Вячеслав Малежик: Я мозаику сложил из смешных и грустных песен

15 Март 2017 2330
Вячеслав Малежик с любимыми внучками.
Вячеслав Малежик с любимыми внучками.

Глядя на энергичного, с молодым блеском глаз артиста, который легко передвигается не только по сцене, но и по залу, трудно поверить, что ему стукнуло 70. Вот и Алёна Апина воскликнула, глядя на юбиляра: «Врёте вы всё - вам сегодня исполнилось не 70, а 49». На что юбиляр загадочно улыбнулся. О его неиссякаемой молодости свидетельствует и название юбилейного концерта: «ВИА Малежик», напоминающее о музыкальной юности в составе популярных вокальных ансамблей ещё далёкого от славы Вячеслава.

Досье

Певец, композитор, заслуженный артист России Вячеслав Ефимович Малежик родился 17 февраля 1947 года в Москве. Выступал с популярными музыкальными коллективами, среди которых «Весёлые ребята», «Мозаика», «Голубые гитары», «Пламя». Широкую известность получили его сольные работы, среди которых любимые уже многими поколениями «Мозаика», «Провинциалка», «Попутчица», «Двести лет», «Острова», «Русалка», «Наташка», «Ты мне нравишься». Вёл телепрограмму «Шире круг». Выступал с концертами в Афганистане и других горячих точках, в военных госпиталях. Награждён почётными грамотами и дипломами МВД. Член Союза писателей Вячеслав Малежик - автор четырёх книг: «Понять. Простить. Принять», «Портреты и прочие художества», «Снег идёт 100 лет…», «Герой того ещё времени».

