Спасённые шедевры

11 Ноябрь 2017 782
Портрет Михаила Крошицкого кисти народного художника Украины и России Валентина Бернадского.
Портрет Михаила Крошицкого кисти народного художника Украины и России Валентина Бернадского.

На очередной выставке к 90-летию Севастопольского художественного музея вниманию посетителей представлена музейная коллекция произведений, спасённых в годы Великой Оте­чественной войны.

Среди сохранённых шедевров картины Л. Джордано,
Д. Кьяри, С. Розы, Д. Тенирса-младшего, Ф. Ваувермана, К. Лефевра, Ж. Куртуа,
В. Тропинина, А. Беггрова,
И. Шишкина, В. и К. Маковских, И. Левитана, И. Ендогурова и других итальянских, нидерландских, русских и французских мастеров XVI-XIX веков.
У каждой из картин уникальная «биография».
- Первоначально многие из них украшали известные аристократические салоны и купеческие особняки Москвы и Петербурга, летнюю царскую резиденцию Ливадийского дворца, для которого по специальному указу императора произведения западноевропейского искусства были переданы из Эрмитажа, а полотна русских художников приобретались коронованными особами на академических и передвижных выставках, - рассказывает искусствовед Людмила Смирнова. - После Октябрьской революции, на сломе исторических эпох, они были национализированы молодым советским государством для создания музеев, «доступных для широких народных масс» - популярнейшей идее того времени.
Особенно сложно национализация произведений искусства происходила в Крыму в разгар гражданской войны, когда власть переходила то к «белым», то к «красным».
И всё-таки многие усадьбы и хранившиеся в них частные коллекции удалось сохранить от разорения и уничтожения благодаря энтузиазму, а также преданности стране и искусству умных, талантливых музейщиков, художников и знатоков искусства, таких, как Я. Тугенхольд, А. Коренев,
А. Полканов. Спасённые ими произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства знаменитых мастеров разных эпох были объединены с коллекцией русского искусства, переданной из Москвы и Ленинграда и созданной специально для Севастополя. Именно эти работы стали ценнейшей основой собрания Севастопольской картинной галереи, открытой 6 ноября 1927 года к 10-й годовщине революции. В годы Великой Отечественной войны директором галереи Михаилом Крошицким была спасена почти вся коллекция - более 1 300 экспонатов - живопись, графика, малая пластика и наиболее ценная часть научной библиотеки. В декабре 1941 года на свой страх и риск без документов, без знания конечного пункта, без материальных средств, не успев забрать семью, потомственный севастополец вывез ценнейшие произведения из осаждённого города в Томск. В 1945 году севастопольское собрание было возвращено в Крым и было передано на хранение в Симферопольский художественный музей, так как  здание Севастопольского музея было полностью разрушено, а симферопольская коллекция почти вся была уничтожена немецкой авиацией в Керченском проливе во время эвакуации.
Михаил Крошицкий был директором объединённой Севастопольской и Симферопольской картинной галереи.
И только в 1956 году произошло долгожданное возвращение музейной коллекции в Севастополь. В 1991 году по инициативе благодарных севастопольцев музею было присвоено имя Михаила Крошицкого.
- 50 произведений, представленных в экспозиции, имеют самостоятельную эстетическую ценность, рассказывают об искусстве разных стран и эпох, и, вместе с тем, достойно дополняют небольшую, но довольно цельную и качественную по своим художественным достоинствам постоянную экспозицию музея, - отмечает Людмила Смирнова. - Они помогают вспомнить важные, порой драматические события, связанные с историей создания, а затем героического спасения музейного собрания. Многим работам «экспозиционная жизнь» была продлена благодаря профессионализму и добрым рукам музейных реставраторов - Рыжовой и Гертман, специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, Киевских реставрационных мастерских, а также преданности музейному делу хранителей и научных сотрудников музея. Нынешняя выставка - своеобразный поклон севастопольцев коллекционерам, художникам, реставраторам, краеведам и, конечно, музейщикам, которые в течение 90 лет жизни музея бережно хранили все эти ценности для будущих поколений.

Людмила МИЛИНА.