Повоз, Афанасий, рожок

Почте Крыма исполнилось 230 лет

10 Октябрь 2018 765
Фото с сайта Simfion.net. Послевоенное здание почтамта. Над центральным входом были «часы Мира», показывавшие время всех поясов. На циферблате отмечены названия крупнейших городов планеты.
Фото с сайта Simfion.net. Послевоенное здание почтамта. Над центральным входом были «часы Мира», показывавшие время всех поясов. На циферблате отмечены названия крупнейших городов планеты.

Нет, конечно, не нынешнему Федеральному госпредприятию, возглавляемому Еленой Принь. Ему всего-то 4 года - ведь оно после Крымской весны появилось. А всей почтовой службе полуострова, возникшей через пять лет после первого воссоединения Крыма с Россией. Так что вчерашний праздник наших друзей - Всемирный день почты, отмечаемый с 1969 года, не единственная памятная дата: 13 октября (по новому стилю) 1788-го в Симферополе открылась областная почтовая контора.

Письмо или гусь

По статусу она была первая: в столице Таврической области, образованной в 1784-м, а по времени - вторая. Первая почтовая контора появилась в Феодосии в 1781-м, но отсчёт истории почты Крыма принято вести всё же от симферопольской. В Госархиве республики сохранился план губернского центра 1802 года, на котором почта расположена за первым городским базаром (сейчас дом на улице Некрасова, 22, правда, перестроенный). Если сравнивать ту контору и нынешний симферопольский поч­тамт, то она была крохотной и по площади, и по количеству сотрудников: почтмейстером (архивы сохранили фамилию - секунд-майор Семёнов), его помощник, бухгалтер, почтальон, сортировщик и сторож. Впрочем, хватало: переписка-то шла деловая - ведомства депеши отправляли, зажиточные люди «челобитные» императору посылали. Письмо - не просто написал на листке и в конверт заклеил: они популярными стали в середине XIX века. Целая процедура была: написал прошение на одной стороне листа, без всяких помарок, чётко. Сложил три раза текстом внутрь, опечатал одну сторону сургучом, на другой написал адрес и должность, полный титул получателя. Например, если писали императору, то «Божиею поспешествующею милостию имя, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; царь Казанский, царь Астраханский....» В общем, одного листа было мало. Потом неси на почту (уличные ящики появились тоже в конце XIX века). И деньги не забудь, чтобы страховой сбор и доставку, в зависимости от веса и расстояния, оплатить. Всё наличными - почтовых марок ещё не придумали. Всякое отправление регистрировали в «Почтовом протоколе», составляя к нему специальную карту, на которую наносили станции и города пути. В общем, трудное дело и дорогое. К примеру, письмо из Симферополя в Керчь стоило 40 копеек, а за послание в Санкт-Петербург платили 2 рубля. Для сравнения: за 40 копеек тогда можно было купить полтора килограмма отборной говядины или кило свежей щуки, а за 2 рубля - живого гуся и курицу.
Спросом почта не пользовалась, потому отправляли и доставляли её всего два раза в месяц, потом, правда, чаще - дважды в неделю. Конными экипажами по почтовым трактам. В Симферополе сохранилось и здание почтовой конной станции - на бульваре Ленина, 11, где управление транспортной полиции. Оно появилось в 1784-м с открытием железной дороги. По ней в Симферополь доставляли письма с материка, а лошадьми - уже адресатам.

Сабля почтальону

- Прообраз на Руси появился в X веке, - рассказывает Елена ЛАПТЕВА, главный специалист по корпоративным коммуникациям ФГУП «Почта Крыма». - В музее предприятия хранятся плакаты, которые привёз из Ленинграда бывший директор музея Борис Берлин. Из них узнаём, что началось всё с повоза - вид повинности, при котором людей по первому требованию предоставлять княжеским гонцам лошадей с повозками. И неважно: сколько у тебя их, пусть хоть одна, надо - давай. Позже появилась ямская гоньба - служба пересылки писем на сменных лошадях по гонам (перегонам). В городах создавали «ямы» - местность, где содержались специальное число лошадей и жили ямщики.
В конце XVII века возникла государственная почтовая служба. Главным её назначением была доставка газет - рукописных, составленных из заграничных материалов. «Подписчик» был один - царь Алексей Михайлович. Родоначальник службы - дьяк Посольского приказу (должность, равная нынешнему главе правительства) Афанасий Ордин-Нащокин. Он предложил открыть почтовую линию Москва-Псков, по образу которой и создавались все остальные. По сути, та же ямская гоньба - корреспонденцию перевозили на конных экипажах, но уже между станциями, находившимися на расстоянии дня пути, с учётом, что почтари (ямщики) преодолевали около 100 вёрст (приблизительно 100 километров).
От латинского «станция в пути» и произошло название службы. К концу XIX века на полуострове было 42 станции и почтовые конторы в уездах - Перекопском, Евпаторийском, Симферопольском, Феодосийском, Ялтинском и Севастопольском градоначальствах. Почтальоны носили кафтаны зелёного цвета с нашитыми красными орлами, через левое плечо - почтовый рожок - вековой символ службы. Выдавалось и дорожное оружие - сабля, мушкетон, пистолет, ведь доставляли уже не только письма, но и посылки, деньги. А ещё в обязанность службы вменили доставку пассажиров - на почтовых дилижансах. Проезд и провоз 8 килограммов багажа стоил рубль (почти килограмм осетрины).

