Две беды: вода и дороги

9 Сентябрь 2020 832
Сергей Аксёнов заявил о своей готовности возобновить рабочие поездки по районам Крыма.
Сергей Аксёнов заявил о своей готовности возобновить рабочие поездки по районам Крыма.

Вододефицит и дорожное строительство стали главными темами, обсуждаемыми на вчерашнем заседании Совета министров Крыма. Членами правительства было принято решение создать комиссию по использованию подземных вод, залегающих в карстовых полостях. Кроме того, была согласована документация по строительству второй нитки водовода к водоочистным сооружениям «Петровские скалы».

Карт-бланш для учёных

По большому счёту озадачиться изучением потенциала карстовых подземных вод стоило уже давно. Напомним: учёные из Севастопольского государственного университета и Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма РАН в течение двух лет исследовали два подземных высокотемпературных очага, расположенных в Крымских горах. Они установили, что по сети тектонических разломов на глубинах 900-1100 м происходит миграция больших объёмов высоконапорных подземных пресных вод.
По предварительной оценке, крупные сквозные подземные потоки (около 20 штук) и более мелкие (более 30 штук) ежегодно безвозвратно сбрасывают под акватории Азовского и Чёрного морей пресные воды в объёмах более 1 млн. кубометров в сутки. Не использовать этот потенциал в нынешних обстоятельствах - просто глупо. Именно поэтому и было принято решение создать межведомственную рабочую группу по использованию подземных вод, залегающих в карстовых полостях, а также в колодцах и других гидротехнических сооружениях.
Предполагается, что возглавит её заместитель председателя Совета министров - министр сельского хозяйства Крыма Андрей Рюмшин. Также в рабочую группу войдут глава Минприроды Крыма Геннадий Нараев, вице-президент Российской академии наук Валерий Бондур, декан географического факультета КФУ Борис Вахрушев, и. о. директора ГУП «Крымгеология» Роман Коротких и другие.

Водовод к «Петровским скалам»

Все необходимые согласования были получены и в отношении строящегося в рамках Федеральной целевой программы развития Крыма водовода.
«Строительством предусмат­ривается вторая нитка водопровода, выполняется с первого подъёма (водопроводной насосной станции) до водопроводных очистных сооружений «Петровские скалы» в Симферополе. Её протяжённость - более 1,6 тысячи метров. Документация согласована со всеми заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления», - рассказал министр строительства и архитектуры Крыма Михаил Храмов.

Доверяй, но проверяй

Принципиальное решение было принято и в вопросе дорожного строительства. Теперь все дороги, которые планируют строить или реконструировать в 2021 году, будут согласовывать на республиканском уровне.
Глава республики Сергей Аксёнов объяснил это тем, что «зачастую выбор объектов абсолютно не соответствует здравому смыслу. Никто не понимает, зачем был выбран тот или иной участок дороги, где небольшой поток транспортных средств,  а другие участки, более нужные людям, сняли с плана ремонта».
Вместе с тем, он предупредил глав муниципалитетов о скором возобновлении своих рабочих поездок в регионы Крыма. Их главная цель - проконтролировать качество выполнения работ на строящихся объектах.

На курорты с ветерком

Любопытную информацию о перспективах дорожного строительства уже после заседания обнародовали и в Минтранспорта Крыма. Теперь, когда главная транспортная артерия полуострова - трасса «Таврида» готова, основные силы будут брошены на то, чтобы связать её с крымскими курортами. На эти цели в рамках реализации ФЦП будет выделен 131 миллиард рублей.
Приоритетной дорогой на данный момент считается трасса Белогорск - Приветное протяжённостью 32 километра.
«Она уже вошла в откорректированную программу. С учётом того, что она проходит через ущелья, и там требуются нижние, верхние укрепления склонов, сейчас рассматривается вопрос о категории данного объекта. Планировали как дорогу третьей категории, чтобы сильно не расширять, но иметь живописный проезд от «Тавриды» через Нижнегорский, Советский, Белогорск по прямой до побережья», - уточнил министр транспорта Крыма Сергей Карпов.
По его словам, также планируется провести капремонт 42,75 км дороги на Судак общей стоимостью 4,5 млрд. рублей.
В рамках второй очереди планируются две хордовые дороги до Азовского моря: капитальный ремонт от Красногорки до Мысового (с проездом через все населённые пункты, включая посёлок Ленино - 24,6 км) и до Золотого (от «Тавриды» до села Золотого, протяжённость - около 20,2 км).
Также одной из приоритетных дорог считается юго-восточный обход Симферополя, который позволит направить поток транспорта с трассы «Таврида» через Ангарский перевал сразу на Алушту и Ялту.
«По заданию службы автомобильных дорог разрабатывается документация по планировке территорий. Она в настоящее время проходит процедуру согласования. Там подразумевается согласование трассы с различными смежными землепользователями, включая вопрос экологии охранных территорий, землями Минобороны РФ (на маршруте расположена воинская часть)», - пояснил Сергей Карпов, уточнив, что завершение экспертизы и начало строительства запланированы на 2021 год.
В программе также - ремонт площадки у поста ГИБДД на Ангарском перевале, капитальный ремонт участка трассы на Южный берег Крыма от села Перевального до Алушты.
В дальнейшем будет обустраиваться само Южнобережное шоссе. Здесь планируют строительство двух объездов городов - Ялты и Алушты. Появятся транспортные развязки, и транзитный транспорт пойдёт в обход городов, чтобы не нагружать улицы.
По ФЦП также предполагается капремонт участка самого живописного шоссе Крыма от Алушты до Массандры, съезда в сторону Ялты. Отремонтируют и все три участка трассы Бахчисарай - Ялта, которая проходит через популярное среди туристов плато Ай-Петри.
На подходах к Крымскому мосту в восточной части полуострова построят новый съезд к Керчи, транспорт будет попадать сразу на одну из цент­ральных улиц города - шоссе Героев Сталинграда. Само шоссе также планируют реконструировать вместе с подъездом к новой железнодорожной станции Керчь-Южная.
На западе полуострова вскоре начнут строительство второго этапа дороги на Евпаторию. Работы уже ведутся у села Скворцово. Существующая дорога, ведущая через город Саки, где регулярно в туристический сезон образуются многокилометровые пробки, также будет отремонтирована.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.