Повоз, Афанасий, рожок
Почте Крыма исполнилось 230 лет
Нет, конечно, не нынешнему Федеральному госпредприятию, возглавляемому Еленой Принь. Ему всего-то 4 года - ведь оно после Крымской весны появилось. А всей почтовой службе полуострова, возникшей через пять лет после первого воссоединения Крыма с Россией. Так что вчерашний праздник наших друзей - Всемирный день почты, отмечаемый с 1969 года, не единственная памятная дата: 13 октября (по новому стилю) 1788-го в Симферополе открылась областная почтовая контора.
Письмо или гусь
По статусу она была первая: в столице Таврической области, образованной в 1784-м, а по времени - вторая. Первая почтовая контора появилась в Феодосии в 1781-м, но отсчёт истории почты Крыма принято вести всё же от симферопольской. В Госархиве республики сохранился план губернского центра 1802 года, на котором почта расположена за первым городским базаром (сейчас дом на улице Некрасова, 22, правда, перестроенный). Если сравнивать ту контору и нынешний симферопольский почтамт, то она была крохотной и по площади, и по количеству сотрудников: почтмейстером (архивы сохранили фамилию - секунд-майор Семёнов), его помощник, бухгалтер, почтальон, сортировщик и сторож. Впрочем, хватало: переписка-то шла деловая - ведомства депеши отправляли, зажиточные люди «челобитные» императору посылали. Письмо - не просто написал на листке и в конверт заклеил: они популярными стали в середине XIX века. Целая процедура была: написал прошение на одной стороне листа, без всяких помарок, чётко. Сложил три раза текстом внутрь, опечатал одну сторону сургучом, на другой написал адрес и должность, полный титул получателя. Например, если писали императору, то «Божиею поспешествующею милостию имя, император и самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; царь Казанский, царь Астраханский....» В общем, одного листа было мало. Потом неси на почту (уличные ящики появились тоже в конце XIX века). И деньги не забудь, чтобы страховой сбор и доставку, в зависимости от веса и расстояния, оплатить. Всё наличными - почтовых марок ещё не придумали. Всякое отправление регистрировали в «Почтовом протоколе», составляя к нему специальную карту, на которую наносили станции и города пути. В общем, трудное дело и дорогое. К примеру, письмо из Симферополя в Керчь стоило 40 копеек, а за послание в Санкт-Петербург платили 2 рубля. Для сравнения: за 40 копеек тогда можно было купить полтора килограмма отборной говядины или кило свежей щуки, а за 2 рубля - живого гуся и курицу.
Спросом почта не пользовалась, потому отправляли и доставляли её всего два раза в месяц, потом, правда, чаще - дважды в неделю. Конными экипажами по почтовым трактам. В Симферополе сохранилось и здание почтовой конной станции - на бульваре Ленина, 11, где управление транспортной полиции. Оно появилось в 1784-м с открытием железной дороги. По ней в Симферополь доставляли письма с материка, а лошадьми - уже адресатам.
Сабля почтальону
- Прообраз на Руси появился в X веке, - рассказывает Елена ЛАПТЕВА, главный специалист по корпоративным коммуникациям ФГУП «Почта Крыма». - В музее предприятия хранятся плакаты, которые привёз из Ленинграда бывший директор музея Борис Берлин. Из них узнаём, что началось всё с повоза - вид повинности, при котором людей по первому требованию предоставлять княжеским гонцам лошадей с повозками. И неважно: сколько у тебя их, пусть хоть одна, надо - давай. Позже появилась ямская гоньба - служба пересылки писем на сменных лошадях по гонам (перегонам). В городах создавали «ямы» - местность, где содержались специальное число лошадей и жили ямщики.
В конце XVII века возникла государственная почтовая служба. Главным её назначением была доставка газет - рукописных, составленных из заграничных материалов. «Подписчик» был один - царь Алексей Михайлович. Родоначальник службы - дьяк Посольского приказу (должность, равная нынешнему главе правительства) Афанасий Ордин-Нащокин. Он предложил открыть почтовую линию Москва-Псков, по образу которой и создавались все остальные. По сути, та же ямская гоньба - корреспонденцию перевозили на конных экипажах, но уже между станциями, находившимися на расстоянии дня пути, с учётом, что почтари (ямщики) преодолевали около 100 вёрст (приблизительно 100 километров).
