Ефим Фикс: Прежде думай о Родине, а потом о себе!

16 Август 2018 2789
Ефим Фикс.
Ефим Фикс.

О том, чем заняты депутаты помимо непосредственно законотворчества, почему парламентские каникулы «каникулами» только называются и каковы критерии отбора во властную команду, рассказал корреспонденту «Крымской правды» заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Ефим ФИКС.

- Сессия официально закрыта, сейчас время, называемое обычно «парламентскими каникулами», а вы - на работе. Да и остальные кабинеты (не будем перечислять их обитателей) в здании парламента республики, как нетрудно заметить, не
пустуют. А что вы делаете сейчас?
- Прежде всего, «парламентские каникулы» уже завершаются. Осталось буквально чуть меньше трёх недель до начала нового парламентского сезона. Чем мы занимались на «каникулах»? Это - организация досуга и оздоровления детей. Это принципиальная позиция, в ней нет ничего нового. Мы занимаемся этим 4 года подряд: ежегодно в летний период депутаты закрепляются за муниципальными образованиями, где есть детские оздоровительные учреждения. И смотрим, анализируем, помогаем, чем можем, и так далее, и так далее…
Кстати, по двум детским оздоровительным учреждениям могу сказать, что в этом году они не открылись. Это - в Щёлкино (я там был в прошлом году, там вроде бы и отношение нормальное к детям, но сама обстановка - это худшая ситуация советского периода в самом худшем варианте) и в Судаке (там тоже отношение к детям нормальное, воспитатели квалифицированные, но сама обстановка - ниже всякой критики). В этом году они не открылись. На реконструкцию, приведение в порядок направлены средства с учётом форм собственности: в случае со Щёлкино - муниципальные, а в Судаке - это частный оздоровительный лагерь. Необходимые ресурсы направлены на то, чтобы привести эти объекты в более-менее приемлемое состояние.
- А как же дети, которые в прошлом году там отдыхали?
- А дети распределены по другим лагерям. С этим как раз никаких вопросов нет. О размещении детей мы позаботились в первую очередь. Кстати говоря, в этом году все детские оздоровительные учреждения республики (в том числе и частные, конечно) заполнены практически полностью по сентябрь включительно.
- Традиционно во время парламентских каникул депутатов отправляют «мониторить» состояние пляжей. В этом году благодаря вводу в строй Крымского моста количество гостей увеличилось. А с пляжами у нас как? Всех готовы принять?
- Да уже более трёх миллионов гостей у нас на сегодня. И это, конечно, далеко не окончательная цифра. По предварительным оценкам, отдыхающих в этом году процентов на 25 больше, чем в прошлом. Действительно, мы были с Владимиром Андреевичем (Константиновым. - Ред.) и в Феодосии, и в Судаке, в других курортных городах.
Я могу подтвердить - количество гостей восхищает!
- А инфраструктура выдерживает?
- Пока выдерживает, но это действительно проблема. Модернизацией, безусловно, надо заниматься, и это задача не на один год. Ещё одна задача, которую мы решали и решаем, - это подготовка учебных заведений к 1 сентября, выполнение поручений главы республики по замене окон и ремонту крыш (финансовые ресурсы выделены, но нужно контролировать их освоение). Вот решением этих задач сегодня занимаются депутаты.
- А к новому парламентскому сезону в целом уже готовы?
- Это будет завершающий сезон, мы выходим уже по сути на финишную прямую избирательной кампании 2019 года. Нам будет необходимо дать оценку работе каждого депутата за время каденции, необходимо будет провести внутренний анализ или, как сейчас модно говорить, аудит эффективности работы Государственного Совета в целом, комитетов Государственного Совета, определить КПД всех тех законов, которые мы принимали, внести необходимые изменения в отдельные законы. И, безусловно, руководство будет определять «костяк» команды, которая пойдёт на выборы 2019 года. Туда войдут люди, которые показали и доказали свою эффективность, работоспособность и готовность решать все те сложные вопросы, которые стоят перед нами.
