Встреча трёх лидеров и одного Зеленского

Итоги переговоров в «нормандском формате»

12 Декабрь 2019 1739
«С моих слов записано верно. Мною прочитано».
«С моих слов записано верно. Мною прочитано».

Самой лучшей характеристикой встречи в Париже, пожалуй, можно считать выражение «договорились продолжать договариваться». В итоговом документе закреплены обязательства по обмену пленных «всех на всех» (как Киев обменивает заложников на преступников, мы уже давно знаем), отводу войск на трёх неназванных участках линии соприкосновения (ВСУ отойдут, «нацики» зайдут). Как будет выглядеть «прекращение огня» - тоже предсказать нетрудно. Декларирована безальтернативность и незыблемость Минских соглашений, выполнять которые Киев не может и не будет. В отношении газового транзита украинская сторона также оказалась недоговороспособной. На фоне спокойно-вежливой позиции «Газпрома»: если вам надо, мы продолжим - на взаимоприемлемых условиях. Как раз с этим у Киева проблема. Экзистенциальная.

Называла ли Меркель в кулуарах Путина «победителем», как утверждают столичные коллеги, или нет, не суть важно в сложившихся обстоятельствах. А они таковы, что президент России находился в позиции победителя по умолчанию: эта встреча ему была не нужна. Победителями условно можно считать европейских партнёров, сумевших её организовать.
А проигравшим - их украинского подопечного, столкнувшегося с тем, что он, такой талантливый, «42 года, не лох какой-нибудь» (согласно публичной самооценке), ни малейшей ценности для европейцев не представляет. Равно как и его широко разрекламированные намерения переписать Минские соглашения по собственному хотению, или, как минимум, «заменить «формулу Штайнмайера» на «формулу Зеленского».
В отличие от эстрады, политика - искусство возможного. Берлин и Париж были бы не против отказаться от своих обязательств и позволить вырезать население Донбасса, рассуждая об «агрессивной России», будь такое возможно. Однако реальность такова, что возможным было заставить «позеленевший» Киев продемонстрировать хотя бы попытки отвода войск и обмена пленных, а бесполезность давления на Москву была уже доказана практикой. Что касается целей самой встречи, они достигнуты частично. Возобновление переговорного процесса в нормандском формате - сделано. Обеспечение газового транзита по украинской ГТС - не сделано, но можно усилить давление на Киев.
Москве оставалось просто демонстрировать свою позицию. А г-ну Зеленскому - кривляться, балансируя между «зрадами» и «перемогами», существующими только в сознании украинской политической нации. Оговорка Зеленского о «встрече трёх лидеров» в действительности была констатацией.
«Сегодня не было чудесных договорённостей, но это был крайне позитивный саммит, - подвёл итог встречи президент Франции. - Мы не говорим о разморозке, мы перезапускаем дипломатические усилия».
О том, что дело «сдвинулось с мёртвой точки», говорила и канцлер Германии. «Есть ли потепление какое-то? Я думаю, да, - сказал президент России. - А у нас в квартире - газ, а у вас? И у вас есть и будет. Но может быть дешевле, если договоримся».
А 42-летний «не лох» и его подельники, едва добравшись до Киева, принялись исступ­лённо врать - не столько ради достижения неких внутриполитических целей, сколько потакая мощному зову собственных натур после пережитого в Париже стресса.
«Перевод, размещённый на официальном сайте президента Украины, содержит очевидную манипуляцию, - говорится в заявлении украинской партии «Оппозиционная платформа - За жизнь». - Согласно Минским соглашениям все правовые аспекты особого порядка местного самоуправления - особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей - отчасти регулируются законами об амнистии и проведении местных выборов, а также связаны с внесением соответствующих изменений в Конституцию Украины.
Таким образом, офис президента сфальсифицировал в переводе коммюнике по итогам встречи в Париже важнейший аспект договорённостей глав государств - участников «нормандского формата» и фактически обманывает украинское общество, говоря об истинной сути достигнутых договорённостей».
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уличили во лжи министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, пустившегося было описывать, как якобы во время переговоров Зеленский сорвался на главу МИД России Сергея Лаврова, а у помощника президента России Владислава Суркова «сдали нервы». «Нет. Не было», - цитирует Пескова РИА Новости. Алексей Чеснаков в своём Telegram-канале объяснил, что украинская сторона возражала против предоставления Донбассу особого статуса на постоянной основе, как того требуют Минские соглашения. «Украинцы пытались отказаться от этого обязательства. Тогда помощник В. Путина заявил, что российская сторона приостановит участие в переговорах, если данный пункт будет нарушен», - рассказал Чеснаков. Позицию России поддержали представители Германии и Франции. Ультиматум сработал: пункт об особом статусе сохранился в правильной редакции и был закреплён во втором пункте итогового коммюнике. Но можно ли представить себе правдивого политического украинца? Вопрос риторический.
По информации Чеснакова, «представители Украины буквально умоляли других участников пересмотреть Минские соглашения. Жаловались, что на Украине будет революция, и националисты их свергнут, если они попытаются выполнить минский комплекс мер. Но разжалобить партнёров не удалось. В принятом итоговом коммюнике по настоянию России заявлено о приверженности сторон Минским соглашениям и их незыблемости».
Зеленский, надо признать, старался. В рамках своих возможностей и эстрадных навыков.
Нюансов для обсуждения в соцсетях встреча дала достаточно. Наблюдательные зрители заметили реакцию европейских лидеров на выступления украинского эстрадника, оценили адресованное Зеленскому вежливое приглашение Владимира Путина «сейчас все выйдут, и мы поговорим» и множество других деталей. Кое-кто из комментаторов обратил внимание, что после недолгого общения с президентом России г-н Зе называл канцлера ФРГ и президента Франции по фамилиям, а российского коллегу - по имени-отчеству.
Что дальше? Рейтинг фронтмена «95-го квартала» уже сократился почти на треть, однако пока высоковат для майдана с переворотом. Так что Новый год Зеленский встретит ещё в президентском статусе.
«Национал-радикалы постоянно подозревают его в предательстве. Он не может выполнить Минские соглашения, как того требуют партнёры по «нормандскому формату», (в этом случае у него нет внутриполитического будущего) и не может отказаться от их выполнения (в этом случае у него нет внешнеполитического будущего). Он является заложником не им созданной ситуации, и у него нет ни опыта, ни квалификации, которые позволили бы ему переломить её в свою пользу. Всё это мы увидели в ходе парижской встречи, - считает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - То же можно сказать и о газовом вопросе, который обсуждался в Париже с тем же успехом, что и вопрос выполнения Минских соглашений. Причём не только Германия, но и Франция поддержала российскую позицию. Киев не уступил, но и перспектива у него отсутствует - Европа требует обеспечить транзит. Зеленский получил небольшую отсрочку. Через четыре месяца договорились встретиться вновь, если Украина продемонстрирует движение по пути выполнения «Минска». Думаю, что способность Киева обеспечить бесперебойный транзит российского газа в ЕС сыграет в решении вопроса о следующей встрече не меньшую роль. Первые результаты (обмен удерживаемых лиц «всех на всех» и решение газовой проб­лемы) Украина должна дать ещё до Нового года. Успеть, конечно, можно, но захочет ли Киев что-то делать в этом направлении? Зеленскому надо выбирать между выполнением решений «нормандского формата» и войной со своими радикалами. Боюсь, что сделать выбор он так и не решится».
А место в вертолёте до Ростова ему могут и не предложить.

Николай ФИЛИППОВ.