Именной переулок

Почта разрасталась, крохотная контора на Малобазарной уже не устраивала: город выкупил у купца первой гильдии Якова Иоффе здание в Гимназическом переулке.
В 1924 году его даже специально переименовали в Почтовый - такое высокое значение было у почты. Двухэтажное здание с башенкой было в нынешнем сквере имени Дыбенко на месте скрижали в честь 200-летия Симферополя. Самое популярное место у горожан: даже если ничего не отправлял и не получал, то можно было новости узнать у тех, кто выписывал газеты, - их изначально забирали на почте, адресная доставка была дороже. Кстати, до революции и в первые годы советской власти почтовикам запрещалось читать газеты, предназначавшиеся пренумерантам - подписчикам.
Увы, то здание не пережило фашистскую оккупацию: восстанавливать в 1944-м не стали, под городской почтамт отдали здание на углу Карла Маркса и Серова, что в 1925 году построили для Всесоюзного текстильного синдиката. И без малого сорок лет потом на вопрос приезжих: «Как пройти к почтамту?» горожане отвечали: «Пройдите Пионерский сад (сквер Победы), мимо танка. За ним, напротив ресторана «Астория» и кинотеатра здание будет. Сейчас в нём выставочный зал крымских художников.
- К сожалению, нашего именного переулка уже нет - теперь он носит имя педагога Ушинского, - говорит Елена Геннадьевна. - Но зато история продолжается неподалёку: в 1982-м по проекту архитектора Александра Полегенько построили здание почтамта. Словно привет из времён, когда почта на полуострове только зарождалась. На нём эмблема - голубка на фоне земного шара рядом с почтовым рожком. И Почтовая улица есть, даже две: в микрорайоне Белое и в посёлке Гвардейском Симферопольского района. Даже в век Интернета почта всё равно востребована. В нашем предприятии 7 поч­тамтов, Центр обработки и 552 отделения, через которые в месяц проходят десятки тысяч писем. Как и в начале истории, популярна деловая переписка. Личная бумажная уже не в тех объёмах, хотя разве передаст электроника тепло рук, пишущих добрые строки на листке? А ещё люди по-прежнему выписывают газеты, приходят на почту, чтобы оплатить за «коммуналку», отправить посылку, да и современных услуг много - почта идёт в ногу со временем. И ежедневно десятки тысяч крымчан ждут, когда в почтовый ящик почтальон опустит «Крымскую правду». Спустя 230 лет Почта Крыма служит людям. С юбилеем, наши друзья-почтовики!

Кстати

В 1844 году появился единый тариф пересылки: по весу письма - 12,8 грамма стоили 10 копеек. Цену указали на первой почтовой марке с изображением короны и двуглавого орла, появившейся в 1858 году. Её автор-гравёр Франц Михаель Кеплер. Крымская марка, изображавшая герб Таврической губернии, напечатана Мордухом Грабовецким (отцом художника нашей газеты Эммануила Грабовецкого) в 1919 году. Придумал её выпуск Матвей Сулькевич, председатель Крымского краевого правительства. Первая почтовая марка с крымской тематикой выпущена в СССР 85 лет назад, в 1933 году, в серии «Народы СССР». - На ней два крымских татарина ломают табак. Через пять лет появилась серия марок «Виды Крыма и Кавказа»: «Ласточкино гнездо», «Алупка», «Гурзуф», «Ялта»,«Крым».

Наталья ПУПКОВА.