Куда ни плюнь, оферта!
В рекламе по радио часто приходится слышать, что то или иное «предложение не является публичной офертой». Смысл этой фразы приблизительно понятен. При этом далеко не каждый знает, что такое оферта и почему рекламодатели от неё открещиваются.
В реальности с офертой нам доводится сталкиваться не только в навязчивой рекламе. С этим экономическим явлением мы имеем дело и когда устанавливаем на смартфон новое приложение, и когда просто набираем воду для чашечки вечернего чая.
- Оферта - это предложение конкретных условий сотрудничества. К примеру, выбирая в магазине колбасу, вы смотрите на ценник. В нём указана цена за единицу (килограмм) товара. То есть, магазин предлагает вам приобрести колбасу по такой-то стоимости. Вы можете согласиться и купить её, а можете не согласиться и пойти дальше. Это и есть оферта, - объясняет экономист Виталий Рыженько.
Оферты классифицируют по количеству адресатов. Простая, или непубличная, направляется только одному человеку или компании. Например, студент хочет снять квартиру. Собственник пишет ему в мессенджере: «Квартира будет стоить 40 тысяч в месяц, заезжать можно с 15 марта».
Публичная - предложение для всех сразу. Всё, что лежит на полках в магазине, - публичное предложение купить товары любому, кто пройдёт мимо. Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на витрине: покупателю предложили товар именно по такой цене, и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.
Если на кассе покупатель возмущается, что товар стоил дешевле, а кассир предлагает не покупать товар, - это незаконно. Ценник - публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продаёт книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей. При этом фраза «Не является публичной офертой» ничего не меняет. Она не отменит для её автора обязанности продать товар по рекламируемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий. Об этом свидетельствует существующая судебная практика.
Публичная оферта будет предложением заключить договор, если в ней указаны все условия этого договора. Для каждого договора они разные. Например, реклама «Всё по 100 рублей» - не может считаться публичной офертой, поскольку в ней не указано, что именно продаётся по 100 рублей. А вот предложение купить в кафе любой кофе по 50 рублей уже будет офертой и бариста обязан выполнить её условия.
Чем оферта отличается от договора
Оферта - предложение договориться, а договор - результат переговоров. Оферта отражает позицию одного человека или одной компании и до её принятия кем-то не создаёт никаких забот. Разве что надо быть готовым выполнить её условия. Договор - это уже соглашение двух или нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях: каждая сторона должна будет что-то сделать.