Пещера «Таврида» - лабиринт загадок и находок

8 Август 2018 1613
Сергей Токарев.
Сергей Токарев.

Возле посёлка Зуя Белогорского района строители «Тавриды», срезая экскаваторами склон под вторую линию движения автодороги, случайно прорубили вход в древнюю пещеру, которой больше миллиона лет. Находка оказалась уникальной для страны, говорят палеонтологи. Им досталось в изучение огромное количество костей животных доледникового периода. Хватило работы и другим специалистам. Минерологи изучают необычный кальцит и ожелезнённые отложения, которыми богаты своды пещеры. Микробиологи получили шанс обнаружить, возможно, новые пещерные организмы. Но все эти уникальные находки стали возможны благодаря знаниям, смелости и крепкой лопате спелеологов. О том, чем интересна пещера с точки зрения спелеологии, рассказывает ведущий специалист учебно-методического научного центра Института спелеологии и карстологии КФУ им. В. И. Вернадского, ассистент кафедры землеведения и геоморфологии географического факультета Таврической академии КФУ Сергей ТОКАРЕВ.

- Сергей Викторович, что сейчас происходит на объекте?

- Мы прошли пещеру - сделали её топографическую съёмку и думаем, что самое перспективное место, где можно найти естественный вход, это юго-восточная часть, где собственно и обнаружено самое большое скопление костных остатков фауны. Здесь галерея подходит близко к поверхности, думаем, что естественный вход выходил на склоне. Скорее всего, он замыт глиной. Но у нас догадки, что если немножко поработать, может, метров 10 прокопать, мы его найдём. Пока же согласуются все формальные моменты, мы потихоньку работаем над уточнением, делаем трёхмерную съёмку подземного пространства, той части, которая находится в непосредственной близости к трассе, занимаемся поиском новых ходов. Увы, геофизика, как показала практика, не совсем надёжно работает, поскольку зависит от интерпретации полученных результатов. Здесь, например, делали электротомографию - обнаружили аномальные зоны, сделали в них бурение, но, увы, не вскрыли полости.
Всё-таки более надёжные данные дают лопата, кирка, кувалда, ручной бур, то есть спелеологический метод: человек идёт, делает съёмку, обмеры, и у него готовая модель пещеры получается. Этим мы сейчас и занимаемся. Протяжённость пещеры более 1200 метров, 120 метров открыли на прошлой неделе. Топосъёмку делаем с помощью ультрасовременной системы. Раньше спелеологи использовали горный компас, который давал большую ошибку и обычную рулетку, чуть позже - лазерную рулетку, оптический компас и угломеры, но всё равно это сильно замедляло топосъёмку, и на обмер пещеры могли месяцы уйти. А сейчас мы чуть ли не полуавтоматически всё делаем. Лазерные рулетки - дальномеры есть уже со встроенным угломером от «Лейки». Так что все три параметра можно снять одним нажатием кнопки. Всё это можно связать с компьютером или смартфоном, автоматически получать информацию и выстраивать карту прямо в пещере.

- Но сейчас главная цель - это принять техническое решение для продолжения строительства трассы с сохранением пещеры?

- Именно. Основное внимание сейчас приходится на ту часть пещеры, которая находится в непосредственной близости к проектируемой трассе. Сейчас заключается специальный договор с компанией-проектировщиком - ООО «Стройпроект», поскольку у них стройка остановлена, сроки горят, потому что надо до конца декабря сдать этот участок. Необходимы специальные противокарстовые работы, и для принятия технического решения им сейчас нужна детальная съёмка всех подземных пустот. Дело в том, что под дорогой находятся как раз самые объёмные части пещеры. Там ширина галереи достигает 7-8 метров, а высота до 10-12 метров. Кроме того, там много минералогических интересных объектов. И одна из загадок пещеры - суглинистые отложения красного цвета на полу, имеющие необычный рельеф поверхности, не характерный для крымских пещер. Возможно, это эоловые отложения, то есть те, которые приносятся ветром - похоже, только проблема в том, что пещера тогда должна быть открыта на поверхности, чтобы там ветер гулял. Но она закрыта, и там сильная циркуляция ветра вряд ли происходила. И на то, что это намыло водой, тоже не похоже. Кроме того, интересен свод пещеры - он покрыт рыхлым увлажнённым слоем, похожим на слой бактериального микробиологического преобразования горной породы красно-коричневого цвета. Отобрали пробы на микробиологию, отправим специалистам.

- Предполагаете, что такой вид свода пещеры связан с деятельностью микроорганизмов, которым миллион лет?

 - Такое встречается в крымских пещерах, однако не в таком разнообразии. Возможно, отложения связаны именно с деятельностью каких-то бактерий. В общем, в этой пещере есть загадки, которые требуют решения. К тому же эта часть пещеры - наиболее аттрактивная. Хотя там и отсутствуют натёчные образования, которые обычно привлекают людей - сталагмиты, сталактиты, колонны, зато там очень причудливые потолки. Там очень много боковых ниш, естественных мостов, арок, а сверху - пустое пространство. Много сквозных отверстий, купола восходящие. В общем, очень интересная морфология, не типичная для крымских пещер. И вообще здесь много загадок для науки, связанных с происхождением пещеры, с её эволюцией, с тем, как там оказались кости древней фауны.