От латинского «станция в пути» и произошло название службы. К концу XIX века на полуострове было 42 станции и почтовые конторы в уездах - Перекопском, Евпаторийском, Симферопольском, Феодосийском, Ялтинском и Севастопольском градоначальствах. Почтальоны носили кафтаны зелёного цвета с нашитыми красными орлами, через левое плечо - почтовый рожок - вековой символ службы. Выдавалось и дорожное оружие - сабля, мушкетон, пистолет, ведь доставляли уже не только письма, но и посылки, деньги. А ещё в обязанность службы вменили доставку пассажиров - на почтовых дилижансах. Проезд и провоз 8 килограммов багажа стоил рубль (почти килограмм осетрины).
Именной переулок
Почта разрасталась, крохотная контора на Малобазарной уже не устраивала: город выкупил у купца первой гильдии Якова Иоффе здание в Гимназическом переулке.
В 1924 году его даже специально переименовали в Почтовый - такое высокое значение было у почты. Двухэтажное здание с башенкой было в нынешнем сквере имени Дыбенко на месте скрижали в честь 200-летия Симферополя. Самое популярное место у горожан: даже если ничего не отправлял и не получал, то можно было новости узнать у тех, кто выписывал газеты, - их изначально забирали на почте, адресная доставка была дороже. Кстати, до революции и в первые годы советской власти почтовикам запрещалось читать газеты, предназначавшиеся пренумерантам - подписчикам.
Увы, то здание не пережило фашистскую оккупацию: восстанавливать в 1944-м не стали, под городской почтамт отдали здание на углу Карла Маркса и Серова, что в 1925 году построили для Всесоюзного текстильного синдиката. И без малого сорок лет потом на вопрос приезжих: «Как пройти к почтамту?» горожане отвечали: «Пройдите Пионерский сад (сквер Победы), мимо танка. За ним, напротив ресторана «Астория» и кинотеатра здание будет. Сейчас в нём выставочный зал крымских художников.
- К сожалению, нашего именного переулка уже нет - теперь он носит имя педагога Ушинского, - говорит Елена Геннадьевна. - Но зато история продолжается неподалёку: в 1982-м по проекту архитектора Александра Полегенько построили здание почтамта. Словно привет из времён, когда почта на полуострове только зарождалась. На нём эмблема - голубка на фоне земного шара рядом с почтовым рожком. И Почтовая улица есть, даже две: в микрорайоне Белое и в посёлке Гвардейском Симферопольского района. Даже в век Интернета почта всё равно востребована. В нашем предприятии 7 почтамтов, Центр обработки и 552 отделения, через которые в месяц проходят десятки тысяч писем. Как и в начале истории, популярна деловая переписка. Личная бумажная уже не в тех объёмах, хотя разве передаст электроника тепло рук, пишущих добрые строки на листке? А ещё люди по-прежнему выписывают газеты, приходят на почту, чтобы оплатить за «коммуналку», отправить посылку, да и современных услуг много - почта идёт в ногу со временем. И ежедневно десятки тысяч крымчан ждут, когда в почтовый ящик почтальон опустит «Крымскую правду». Спустя 230 лет Почта Крыма служит людям. С юбилеем, наши друзья-почтовики!
Кстати
В 1844 году появился единый тариф пересылки: по весу письма - 12,8 грамма стоили 10 копеек. Цену указали на первой почтовой марке с изображением короны и двуглавого орла, появившейся в 1858 году. Её автор-гравёр Франц Михаель Кеплер. Крымская марка, изображавшая герб Таврической губернии, напечатана Мордухом Грабовецким (отцом художника нашей газеты Эммануила Грабовецкого) в 1919 году. Придумал её выпуск Матвей Сулькевич, председатель Крымского краевого правительства. Первая почтовая марка с крымской тематикой выпущена в СССР 85 лет назад, в 1933 году, в серии «Народы СССР». - На ней два крымских татарина ломают табак. Через пять лет появилась серия марок «Виды Крыма и Кавказа»: «Ласточкино гнездо», «Алупка», «Гурзуф», «Ялта»,«Крым».