Как «померить» рубль борщом?
Знаете ли вы, что такое индекс потребительских цен, внутренний валовой продукт и покупательная способность? Это всё термины, так или иначе отражающие состояние экономики. Они сложные и скучные. Уснуть можно. То ли дело народные термины: взять, к примеру, «индекс борща». Разобраться с тем, что он из себя представляет, совсем нетрудно.
Этот индекс помогает определить покупательную способность национальной валюты. Каждый год она меняется.
К примеру, в прошлом году вам хватало 1000 рублей, чтобы купить молоко, хлеб, колбасу и прочее на неделю, а теперь тот же набор стоит 1040 рублей, значит, покупательная способность рубля упала.
Считается индекс борща очень просто. Берёте классический рецепт, отправляетесь в магазин и покупаете продукты, необходимые для приготовления 4-литровой кастрюли этого блюда. Суммируете траты и получаете свой личный индекс борща. Проделываете подобную манипуляцию несколько раз в год и смотрите, как растут цены.
Конечно, это не научный и несерьёзный способ определения покупательной способности рубля. Зато наглядный и понятный. Подобные индексы есть во многих странах.
Самый широко известный - индекс бигмака. Считается, что он позволяет сравнить валюты и выяснить «естественный» обменный курс по отношению к доллару США. Почему бигмак? Во-первых, его можно купить почти в любой стране, а во-вторых, в составе гамбургера - самая распространённая и понятная всему миру еда: мясо, сыр, зелень, хлеб. Индекс придумали издатели британского журнала The Economist в 1986 году, взяв за основу теорию паритета покупательной способности.
Deutsche Bank ежегодно публикует индекс свидания для городов - немцы строят рейтинг дороговизны городов, сравнивая цену на романтичес-кий комплект из поездки в такси, ужина на двух человек в пабе, стоимости двух бокалов пива и двух билетов в кино с напитками. В 2017 году самые дорогие свидания проходили в Цюрихе. Москва - на скромном 35-м месте.
А ещё есть индекс красной помады. Его придумали в американской парфюмерно-косметической компании Estee Lauder. Согласно ему в тяжёлые экономические времена женщины ограничивают себя в покупках дорогой одежды, сумок и обуви, но отказать себе в покупке шикарной красной помады не могут. Соответственно, парадокс: в стране кризис, а продажи люксовой помады растут.
Разные организации во всём мире изобретают свои нестандартные индексы, с помощью которых пытаются уловить тенденции в экономике. В итоге появляются неожиданные маркеры, например, продажи мужских трусов (чем меньше их продают, тем хуже обстоят дела в стране), высота каблуков и длина юбок (чем выше каблуки и короче юбки, тем лучше развивается экономика), и многие другие. Они очень интересные и очень спорные.