Полис ОМС: права пациента в период пандемии COVID-19

29 Декабрь 2020 544

Сегодня, как и всегда, полис обязательного медицинского страхования (ОМС)гарантирует право на получение бесплатной медицинской помощи в объеме, предусмотренном базовой программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи — на территории субъекта Российской Федерации, где застрахованный получил полис ОМС, а во-вторых, защиту прав в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС).

Пандемия действительно повлекла некоторые временные ограничения в порядок получения медицинских услуг, открыв в то же время и новые возможности для пациентов.

Новые возможности

Прежде всего, появилась возможность дистанционной выписки пациентам лекарственных препаратов, доставки их на дом.

Теперь, если у пациента закончился рецептурный препарат:

— лечащего врача можно вызвать на дом;

— лечащий врач может дистанционно выписать рецепт;

— лекарства теперь разрешено при необходимости доставлять на дом.

Кроме того, можно оформлять листки нетрудоспособности без посещения поликлиники гражданам, прибывшим из стран, в которых зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также проживающим совместно с ними людям.

Новые ограничения

В связи с распространением коронавирусной инфекции введены ограничения на получение плановой медицинской помощи, а также профилактических мероприятий:

— частично приостановлено проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, для всех возрастных категорий.

— сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме могут быть увеличены региональными органами управления здравоохранением.

— пациентам с хроническими заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения, при отсутствии жалоб, ухудшения самочувствия, признаков прогрессирования заболевания плановый визит к врачу лучше отложить в целях снижения риска распространения COVID-19. В противном случае нужно вызвать врача на дом, а в случае резкого ухудшения самочувствия – скорую помощь.

— плановая госпитализация в стационары с круглосуточным пребыванием и в дневные стационары, а также осуществление отдельных инструментальных и лабораторных исследований, проводится только по направлению врача, оказывающего первичную медицинскую помощь в поликлинике или по направлению, выданному органом управления здравоохранением субъекта РФ.

Без изменений медпомощь оказывается

при заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пациента;

— при подозрении на наличие инфицирования и/или заболевания, вызванного COVID-19;

— пациентам с признаками простудного заболевания (повышение температуры тела, кашель, насморк, слабость, одышка), особенно пациентам из группы риска (старше 60 лет, с сопутствующими хроническими сердечно-сосудистыми, респираторными или легочными заболеваниями).

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 существенно увеличилась нагрузка на все медицинские службы. Вопросов у граждан очень много, и дозвониться на горячие линии медицинских организаций часто бывает сложно. Большинство обращений COVID-пациентов в страховые медицинские организации связаны с невозможностью вызвать врача на дом, пройти диагностические исследования при наличии направления, с отказами в госпитализации при наличии показаний. В связи с этим эксперты Всероссийского союза страховщиков выпустили памятку о правах пациентов при заражении коронавирусной инфекцией.

В первую очередь, важно помнить, что именно полис ОМС гарантирует инфицированному COVID-19 медицинскую помощь в полном объеме и в указанные сроки. Однако на практике нередки случаи, когда больному отказывают в госпитализации, вызове врача на дом, получении результатов тестирования или прохождении исследований при наличии показаний.

Страховые представители помогут

В случае нарушения прав на бесплатную, качественную, своевременную медицинскую помощь, незамедлительно обращайтесь к страховому представителю. Помощь страхового представителя бесплатна и гарантируется наличием полиса ОМС.

Часто пациент может и не знать о тех или иных нюансах ОМС и сомневается в своих правах. Представитель страховой медицинской организации поможет разобраться в спорной ситуации, а в случае необходимости оперативно её разрешит, связавшись с медицинской организацией.

Когда вызывать врача на дом?

Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2°C и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.

Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомах не просто желателен, а строго необходим. Это:

— возраст пациента старше 65 лет;

— сопутствующие патологии, то есть хронические болезни, при которых повышается риск тяжелых осложнений COVID-19. В первую очередь это сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, хронические болезни почек, органов дыхания, онкологические заболевания;

— контакт с лицами, у которых диагностирован COVID-19, либо приезд из региона с напряженной эпидемиологической ситуацией по распространению коронавирусной инфекции.

Сроки визита участкового врача-терапевта, врача общей практики, участкового врача-педиатра на дом не должны превышать 24 часов с момента вызова.

Когда вызывать бригаду «скорой»?

Если состояние стремительно ухудшается, появляются тяжелые симптомы: температура выше 38,5 °C, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д., лучше безотлагательно вызывать «скорую».

По итогам опроса оператором скорой помощи принимается одно из трех решений:

— отправить к пациенту бригаду скорой медицинской помощи. По правилам она должна приехать в течение 20 минут, если есть угроза жизни больного;

— передать вызов в службу неотложной помощи. Если состояние пациента не угрожает его жизни, но требует медпомощи в ближайшее время, в течение двух часов должна прибыть бригада «неотложки»;

— передать вызов в поликлинику по месту жительства для прихода врача на дом. Такой вариант возможен, если после консультации врача «скорой» по телефону выяснится, что состояние пациента не вызывает серьезных опасений и не требуется ни экстренная, ни неотложная помощь.

Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации либо врач поликлиники при первичном осмотре.

Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток. В случае утери, либо значительного превышения сроков предоставления полученных результатов, пациентам необходимо напрямую обращаться в страховую медицинскую организацию.

Когда полагается госпитализация?

При сохранении температуры ≥ 38,5°C в течение 3 дней пациент с диагнозом COVID-19 должен быть госпитализирован. Либо по направлению участкового врача либо врача «скорой».

Также подлежат госпитализации пациенты в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:

сатурация < 95%;

— температура ≥ 38 °C;

— частота дыхания > 22;

— признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).

Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести заболевания пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:

— старше 65 лет;

с сопутствующими заболеваниями и состояниями;

пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет.

В случае необоснованного отказа в медицинской помощи или требования ее оплаты, если такая помощь входящие в программу госгарантий ОМС, следует незамедлительно обратиться в свою страховую медицинскую организацию для получения консультации и помощи в решении проблемы. Помощь страхового представителя – бесплатна и гарантируется наличием полиса ОМС.

Справка:

Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал медицинское страхование» (ООО «Арсенал МС») имеет лицензию Банка России на осуществление страхования № ОС 4324-01 от  2 августа 2016 года и включено в реестры страховых медицинских организаций Республики Крым и города Севастополя.

Более 1 млн. жителей Крыма и Севастополя уже являются застрахованными ООО «Арсенал МС». Защита прав и законных интересов граждан на получение бесплатной качественной, доступной медицинской помощи по программам ОМС является приоритетным направлением деятельности ООО «Арсенал МС».

Консультацию по вопросам получения бесплатной медицинской помощи или её качества, а также оформления полиса ОМС можно получить, обратившись к страховым представителям ООО «Арсенал МС» по телефону бесплатной круглосуточной «горячей линии» 8 (800) 700-07-76 или по телефону +7 (978) 0-333-333 (Республика Крым), +7 (978) 0-777-777 (Севастополь). Адрес электронной почты: info@arsenal-ms.ru. Официальный сайт: www.arsenal-ms.ru