Алла Сурикова: Крым - история любви

13 Сентябрь 2014 760
Алла Сурикова на Ялтинском телекинофоруме «Вместе».
Алла Сурикова на Ялтинском телекинофоруме «Вместе».

Известный российский режиссёр без нашего края жить не может. Поэтому ни один фильм здесь сняла и старается нам первым показать свои творения. В этом году уже трижды побывала: на фестивалях «Алые паруса», «Я и семья» и на телекинофоруме «Вместе».

-Алла Ильинична, отчего такая любовь к фестивалям?

- Оттого, что это единственная возможность показать свой новый фильм. Ведь российского кинопроката давно нет: если это не блокбастер, кинотеатры ни за что картину не возьмут. Поэтому не только я, но и мои коллеги с охотой ездим на фестивали.

- Вы ведь и сами придумали фестивали: «Край света», который успешно идёт уже четыре года в Южно-Сахалинске, и «Улыбнись, Россия» - музыкальных и комедийных фильмов.

- Есть такое дело. Придумала «Сахалинский экран», провела, а потом передала его режиссёру, продюсеру Алексею Аграновичу. При нём он превратился в «Край света». И стал не «зрительским»: без конкурса, только показы, причём отечественных фильмов, среди которых львиную долю занимали комедии, а международным - с конкурсом, жюри, призами. Во многом благодаря поддержке губернатора области Александра Хорошавина. Один из призов - грант губернатора на Московские высшие режиссёрские курсы. Есть и мой приз, который сама вручаю. «Улыбнись, Россия» проходит в разных городах. Комедия ведь самый искренний жанр. Вот и захотелось поддержать снимающих весёлые, добрые фильмы, побудить холить и лелеять комедию, ценить её создателей. Это ведь даже не фестиваль, а праздник комедии, потому что на нём нет обиженных кинематографистов, обойдённых вниманием фильмов. Открываем его гимном, который четырнадцать лет назад подарен нам композиторами Никитой Богословским и Аллой Сивашовой на слова Бориса Дубровина, которые, что называется, прямо в яблочко: «Пока живёшь - почаще смейся, пока смеёшься - ты живёшь».

- Вы не так часто балуете поклонников новыми картинами. Почему?

- Три четверти сценариев, а они мне приходят буквально через день, неудобоваримые, скажем так, или просто не мои, что называется: есть интересные истории, но меня не трогают, мне не интересны.

- Кроме неинтересного, чего никогда не станете снимать?

- Про уродов, про мерзавцев, про грязь. Этого достаточно в жизни, а жить с этим на экране… Увольте. Ведь когда ты снимаешь кино, то принадлежишь этому фильму и помимо своей воли, снимая про уродов, в какой-то степени становишься рядом с ними. Меня это не устраивает.

- За вашу богатую творческую биографию было столько встреч с выдающимися актёрами…
С кем-то поддерживаете дружеские отношения?

- Да почти со всеми. Как иначе? К ним же прикипаешь душой, они становятся единомышленниками. Как можно было не подружиться с Колей Караченцовым? Мы пять картин вместе сняли. Начав с клипа «Леди Гамильтон», который остался нашей любимой картиной. Когда он был здоров, часто встречались. Продолжаю дружить с семьёй Николая, недавно общалась с его сыном Андреем, выпускником факультета международного права Института международных отношений.
У Коли подрастают внуки Петя и Яна. Жена, сын всё делают, чтобы к любимому человеку вернулось здоровье. Иногда у меня спрашивают, зачем Людмила его на люди выводит такого, а я считаю, если ему это на пользу, значит, правильно делает.

- В нескольких фильмах у вас снимался Андрей Миронов. Он тоже стал другом?

- Ещё каким! Впервые мы встретились на картине «Будьте моим мужем». С этого времени и началась дружба длиной во всю жизнь. Но его жизнь, увы, короткой оказалась… Андрей был удивительным человеком! Лёгкий, остроумный, умеющий обворожительно жить, смеяться, шутить, танцевать, петь… И при этом абсолютно чёткий профессионал, никогда не опаздывающий, всегда готовый к съёмке, всегда знающий текст, предлагающий что-то интересное.
В следующий раз мы встретились на картине «Человек с бульвара Капуцинов» в Крыму, и это было незабываемое время. Я написала книгу «Любовь со второго взгляда» с большой главой об этом периоде жизни.

- Дочь не пробовали снимать?