Я помню его таким же улыбчивым и задорным тридцать пять лет назад, когда он, уже в зените славы, собирал полные стадионы: на концерты устремлялись любители разноплановых произведений - от бардовской песни до рок-н-ролла. Его песни покоряли иронией и самоиронией, зарифмованными мыслями слушателей, для которых многие строки казались их собственными, настолько были созвучны и времени, и представлениям о нём каждого, кто приходил на концерты любимого автора, певца. Он до сих пор постоянно удивляет и восхищает. Не только собственным исполнением, но и умением представить неожиданно какую-нибудь интересную фигуру. На этот раз на юбилейном концерте в Кремлёвском дворце вместе с ним и друзьями его молодости - Катей Семёновой, «Самоцветами», ансамблем «Ялла» - выступил молодёжный коллектив «Сопрано Турецкого» и внучка кумира 70-х годов прошлого века Юрия Визбора Варвара.
- Я позвал тех, кто мне близок, - признался Вячеслав. - Людей, обладающих ярким творческим лицом.
 Яркое творческое лицо юбиляра - своеобразный знак качества на отечественной эстраде.
У Малежика устойчивый иммунитет от пошлости и безвкусицы, от конъюнктуры, от «звёздности». Простые запоминающиеся слова и мелодии ложатся на сердце и долго ещё звучат после концерта или после того, как в минуты отдыха послушал их в домашней тишине.
Первое отделение концерта вернуло зрителей в 60-80-е годы искромётным попурри из фрагментов песен тех лет. Блок «Любимые песни нашей компании» сопровождался видеорядом - ностальгическими кадрами танцплощадок 70-х, улицами советской Москвы, видами заснеженных русских полей…
Как всегда, Малежик общался с залом. Песней «Первый поцелуй» он поприветствовал руководителя ВИА «Голубые гитары» Игоря Гранова. Исполнить вместе с ним «Когда мы любим» и «Аты-Баты» пригласил коллег по ансамблю «Пламя». «Гадание» пел вместе с «Синей птицей». Внимательно слушал вокальную группу «Сопрано Турецкого», представившую свою версию его баллады «Зима-зима», и признался, что ему она понравилась. Ансамбль «Ялла», исполнив песню «Ты мне нравишься», объявил её автора аксакалом нашей эстрады и преподнёс по-восточному щедрый подарок - расшитый золотом халат. На что Малежик, рассматривая подарок, признался: «Начинаю чувствовать себя Леонидом Якубовичем!».
Как заметил юбиляр, на концерте его и собравшихся на сцене друзей «шарахает от одного жанра в другой». Зрители такой ход приветствовали щедрыми аплодисментами и после камерной песни «До свидания», и после почти тяжёлого рока - «Пробки».
Припасённую на финал «Мозаику» пел вместе с Малежиком весь зал, а потом долго не отпускал юбиляра со сцены.
На вопрос, как он, человек в постоянном творческом пути, ощущает себя в нагнавшей-таки солидной цифре, отшучивается, как обычно: «Ощущаю себя на 125. Причём в одну посуду.
Я многого в жизни не сделал - не стал президентом Зимбабве, не охотился на слонов, и меня не покусала акула. Теперь вот не знаю, как жить дальше».
Конечно, знает. Будет и дальше писать песни и выступать перед поклонниками, которых не счесть в городах и весях нашей большой страны. И не только в родных пределах, кстати. Как-то в одном из разговоров вспомнили концерты, с которыми он выступал в восьмидесятые годы с ансамблем «Пламя» перед военно­служащими Группы Советских войск в Германии. На одном из них довелось побывать и мне. Принимали - на ура! Потом на радиостанцию «Волга» в Потсдаме, где я в те годы работала, пачками приходили письма с просьбой включить в концерт по заявкам песни в исполнении Малежика.
Теперь он пишет не только песни, но и книги.
- Проблуждав по бескрайним просторам российской музыки, изрядно там наследив, я неожиданно оказался в незнакомой стране под названием Литература, - объясняет он новое пристрастие.
- Три ваши первые книги хорошо известны поклонникам, они давно разошлись, их, что называется, днём с огнём на прилавках книжных магазинов не сыщешь. А о чём четвёртая?
- Автобиографическую поэму «Герой того ещё времени» написал, впечатлившись лермонтовским «Героем нашего времени». Это романтическая история любви принцессы и молодого музыканта. Принцесса - студентка хореографического училища Тана, из камбоджийской королевской семьи. Я - молодой, мало кому известный музыкант из «Пламени». После её отъезда на родину мы не виделись долгие годы. Потом она приехала в Москву, пришла к нам в гости, познакомилась с моей женой Татьяной. После чего в «Советской культуре» появилось интервью, в котором она рассказала о своей жизни в Камбодже, о том, как сидела в тюрьме после переворота, как её насильно выдали замуж. Как ей доверили возглавить театр балета в Пномпене. А на вопрос о самом светлом впечатлении от России ответила: «Знакомство с сыном простого московского шофёра Вячеславом Малежиком».
- Пол Маккартни как-то признался, что в каждом его альбоме лишь две-три песни написаны по вдохновению. Остальные - чистое ремесло. А вы что о своём творчестве скажете?
- Битлы по контракту должны были по две пластинки в год выпускать, так что вдохновения ждать некогда было. Меня же никто не подгоняет, поэтому есть возможность получать от работы удовольствие. А для удовольствия нужно вдохновение. Пришло - тогда и пишу.
- В шлягере «Двести лет» вы просили кукушку накуковать всё, о чём мечтается: бедовый год, муки от счастья, день, который больше, чем столетие. Накуковала?
- Расщедрилась. И даже на «ещё, ещё, ещё чего-нибудь». У меня прекрасная семья, два сына, внучки, вместе с которыми впадаю в детство: на одном дыхании написал книжку «Василёк, Рыжик и новые друзья».
В песне Малежика «Недавно и давно» есть строки: «и ещё до старости двести лет, потому что старости вовсе нет». Это его жизненная позиция - не стареть. Потому и на плаву - в творчестве, столько плодотворных лет! Он любим публикой и востребован со своими неизменными лиризмом и лёгкой искромётной иронией. Так и хочется обратиться к нему словами его же песни: «Ты ничего не меняй». Да он и без этого ничего не изменит в своём честном отношении к жизни, в преданности эстраде, листу бумаги, гитаре и своим слушателям. В Крыму его всегда ждут поклонники разных поколений. А он признаётся, что Крым притягивает прежде всего людьми. Неординарными, яркими. Он не упускает возможности пообщаться с ними не только в Крыму, но и в Москве: одна из наших встреч состоялась на открытии выставки крымских мастеров изобразительного искусства в столичном Центральном доме художника.
- Мы с женой гордимся, что в нашей домашней коллекции есть картины крымских живописцев, - признался Вячеслав. В каждый приезд что-то покупаем, что-то дарят. Так что Крым не только в сердце, можем «пройтись» по любимым уголкам в любое время.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.