- Кто работает сейчас в пещере: крымчане или специалисты с материка?

- Постоянно там работает немного человек, потому что пока всё держится на энтузиазме, на объект мы приезжаем в качестве волонтёров. Но работают те, кто компетентен. Палеонтологи, например, у нас в Крыму есть хорошие, но это больше специалисты общие, а это всё-таки узкая дисциплина - есть специалисты по млекопитающим, по земноводным, по птицам. Поэтому были приглашены учёные из Екатеринбурга и Москвы. Что касается нашей специфики, спелеологической, то у нас, в принципе, кадров хватает, но тоже приезжают люди, которые интересуются. Например, должен приехать специалист по биоспелеологии - севастополец Илья Турбанов, который сейчас живёт и работает в Ярославской области. Дело в том, что мы в пещере случайно нашли два вида пещерных организмов. Аналогичные организмы в крымских пещерах известны, но неизвестно, тот ли это вид. В любом случае - здесь могут быть сделаны интересные научные выводы, над которыми и будут работать биоспелеологи. Вообще, здесь много интересных образований, малоизвестных в Крыму. Там, например, есть железосодержащие минералы - похоже, это следы древних микроорганизмов типа губок. Очень много в стенах ожелезнённых минералов.
В массе встречаются интересные формы гипса и сопутствующих минералов.

- А что вам известно о следах деятельности в пещере древнего человека?..

- Были найдены кости, якобы, разломленные не животным, а расщеплённые вдоль. Похоже на то, что добывали костный мозг либо как орудие использовали. Также обнаружены кремневые отщепы и тоже непонятно - их человек занёс или они были занесены случайно с поверхности. Водой, например. Кроме того, много находок останков медведя.
А замечено: куда медведь смог пролезть, туда и человек, скорее всего, пролез бы.

- А какова вероятность того, что где-то по пути следования «Тавриды» есть ещё такие пещеры?

- Потенциально всё возможно, хотя таких больших - это вряд ли. Но сказать сложно. Уникальность данной спелеологической ситуации в том, что как раз в этом массиве создались наиболее благоприятные условия для развития пещеры. Она заложена в нуммулитовых известняках симферопольского яруса, которые снизу подстилаются песками нижнемелового возраста - так называемая мазанская свита, являющаяся очень водообильным водоносным горизонтом. По нему в равнинный Крым уходит очень большой объём воды. Сейчас так. И раньше он, тоже, видимо, был проводником воды с Главной гряды в равнинный Крым и здесь образовывал артезианский напор - вода поднималась по трещинам в известняки, растворяла его, образовывая полости. В предгорном Крыму нигде таких условий больше нет. Ещё известны скважины из Мазанской свиты, что возле села Донского, там воды поднимаются с глубины. Там, кстати, Волчий грот известный. По сути, от Донского до Зуи - это один водораздельный массив.
И очевидно, что Волчий грот - это тоже часть большой пещерной системы, которая была вскрыта долиной реки Бештерек.

- Как думаете, если бы строители «Тавриды» не пробили случайно вход в пещеру, мог бы уже на действующей трассе случиться обвал?

- Тяжёлый вопрос. Старая дорога ведь тоже проходит над полостью. И там нет никаких следов обвала - «кровля» 10-15 метров всё выдержала. На «Тавриде», конечно, объёмы другие, но думаю, если бы обвал и произошёл, то всё случилось бы на стадии строительства, провалиться могла тяжёлая техника. Прежде чем обнаружить полость, дорожники сняли слой где-то метров десять.

- Говорят, что по всем критериям пещера заслуживает создания на её базе научного карстолого-спелеологического стационара. О чём речь?

- О создании научного полигона для комплексных исследований и спелеологических разведок на базе пещеры. Например, чтобы проводить мониторинг состояния фауны, микроклимата и микробиологии. А также мониторинг возможной деформации при нагрузках сверху. Кроме того, придание пещере статуса особо охраняемой природной территории поможет сохранить и обезопасить её как памятник природы, чтобы никто не смог на неё посягнуть или что-нибудь сверху построить. Пока же строители заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить прокладку трассы.

- «Таврида» - объект уникальный. А как вы оцениваете значение этой находки для мировой науки?

- Безусловно, на первое место здесь выходят уникальные палеонтологические находки - десятки кубометров уникальных костей, небольшую часть из которых мы подняли на поверхность. Таких находок нет больше ни в Крыму, ни во всей России. Да и в мире немного. Ну а в плане спелеологии объект очень интересный, который подтверждает активно развивающуюся в мире теорию гипогенного спелеогенеза. «Таврида» - это фрагмент какого-то сложного лабиринта. И непонятно вообще, откуда и куда вода поступала. Скорее всего, поступала снизу и в стороны распространялась.
И древние животные, останки которых мы нашли, попали в уже готовую полость, которая образовалась задолго до их появления. Пещера, может быть, в два, а то и больше раз древнее останков, которым несколько сотен тысяч лет.

Ирина КОВАЛЁВА.
Фото автора.