились два антрепризных спектакля. «Фаи­на. Птица, парящая в клетке» по пьесе Софьи Лежневой и Стеллы Самохотовой о Раневской, которую поставил Станислав Евстигнеев.

Я играю Павлу Вульф, Фаину Георгиевну - народная артистка России Светлана Коркошко, заслуженная артистка России Евдокия Германова играет Любовь Орлову, с которой Раневская была дружна почти сорок лет. Многие критики после премьеры сказали: вот пример, что антреприза - не всегда халтура.

- Вторая постановка ведь тоже о Раневской?

- Да. Стелла Георгиевна Самохотова, как настоящая поклонница гения Фаины Раневской, решила оживить тему, звучавшую в знаменитом спектакле «Дальше - тишина» Анатолия Эфроса по пьесе Хелен Лири и Ноа Лири, базирующейся на романе Джозефины Лоренс «Долгие годы», в котором играли Раневская и Ростислав Плятт, и в течение тринадцати лет постановку сопровождал неизменный успех. В этом спектакле Фаина Георгиевна вышла на сцену в последний раз - 24 октября 1982 года. Потом не стало Плятта, и спектакль ушёл. За режиссуру новой постановки взялась Евдокия Германова, и мы свою версию создали - новый спектакль «Экспресс «Калифорния». Сделан новый перевод романа, найдены новые повороты. Со времён спектакля, в котором играли Раневская и Плятт, сменились поколения, восприятие мира. У нас та же история, но на новый лад. Получилась лирическая история с тонким юмором об очень важным во все времена: что первично для человека - любовь или карьера, собственные поступки или мнение окружающих, забота о престарелых родителях или собственный комфорт?

- В каком сериале вам было особенно интересно работать?

- Пожалуй, в «Чемпионках», где я играю тренера по художественной гимнастике, прототипом которой стала Ирина Винер. Роль далась не сразу - пришлось пересмот­реть все выступления Ирины Александровны, тренировки. Интересно было работать в «Школе выживания», где я на себя совсем не похожа в образе 62-летней учительницы. В «Марусе», аж в 250 сериях.

- А сейчас над чем работаете?

- Занята в большом проекте на канале ТНТ, о котором не могу подробно говорить. Только, что предполагается несколько сезонов. А ещё - в двух четырёхсерийных мелодрамах. И тоже даже названия их сказать не могу по условиям договора. Роль у меня комедийная. Снимаюсь у Ильи Хотиненко, с которым мы несколько лет назад уже работали вместе в детективе «Психология преступления». Очень интересно сниматься у тех режиссёров, которых ты знаешь - возникает  почти родственная связь.

- Вы, можно сказать, живёте теперь и в Москве, и на Байкале - так много времени в этом чудном месте проводите. Как туда попали и чем занимаетесь?

- Место действительно чудное! На «Киношоке» познакомилась с ребятами из Улан-Удэ, которые привезли свой фильм «Байкальские каникулы». Мы с ними как-то сразу подружились. Я сказала, что, если им будет нужна артистка с моей внешностью, с удовольствием прилечу, и буду сниматься бесплатно. Они запомнили, и пригласили. Снимаюсь, как обещала, бесплатно. Оплачивается только дорога и гостиница. После съёмок беру отдых на несколько дней. Сейчас я - ведущая в сюжетах о районах Бурятии, которая ещё не освоена туристами, вот мы и стараемся их привлечь. Я даже представить себе не могла, насколько это будет уникальное путешествие. Чувствую просто мистическую связь с этими местами, с Байкалом.

- Говорят, с возрастом не только круг ролей сужается, но их становится мало. Вроде как, не про вас это?

- К счастью, я всё время в работе. У меня в пандемию было параллельно пять проектов. Среди них - «Красота небесная», «Контракт на счастье» на канале «Домашний». В Иркутске снимается комедия «Бизнес крокодила Геннадия», в которой играю смешную тётю Марину. Год назад снималась там в триллере «Дочь» в роли главаря секты. Совсем новая для меня роль. Да и в триллере раньше не снималась, так что очень интересный опыт. Много неожиданных поворотов. Да, собственно вся жизнь из таких поворотов и должна состоять. Чтобы не застояться, двигаться вперёд. В любом возрасте. Так что сетовать мне не на что - жизнь, насыщенная событиями, встречами.

- В Крыму тоже ведь снимались?

- Да, повезло. И я всегда с удовольствием вспоминаю время, проведённое в  Балаклаве, где снималась в шикарном сериале «Улыбка пересмешника» в 2014-м. Мечтаю, как и все мои коллеги, чтобы ожила Ялтинская киностудия. Думаю, придут и для неё новые времена.

Досье

Актриса театра и кино Марина Леонидовна Куделинская родилась в городе Скопин Рязанской области, в семье театральных режиссёров. После окончания Ярославского государственного теат­рального института 18 лет работала в театре «Сатирикон». Была автором и ведущей многих теле- и радиопередач, среди которых - «Взгляд», «Звёздный дождь», «6 соток», «Интерьер», «Домашний театр», «Частные уроки Марины Куделинской», «Бессонница». Первые кинороли - в картине «Диссоната», в социальной драме «Рублевка Live» и двух сезонах молодёжного сериала «Студенты». Сейчас в творческом багаже актрисы без малого сто ролей в кинофильмах  и телесериалах, в спектаклях.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.