Александр Голобородько: Я - актёр по природе своей

20 Октябрь 2018 1206
Фото Александра Беланова.
Фото Александра Беланова.

Александр Голобородько в числе тех, кто стоял у истоков Керченского международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны». Он - и активный организатор этого яркого действа вместе с дружной крымской командой и московскими коллегами, и председатель жюри, и почётный гость форума, который в этом году прошёл уже в двадцатый раз. Керчане и гости города всегда ждут встречи с Александром Александровичем, зная, что он обязательно порадует чем-то новеньким.

«Крымский театр - мой счастливый билет»

Рассказывая о своём творчестве, Александр Александрович вспоминает симферопольскую молодость, когда началась и его карьера, и личная жизнь, подчёркивая при этом: «Всем, что есть в жизни, обязан Крыму».
- Александр Александрович, знаю, что в Симферополь вы приехали с приказом о зачислении в труппу Киевского театра имени Ивана Франко. Но сделали выбор в пользу крымской сцены. Почему?
- Это в Министерстве культуры Украины решили, что я буду работать в киевском театре, а не я. Меня приглашали и в театры Херсона, Николаева. Но мне очень хотелось в Крым. Притягивал театр с крепкими традициями, талантливым коллективом. Прошёл здесь хорошую профессиональную школу, переиграл все самые значительные репертуарные роли, стал ведущим артистом. Это очень важно для формирования личности актёра.
- Какие спектакли на крымской сцене особенно запомнились?
- Таких много. Особенно памятны первые. По романтической драме Виктора Гюго «Рюи Блаз», где я сыграл сразу две роли - Рюи Блаза и дон Цезаря. «Испанцы» - по юношеской пьесе Михаила Лермонтова, которую до этого никто не ставил. Кстати, в одном из них моей партнёршей была Алла Балтер, ставшая известной российской актрисой театра и кино, заслуженной артисткой России, женой Эммануила Виторгана. «Угрюм-река», «Учитель танцев», где играл с женой Светланой Шершнёвой. Удачей было сыграть Александра Блока в «Версии».
- Как работалось с Анатолием Григорьевичем Новиковым?
- Как с крепким профессионалом и мудрым организатором. Первое, что он мне предложил сыграть, придя в театр, - царь Фёдор Иоаннович. Согласился, и получилась, что называется, эпохальная роль. На экслибрисе моей домашней библиотеки изображены два портрета: Ричарда III на фоне костёла и царя Фёдора на фоне русской церкви. Они и на афише для торжественных случаев.
 - Кинокарьера началась тоже в Симферополе?
- Да, меня пригласил режиссёр Евгений Шерстобитов на небольшую роль в фильме «Туманность Андромеды». На съёмках побывал фотокоррес­пондент «Советского экрана», и через некоторое время моя фотография появилась на обложке журнала. Это имело эффект «бомбы»: меня, провинциального и никому не известного артиста, узнали во всём бывшем СССР. Но это не стало высоким стартом в кинокарьере. Сыграл в «Нейтральных водах» небольшую роль капитана американского фрегата. А русского командира играл Кирилл Лавров, с которым мы подружились. Интересные были съёмки, а закончились - и тишина! Её нарушил эстонский художник-кинематографист Рейн Раамат, который искал в Симферополе артиста на роль в фильме о длинноволосых. Это был 1968 год, когда «длинноволосые» было синонимом свободы. Я, кстати, тогда носил длинные волосы, меня из-за этого три раза в партию не принимали. На Таллиннской студии прошёл пробы в сцене, где надо фехтовать. Меня этим не удивишь - мастер спорта по фехтованию. Потом вызвали на пробы с любовной сценой. Это я тоже умел - с института закрепилось прозвище «Ромео». Утвердили. Партнёршей была замечательная эстонская актриса Эва Киви. Перед съёмками успел слетать в Симферополь, чтобы забрать Свету с дочкой из роддома. Так что с «Последней реликвией» по мотивам романа эстонского писателя Эдуарда Борнхёэ «Князь Гавриил, или Последние дни монастыря святой Бригитты» у меня связано важное событие в жизни, и после этого фильма я уже стал настоящим киношным актёром.

