Крым встретил «Поезд Победы»

18 Ноябрь 2020 195
К сожалению, сейчас попасть в вагоны каждый желающий не может. Но поезд вернётся в следующем году.
К сожалению, сейчас попасть в вагоны каждый желающий не может. Но поезд вернётся в следующем году.

В ночь с 16 на 17 ноября, проследовав под арками Крымского моста, на железнодорожный вокзал города-героя Керчь прибыл «Поезд Победы», который в октябре отправился с Белорусского вокзала Москвы. Следующая остановка поезда - Севастополь (19 и 20 ноября).

Проект проводится в рамках Года памяти и славы и приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной вой-
не. Организаторами акции выступают Министерство нау-ки и высшего образования и ОАО «Российские железные дороги». Авторы экспозиции - историко-художественная группа из Санкт-Петербурга «Невский баталист». Команда специализируется на трёхмерных панорамах, в том числе событий, связанных с Великой Отечественной войной.
«Поезд Победы» - единст-венная в мире иммерсивная инсталляция, размещённая в движущемся составе поезда. По задумке авторов, героичес-кое прошлое нашей страны в годы Великой Отечественной войны познаётся через призму движения. Выставка насыщена историческими фактами, судьбами реальных людей, воспоминаниями. В экспозиции используется 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач-столов, которые призваны донести в познавательной форме неизбитые факты о войне.
Зайдя в поезд в начале экспозиции, пассажир сможет «пройти» долгую дорогу войны, которая, по задумке авторов, начинается с тёплой весны 1941 года и заканчивается победным маем 1945-го.
Нулевой вагон является входной зоной и отправной точкой путешествия по «Поезду Победы». Здесь посетитель может получить аудиогид, узнать о количестве и тематике вагонов, с помощью видеороликов познакомиться с историей создания и авторами проекта. Помощником выступает центральный объект вагона - голографический инструктор.
Далее посетитель попадает в довоенное время, где за окном - мирная жизнь. Это пассажирский вагон, в котором едут самые разные люди: инженеры, пионеры, лётчики. Каждый из них мог стать цветом нашей страны, заложить основы её будущего благополучия. Но этому не суждено было сбыться. Через несколько часов начнётся война.
Далее можно увидеть сов-сем юных мальчишек, едущих на фронт. На лицах застыл страх неизвестности и надвигающейся беды. В руках у них смертные медальоны. Во второй части вагона посетители попадают в настоящий окоп, где на собственном опыте могут отчасти ощутить, каково это - находиться под обстрелом.
В следующем вагоне в сопровождении аудиогида участники экскурсии «окажутся» в концлагере. По словам авторов проекта, это одна из самых эмоционально сложных точек маршрута. Так, Дмитрий Поштаренко, главный идейный вдохновитель команды «Нев-ский баталист», которая и создала выставку, рассказывает, что проводницы, живущие в поезде, боятся ночью проходить через этот вагон: настолько сильными получились образы узников.
Сразу после экспозиции концлагеря посетители попадают в санитарный вагон. И здесь тоже поле боя, только это бой за жизнь солдат, искалеченных войной. Главная цель этого вагона - напомнить о труде и подвиге медиков на фронте и в тылу. Тут же посетители смогут узнать о научных разработках советского народа, которые помогли победить врага.
Есть в составе и банно-прачечный вагон. Здесь посетители впервые столкнутся лицом к лицу с вражескими солдатами: сюда привели пленных немцев, и среди них - генерал-фельд-маршал 6-й армии Фридрих Паулюс, взятый в плен под Сталинградом.
Далее экскурсанты попадают в теплушку в составе поезда, идущего к Ленинграду по железнодорожной ветке Поляны - Шлиссельбург («Дорога Победы», она же «коридор смерти»). Одна часть вагона занята пассажирами, другая - грузом. Тут же посетители впервые увидят кошек, которых завезли в Ленинград во время блокады и после неё для борьбы с крысами.
Пройдя ещё один тамбур, экскурсионные группы окажутся в штабе Константина Рокоссовского. Увидят знаменитый стол, за которым полководец обсуждал план операции «Багратион», а также узнают тайну находящихся здесь мокроступов.
Последний вагон посвящён Победе и триумфальному возвращению советских солдат. И здесь, по замыслу авторов проекта, посетители должны прочувствовать, какую цену заплатил наш народ за Победу. Здесь жизнь и смерть идут рука об руку, запечатлённые в фотографиях, которые делают счастливые бойцы в одном купе, и в поминках по погибшим товарищам - в другом.
Все эпизоды экспозиции «Поезда Победы» связаны единым художественным аудиорассказом от лица женщины-железнодорожника. В экспозиции имя главной героини - Лидия, а её прототипом стала Елена Чухнюк - машинист паровозной колонны, водившая в период Великой Отечественной войны воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта.
«Лидия - не просто аудио-гид: это - собирательный образ поколения, юная советская девушка. Её судьба - это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления, опытом Победы. В 1941-м ей девятнадцать: она пошла по стопам отца и стала машинистом паровоза. Вместе с Лидией, вместе с её прототипами - нашими предками - мы пройдём путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина. Мы увидим войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий», - рассказывают авторы проекта.
В условиях распространения коронавирусной инфекции организаторы ограничили поток посетителей. Во избежание массового скопления людей доступ в поезд-музей будет доступен только для студентов и школьников в заранее согласованное время. Эта вынужденная мера направлена на обеспечение безопасности граждан и предотвращение распространения коронавируса.
Для того чтобы все желающие могли ознакомиться с экспозицией, организаторы предусмотрели онлайн-тур в формате 360°, который также позволяет полностью погрузиться в атмосферу военных лет. Организаторы проекта обещают, что в следующем году поезд вернётся, и тогда его смогут посетить все желающие.

Скульптурные композиции позволяют взглянуть на сцены из разных периодов военного времени.

Мария ЯКОВЕНКО.