- Был грех. В молодости Кира снялась в картине «Искренне ваш», если можно так сказать: в одном из эпизодов шла спиной навстречу Армену Джигарханяну. Ну шла и шла, а он говорит: «Ты поверти талантом». Вот с тех пор Кира и вертит талантом, только не как актриса, а как писатель. Мне очень нравится её книга «Несладкий кофе». А впервые она в пять лет попала на экран в моей первой самостоятельной режиссёрской работе - трёхминутной ленте «Девочка и солнечный зайчик» по мотивам этюда замечательного мима Леонида Енгибарова. Это история девочки, которая играет во дворе с солнечным зайчиком, а когда становится темно, ловит его в шляпку, поднимается на последний этаж и выпускает. Снова становится светло, и она опять играет. Один из эпизодов снимали на четвёртом этаже высокого дома. Кира стояла на старом подоконнике окна без рамы и выбрасывала шляпу с солнечным зайчиком во двор, а я «страховала», держа её за трусики. Когда потом посмотрела отснятый материал, поняла, что режиссура - это диагноз: всё, кроме работы, отходит на второй план. Ведь одно неосторожное движение… Сама не понимаю, как можно было рисковать ребёнком. С тех пор стараюсь никем не рисковать. Когда артисты говорят: «Я сам упаду, перевернусь, прыгну», категорически не разрешаю - для этого есть профессиональные каскадёры.

- Собой тоже не рискуете?

- Случалось… Снимали такой сюжет: девочка рисует на асфальте собачку, и каждый прохожий считает своим долгом что-то исправить: один - хвост, другой - уши, третий - зубы. И вместо собаки получился крокодил, который оживает и хватает последнего обидчика за брючину. И крокодила надо было снять живого. Приходим в зоопарк с камерой, дожидаемся, когда служитель уходит, я захожу с метлой в клетку и начинаю крокодила дразнить.
А тот в хорошем расположении духа, и ему не хочется открывать пасть. Оператор нервничает: снимает-то не на видео, а на плёнку, которая стоит дорого.
Я всё больше в раж вхожу. Так надоела крокодилу, что он разинул-таки пасть и как схватит! Хорошо - метлу. Но с такой злостью, что зуб у него выпал, он долго у меня хранился. Мы успели снять его огромную пасть. Подошедший служитель, обомлев, наблюдал за этой сценой, как оказалось. Что он мне говорил, я не повторю. И, конечно же, он был прав. Нельзя так рисковать. В картине «Хочу в тюрьму» я так переживала за каскадёров на покатой крыше с огромным количеством каких-то проводов, что бегала там как угорелая. Чему потом опять же ужаснулась… Такая наша жизнь. Я даже про себя написала на эту тему стишок:
Не надо уводить меня к врачу.
Себе диагноз я поставила давно:
Я ничего другого не хочу,
Хочу снимать, снимать,
снимать своё кино.

- Стихами балуетесь?

- Вот именно: балуюсь. По случаю. Когда училась на режиссёрских курсах у Георгия Николаевича Данелии, посвятила ему такие строки:
Воздвигнусь ли, паду ли,
своей судьбе дана ли я?
Плевать, пойду под пули я,
коль поведёт Данелия.

- Со съёмочной группой в Крым не собираетесь?

- Есть такое в планах. Задумала 24 документальных фильма с игровыми элементами по 26 минут каждый, объединённых одним названием - «История любви». Это возможность снять красиво Крым, на фоне которого происходят романтические истории ставших всемирно известными людей. Начиная с Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, любовь к которым пришла в Коктебеле. Макс и Мария Степановна Волошины, Александр и Нина Грин. Пушкин и его утаённая любовь…
С одной стороны, наши поэзия, культура, литература, искусство, в которые всегда приятно ещё раз окунуться, что-то новое для себя узнать, услышать, увидеть, полюбить. С другой стороны, хочется показать всем очарование Крыма, влюбить в него весь мир.

- Кого-то из актёров наметили уже?

- Игровые элементы не предполагают крупных планов, нам не нужно совпадение внешности. Будет просто элегантно снятые фигуры на заднем плане.

- Кто пишет сценарии?

- Мои бывшие студенты высших режиссёрских курсов. Мила Некрасова написала о Цветаевой и Эфроне. Вика Афанасютина - о Гринах. Есть уже сценарии о Маяковском и о Пушкине. Остальные - в работе.

- Так можно уже приступать?

- Можно, если бы были деньги. Хочу привлечь к производству крымчан, сделать совместный проект, задействовать профессионалов, которыми славилась Ялтинская киностудия. С чего-то же надо начинать её возрождение. А этот проект - хороший повод. Надеюсь на поддержку крымских властей, к которым обратилась с таким предложением. Возвращение кинофабрики в собственность государства, как прежде, наполнит Ялту духом её создателя - великого Александра Ханжонкова, что заставит всех крутиться и снимать здесь хорошее кино. Я надеюсь, что здесь возникнет и окрепнет молодая поросль кинематографистов.

- В чём видите, по большому счёту, задачу российских кинематографистов?

- В возвращении интереса к современному кино, воспитании интеллигентных зрителей изящными, тонкими работами.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.