«Мы теряем в нравственном воспитании детей»

6 Июнь 2019 2327

В Крыму начались выпускные экзамены. ЕГЭ школьники полуострова сдают несколько лет, но до сих пор мнение об этой форме аттестации расходятся. Кроме того, всё чаще мы слышим о том, что современное образование безнадёжно отстало от реальной жизни. Так это или нет, мы выяснили у Галины Павловны ГУЗАНОВОЙ, директора севастопольской школы №57 с музыкально-хоровым профилем обучения.


Галина Гузанова.

- Галина Павловна, вы работаете в школе много лет, застали советскую и украинскую системы образования. Теперь дети учатся по российским нормам. Изменилось ли что-то кардинально?
- Система осталась во многом такой же. Но есть и отличия. Причём они касаются не только школы, учителей, оплаты труда или стоимости учебников. Вспомните, как раньше говорили родители своим детям каждый день, что нужно учиться, что учиться - это хорошо, труд - это правильно. Тогда родители помогали учителям, а учителя - родителям. Получались звёздные выпуски, как было у нас в 2001 году, например, когда школу окончили десятки детей с золотыми и серебряными медалями.
Важно понимать, что есть три «кита», на которых стоит система образования. Это семья, школа, ребёнок. Вспомните, какое было общение у детей с учителем. Оно было уважительным. После развала СССР начались перемены. Учителя перестали получать деньги, начало меняться отношение к ним. Да, они старались и стараются относиться к детям так же, как и 20-30 лет назад. Но у нас теперь есть проблема. Новое поколение родителей, которое думает, что им все должны.
Приведу пример. Ребёнок систематически опаздывает на уроки. Это неправильно. Ученик заходит, переносит всё внимание на себя, учитель потом вынужден снова концентрировать внимание всего класса. Родители мне отвечают, что это не проблема, половина учеников в школе поступает так же. Подождите, но почему вы ориентируетесь на худшую половину? Почему не приводите в пример тех, кто вовремя приходит на занятия?
- То есть родители, получается, отчасти и сами подрывают авторитет школы? Влияют на то, что ученики относятся к урокам, как к чему-то не особо важному?
- Такое отношение встречается часто. Ещё один пример - школьная форма. Есть те, кто приходит не в форме, а родители спокойно относятся к тому, что ребёнок не выполняет устав школы. У меня был спор с девятиклассником. Я хотела его отправить домой, потому что он пришёл небритый и опоздал.
А он говорит о том, что я не имею право так поступать, нарушают его права и свободы. Но думает ли он о том, что нарушает права других учеников?
Родители у нас часто жалуются, что нет дополнительных занятий, но они есть! Откройте дневник, посмотрите расписание. Почему родители не открывают дневники, не интересуются детьми? К сожалению, популярность планшетов и компьютеров в том числе связана с тем, что родителям нужно занять ребёнка. Дать ему игрушку и пусть не мешает. Они пришли с работы, устали, хотят потратить время на себя. А потом у нас дети два года подряд аттестат получить не могут… Родители должны знать, что делает ребёнок, как он растёт, что для него важно. И потом говорят, что во всём виновата школа. А вы не виноваты? Школа, детский сад, университет - это зеркало нашего общества.
- Вы говорили о трёх «китах»: школа, семья, ребёнок. С родителями ситуация более-менее ясна, а как обстоят дела в школе? Я часто слышу о том, что учителя завалены бумажной работой, у них маленькие зарплаты. Работать в таких условиях очень тяжело.
- Всё так и есть. У нас идёт выгорание людей, которые погибают под рутинной, бумажной работой. Учитель - это творческая профессия. Например, я хочу импровизировать, у меня есть идеи. Прихожу к классному руководителю, озвучиваю их. Но у него физически нет времени думать, планировать, фантазировать. Кроме того, бывают ситуации, когда к учителю приходят родители и начинают жаловаться на школу, систему образования, многое другое. Доходит до того, что обзывают учителя. И он думает, а зачем мне всё это? Уйду, буду репетитором, пенсия есть уже. Зачем тратить нервы на это безобразие? Добавьте к этому ещё хулиганство и хамство на уроках. Самое обидное, что из-за 2-3 оболтусов страдают прилежные, хорошие дети.
Что в итоге? За копейки учителя получают ушаты помоев. Простой пример. «Грязными» учителя в Севастополе получают 20-25 тысяч рублей. За классное руководство им платят 1500 рублей. Что такое 1500 рублей? Разве это деньги?
В других городах ситуация лучше. Например, в Москве и Санкт-Петербурге учителя могут получать до 100 тысяч рублей. А ведь это тоже города федерального значения, как и Севастополь. Почему в нашем бюджете не заложены программы или системы поощрения для учителей? Чтобы они получали хотя бы 50 тысяч, мы же не просим 100 тысяч, хотя цены в Москве и Севастополе почти одинаковые.
- Такое положение дел и приводит к нехватке кадров в школах?
- Да. На новый учебный год мне нужно найти пять учителей русского языка, одного учителя математики, двух учителей иностранного языка. Где их взять? Я который год пишу заявки, но никто не хочет работать за копейки.
