Война, которая не заканчивается

Информационный век и глобальные вызовы

6 Июнь 2019 1612
Что вы знаете о модных трендах?
Что вы знаете о модных трендах?

Понятие «информационная война» уже давно стало для нас привычным. Если во времена СССР рассказы о том, что западные «голоса» вещают более 300 часов в сутки, воспринимались как нечто отвлечённое, то теперь, пообщавшись с «дочерьми офицера», наслушавшись речей номинально отечественных коллаборационистов, становится понятно, что и тогда нам не просто «страшилки» рассказывали, просто технологии не стоят на месте. И не надо быть пророком, чтобы понять очевидное: столкнувшись с невозможностью уничтожить Россию военной силой, «парт­нёры» постараются повторить «успех» 1917-го и 1991 годов. А значит, борьба за умы и души будет только нарастать.

Поводом для атак может стать любое событие. Например, недавно обнародованные ВЦИОМ результаты социологических исследований. Британская The Independent отмечает, что уровень доверия президенту страны «внезапно повысился вдвое», когда социологи изменили методику опроса, и подводит читателя к мысли, что высокие рейтинги президента России, о которых ни один из западных лидеров и мечтать не может, являются «отражением чудовищной пропаганды, которая ведётся в России, и почти равняется результатам принудительного голосования», при том, что общественные процессы в России (особенно те, что финансируются иностранными агентами) «должны указывать Кремлю на настораживающее положение дел». И вряд ли стоит удивляться, что альтернативные исследования, проведённые самими разоблачителями - вполне себе «рукопожатным» в определённых кругах «Левада-Центром», гордо носящим в России статус «иностранного агента», дают результаты на несколько процентов ниже, но, как сообщает та же The Independent, в целом совпадающие с данными, полученными ВЦИОМ. Но обличительному пафосу как самих иностранных агентов, так и их работодателей, этот факт ничуть не мешает.
А вот любимая тема «несвободы» российского интернета (крымчанам, столкнувшимся с ограничениями доступа ко многим «демократическим» сервисам, сие особенно близко).
Российские и номинально «российские» СМИ сообщают, что «Яндекс» может быть оштрафован за отказ предоставить ключи для дешифровки данных пользователей сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск», включённых в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). Согласно «закону Яровой» с 20 июля 2016 года Центр oперативнo-технических мерoприятий ФСБ имеет право потребовать предоставить «инфoрмацию, необхoдимую для декодирoвания принимаемых, передаваемых, дoставляемых и (или) oбрабатываемых электрoнных сooбщений пoльзoвателей сети Интернет» от любого сервиса, включённого в ОРИ. Отказ предоставить ключи в установленный законом срок влечёт за собой административные наказания в виде штрафа в размере до миллиона рублей и даже блокировки сервиса на территории России по решению суда. Жёстко. Любителям мифов об «анонимности» в интернете и «конфиденциальности» личной переписки есть от чего впасть в отчаяние. Это ведь так важно, кто именно читает вашу почту - системный администратор сервиса или сотрудник ФСБ. Правда?
Что касается самих «законов Яровой», то, по мнению многих интернет-пользователей, вреда от них может быть больше, чем пользы. Благими намерениями вымощена дорога известно куда. А если вспомнить, что гарантии неприкосновенности частной жизни пока всё больше сводятся к ультимативному требованию официального «согласия на обработку персональных данных», становится очевидно, что нашим законодателям тут есть, над чем поработать самостоятельно, не перепоручая своих обязанностей иностранным консалтинговым фирмам. Хотя в том, что все граждане сегодня оказались в положении подозреваемых, всё же есть и некоторая польза - нам всем давно пора взрослеть и привыкать нести ответственность за все свои слова и поступки. Ибо привычный постулат, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, отходит в прошлое прямо на наших глазах. Но о «принудительном голосовании», «чудовищной пропаганде» и «свободе слова» лучше всего рассказывает опыт самих западных демократий.
Немецкое издание Der Spiegel со ссылкой на собственные источники сообщило, что МВД Германии планирует до конца 2019 года заставить популярные мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Threema и т.д.) предоставлять тексты чатов в дешифрованном виде по решению суда. В противном случае их ждёт блокировка на территории страны. Ничего не напоминает?
В США изменили форму анкеты для получения визы. Теперь, чтобы посетить эту цитадель свободы и демократии, необходимо предоставить свои идентификаторы в социальных сетях и номера телефонов за последние 5 лет. Заметьте, ключей и паролей владельцам главных интернет-монополистов требовать нет нужды. Данные о ваших разговорах и действиях в соцсетях уже и так в их распоряжении. Не обращали внимание, как контекстная реклама в вашем интернет-браузере удивительным образом откликается на недавние переговоры по мобильному? А иногда и просто устные разговоры? Добро пожаловать в информационный век! Привыкайте.
Информационные войны, в ходе которых мифических «русских хакеров» всё ещё обвиняют во вмешательстве в выборы и референдумы едва ли не во всех странах Запада, но при этом американский медиа-холдинг открыто раскручивает майданную истерию в российском интернет-пространстве в условиях информационного века - обыденность. И не только властям Екатеринбурга стоит это учитывать.
«Будут искать и покупать предателей в российских СМИ, - считает военкор Дмитрий Стешин. - Например, активно работать с нищей региональной прессой. Мало кто знает, на каком голодном пайке она сидит, если «при власти», и какое нищенское существование влачит, если «независима».
Я знаю - по Волге плыл, говорил с местными коллегами из городков, где не ступала нога столичных журналистов. Уже много лет «несистемную» провинциальную оппозицию из СМИ таскают на всякие семинары и коучинги. Почва там унавожена знатно, в Екатеринбурге все посмотрели, как это работает. Дальше, держа нос по ветру, американцы собираются расширять работу в сети под брендом «Настоящее время» - запомните это название».
Как следует из отчётов американского Агентства США по глобальным медиа (USAGM), на пропаганду в России в 2019 году только «Голос Америки», «Свобода» и «Настоящее время» получат гораздо больше, чем запрашивали, - более 32 миллионов долларов (более 2 миллиардов рублей). И это - открытые данные. Заявлено, что «цель «Настоящего времени» - провести деполитизацию русского языка, превратиться в беспристрастный источник новостей для всех русско­язычных людей, которые часто ограничены контролируемыми Кремлём СМИ». Что это значит, объяснять не надо. На соседей «небратьев» посмотрите.
Не стоит недооценивать врага. Но само его столь явное наличие - уже большой подарок судьбы. Есть мы, есть они. А кто не с нами, с тем всё понятно…
Есть и другая сторона информационного века, общая для всех. «Информационные войны внутри общества обычно идут не между бедными и богатыми, а между разными богатыми, но результатом всегда является нарастание бедности, т. е. по сути это всё же война богатых с бедными, - пишет один из пользователей интернета. - Взять ту же коммерческую рекламу - ведь ничего не мешает включать в неё предельно точную информацию, не давить на эмоции и прочий информационный терроризм, однако такая кристально чистая реклама практически не встречается в природе, ибо её вытесняет полуправда, сиречь ложь. Все понимают, что это - брехня, и вестись на рекламу нельзя, однако всё равно её допускают в общественное пространство, причём «допускают» - это ещё очень большое смягчение. Скорее, наоборот - рекламисты допускают граждан в оккупированное ими информационное пространство». Трудно не заметить, что количество мусора в информационном пространстве растёт ещё быстрее, чем в пространстве физическом. А это уже - глобальный вызов для всего человечества. Хотим ли мы оказаться в «Матрице»?

Николай ФИЛИППОВ.
Фото из открытых источников.