На московских подмостках

- Если мне не изменяет память, в Москву вас привёл Ричард III?
- Не изменяет. Меня увидел в этой роли Михаил Царёв во время гастролей нашего театра в Москве и предложил занять место в труппе.
- Как Новиков отнёсся к такому повороту?
- С Анатолием Григорьевичем мы остались друзьями, продолжали сотрудничать. В конце 90-х я приехал на полмесяца в Симферополь и сыграл «Царя Фёдора» и Ричарда III в новой постановке Новикова.
- Чем стал для вас Малый театр?
- Хорошей профессиональной школой и школой выживания. На сцене Малого сыграл Ярового в спектакле «Любовь Яровая» по Тренёву, Эдмонда в «Короле Лире» Шекспира, Константина в спектакле по пьесе Найдёнова «Дети Ванюшина», Де Гиша в постановке «Сирано де Бержерак» по Ростану. А поскольку я локтями не толкался никогда, было время, когда не имел ролей. От нечего делать нанял педагога и научился петь. Подготовил поэтические программы патриотического содержания со стихами Лермонтова, Есенина, Блока, советских поэтов. Озвучивал документальные фильмы, программы. Без работы не сидел, семью обеспечивал.
- Для многих был неожиданным ваш переход в Театр имени Моссовета, на сцене которого играете уже тридцать три года. Была какая-то веская причина?
- Предложили сыграть Митю в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Такая роль достаётся раз в жизни и ради неё можно поменять театр. Что я и сделал. Восприняв это как перст судьбы. И не жалею об этом шаге. Сыграл много интересных ролей. В «Царской охоте» по Леониду Зорину, в «На бойком месте» Островского, в «Веницианском купце» Шекспира, в «Белой гвардии» Булгакова. Сейчас в четырёх постановках занят. В мюзикле Уайлдхорна и Брикусса «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»  по одноимённой новелле Стивенсона, который поставил наш художественный руководитель Павел Хомский. В авторской работе режиссёра Юрия Ерёмина «Царство отца и сына», где соединены две пьесы Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Фёдор Иоаннович». Играю в «Римской комедии» по пьесе живого классика отечественной драматургии Леонида Зорина. И в постановке «Энергичные люди» по одноимённой повести Василия Шукшина.
- Вам в театре интереснее, чем в кино?
- Театр - это искусство, имеющее прямое отношение к актёру. А я по природе своей - актёр. Мне интересно существовать в театре, потому что это сиюминутно, это чувство, которое ты вкладываешь в данный момент, и оно из зала к тебе возвращается, пополняет твою эмоцию. И так можно дойти до самых высоких моментов в искусстве.
А кино - искусство оператора, режиссёра. Всё, что касается нынешних сериалов - чудовищно в большинстве своём.
- Но вы ведь тоже не брезговали сериалами?
- Я бы назвал их многосерийными фильмами. «Близнецы», скажем. Или «Широка река», где у меня достойная большая роль, играю на гитаре, пою. В чьей только «шкуре» не побывал: героев-любовников, героев плаща и шпаги, царей, писателей. С возрастом обнаружил, что умею играть злодеев: в сериале «Каменская» создал образ нехорошего человека. Убедительно получилось
- Вы - старожил «Боспорских агонов». Чем привлекают?
- Многим. До недавнего времени в Керчь приезжали из разных стран коллективы. Мы получали информацию через них о европейских театральных делах. У нас здесь очень интересный коллектив жюри, нам интересно общаться друг с другом. Мы понимаем, о чём говорим. Уважаем мнение коллег. И потом для нас с женой Крым - вторая родина. Мы вот уже сорок лет отдыхаем только в Мисхоре, никакие заграницы не нужны. Бывали в Турции, в Египте, в Греции, в Испании. Скучно нам там. Крым - это наша душа.
Наша газета писала в своё время о каждом спектакле на симферопольской сцене, в котором был занят Александр Голобородько, отмечая, что каждая его роль становилась явлением в театральном искусстве. Завзятые театралы старшего поколения любят и помнят талантливого актёра, обаятельного человека.
И наверняка присоединятся к нашим поздравлениям со славной юбилейной датой, которую Александр Александрович встречает в прекрасной форме и с дерзкими творческими планами.

Досье

Народный артист РСФСР Александр Голобородько родился в 1938 году в Днепродзержинске. После окончания Киевского театрального института имени Карпенко-Карого работал 16 лет в Крымском русском драматическом театре имени Горького. В 1976 году по приглашению Михаила Царёва перешёл в Малый театр. С 1985  года - в труппе театра им. Моссовета. В кино дебютировал в 1967 году в фильме «Туманность Андромеды». Вице-президент Гильдии актёров кино России. Среди наград - орден «Знак Почёта», Государственная премия СССР за роль в спектакле «Они были актёрами» на крымской сцене.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.