Но проблема не только в отсутствии кадров. Очень сложно найти учителя, который будет любить детей, разговаривать с ними, давать им возможность высказаться. Помочь выбрать правильную дорогу в жизни, подсказать, посоветовать. Нужно научить детей выбирать достойную жизнь, а не то, что творится в соцсетях, где мат, сквернословие, зло. В нашей школе такие сотрудники есть, но это самоотверженные люди. Учитель сейчас загружен так, что ему некогда голову поднять. Результат - мы теряем в нравственном воспитании учеников. На это банально нет времени.
В начальной школе ситуация чуть лучше, дети всё время почти с учителями.
- Как обстоят дела в среднем и старшем звене?
- 34 часа устного предмета в неделю - это норма, к примеру, учителя географии, биологии, английского языка, истории. Нужно читать, говорить, декламировать. И на других уроках нужно много разговаривать. Но попробуйте говорить по 5-6 часов в день. После 6-7 урока учитель передохнул, а потом… Посмотреть конспекты на следующий день для разных параллелей, заполнить журнал, проверить тетради.
- Что тогда нужно сделать? Как изменить это?
- Повысить заработную плату. Это главное. Нам нужно привлечь молодых учителей, но они идут в развивающие центры. Их можно понять, там проще. Позанимались, ушли, всё в порядке. Я звала учениц, которые стали преподавателями английского языка. Они категорически отказываются идти в школу.
- Хотелось бы также знать ваше мнение о Едином государственном экзамене. Как вы считаете, нападки на него обоснованны?
- Я слышала, что ЕГЭ называют «ЯГА». Это неоднозначный вопрос. Но я хотела бы начать с того, что нужно изменить подход к сдаче ЕГЭ детей-инвалидов. Меня возмущает единое положение. Представьте ребёнка-инвалида с ДЦП. Он сидит в инвалидном кресле, плохо говорит. Диктофон записывает его речь, а учитель записывает потом. Но! Любой экзамен - это серьёзный психологический стресс. И для ребёнка-инвалида стресс вдвойне. А если ЕГЭ сдаёт ребёнок с диабетом? У него может из-за стресса наступить кома. Для таких детей должны быть отменены такие экзамены, государство от этого не пострадает.
Вызывает вопросы и обстановка на ЕГЭ. Камеры, видеонаблюдение и не только. Девочкам говорят расплести косы, вдруг у них там шпаргалки. Дети разуваются, потому что в обуви могут тоже что-то спрятать. Шоколадки они могут приносить только в прозрачном файле, без обёртки.
И ещё момент. Тесты - это неумение мыслить, неумение говорить и рассуждать. Ткнул и попал в нужное. Редкие дети способны мыслить и говорить, они и получают на ЕГЭ высокие баллы. Нам нужно расширять кругозор детей, а мы делаем так, что они изначально готовятся к поступлению в коммерческий вуз. Мы не мотивируем учеников учиться.
Конечно, у ЕГЭ есть положительные моменты. Сертификат для поступления в вузы можно предъявить в нескольких учебных заведениях. Сдавать экзамены снова не нужно, только показать документы. Сама система была создана для того, чтобы избавиться от коррупции, но мы же все понимаем, что искоренить её крайне сложно.
- Какие отличия произошли за последние 30 лет? Какие ошибки мы совершаем сейчас?
- Первое - стабильность. Зарплаты, цен, ситуации в стране. Любой человек работает эффективнее, когда он знает, что будет завтра. Второе - это идеология. Все нации были равны, мы не делали различия между русскими, татарами, украинцами. Людей оценивали по трудовым заслугам, а не по национальности. Тогда не было вещизма. Человека воспитывали так, чтобы он мог сочувствовать, помогать, уважать старших. Но потом всё это исчезло. Вот основные моменты. Сейчас Владимир Путин пытается снова создать идеологию, но он один. Сколько его подставляют? Губернаторы приходят по всей России, набивают карманы и уходят. И мало кто думает о том, как учатся и растут дети, какими они станут взрослыми. А ведь, как это банально ни звучит, они - наше будущее.

Кстати

Китайский академик назвал ЕГЭ главной угрозой развитию России. Профессор Народного университета имени Мао Цзэдуна и член-корреспондент Академии наук КНР Цзинь Сычжан, выступая перед студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана на конференции «Современные проблемы науки и образования», назвал единый государственный экзамен «главной угрозой развитию технологий в России» и «величайшей диверсией Запада». Учёный, стоявший у истоков создания реактора холодного синтеза, проанализировал данные об изменении уровня образования в 43 странах мира за последние 30 лет. Согласно докладу в России падение качества образования за последние 10 лет составило более 61%. За аналогичный период в китайских школах, где ЕГЭ введён не был, этот показатель повысился на 39%.
«В Советском Союзе у вас была лучшая в мире система образования и проверки знаний учащихся. Теперь же Запад провёл против вас величайшую диверсию, навязав вам гибельную систему ЕГЭ, уничтожающую знания, готовящую рабов и биороботов. Несомненно, этот экзамен - главная угроза развитию технологий в России», - сказал Цзинь Сычжан.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.