Я хотел бы отметить один очень важный момент: в последнее время в средствах массовой информации стали появляться оценки деятельности депутатов на основании количества внесённых законопроектов. Это совершенно неправильный подход! Количество внесённых законопроектов, конечно, имеет значение. Но оно не может быть определяющим критерием оценки. Потому что законотворчество - работа коллективная. Такой однобокий подход к оценке деятельности депутатов ошибочен и совершенно недопустим.
- Наверное, в таком условном «рейтинге» лидировать должен даже не кто-то из депутатов, а глава республики? Ведь большое количество законопроектов инициировано правительством?
- Ну да, так по определению должно быть. Потому что исполнительная власть вносит законопроекты, которые необходимы ей для своей повседневной работы, для правового совершенствования своей деятельности. Другой пример: я как председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению могу сказать, что нет ничего удивительного в том, что возглавляемый мной комитет вносит законопроектов больше, чем многие другие - просто в силу специфики работы. Это совершенно не свидетельствует о том, что другие комитеты работают хуже. Просто у них специфика другая. Категорически нельзя применять такой примитивно-арифметический подход, что мол, если один депутат внёс, к примеру, 100 законопроектов, то он - «герой», а остальные, если внесли меньше, то они - «бездельники».
- А ведь над каждым законопроектом работает ещё весь профильный комитет…
- Совершенно верно. И не только комитет. Подготовка каждого законодательного акта - сложный многоступенчатый процесс. Более того. Когда сессия уже приняла законопроект во втором чтении, депутаты проголосовали, это ещё не финал. После этого законопроект направляется на подпись главе республики, а у главы республики есть юридические службы, которые соотносят новый закон с положениями федерального законодательства и Конституции. Ведь у главы республики есть право вето. Правда, он до сих пор ни разу его не использовал, потому что у нас хорошо поставлена совместная работа и налажено взаимодействие между ветвями власти: как правило, законопроект заходит в зал для голосования уже после прохождения всех согласований. Вот и представьте, какой большой коллектив, в котором отнюдь не только депутаты, работает над каждым проектом, прежде чем проект становится законом. Так что кто именно из депутатов внёс законопроект - далеко не главное. Вот это я хотел бы подчеркнуть.
Если нужны цифры, то с 11 апреля 2014 года по 14 августа 2018-го у нас принят 601 закон. Наши коллеги, приезжающие из других регионов, часто удивляются - мы за 4 года приняли законов больше, чем законодатели некоторых других субъектов Федерации за всю их историю. Принято 1113 постановлений Государственного Совета Республики Крым.
А если считать постановления по процедурным вопросам, которые касаются принятия законов в первом-втором чтениях и так далее, то цифра будет больше - 2315 постановлений. При этом, как я уже говорил, глава республики не накладывал вето ни на один законопроект. Мало того, ни Прокуратура, ни Главное управление юстиции не внесли протесты ни на один принятый нами закон. И нет ни одного судебного решения по отмене хотя бы одного из принятых нами законов. Это тоже показатель эффективности работы Государственного Совета.
Кроме того, мы за 4 года внесли 26 законопроектов в порядке законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а с учётом того, что мы работали с депутатами и с комитетами ещё до выборов 2016 года, в результате которых у нас «свои» депутаты появились в Госдуме, то общая цифра будет вдвое больше - более 50 законодательных инициатив, которые были поддержаны и сегодня работают в качестве федеральных законов или поправок к ним.
В качестве примера можно привести закон об урегулировании вопроса с задолженностями украинским банкам. Это 2 года работы, в которой участвовали и Государственный Совет, и правительство, и сам глава республики активно участвовал, используя свой опыт и влияние.
Важным направлением работы является мониторинг эффективности законов. Приведу всего два примера. Вот приняли мы закон, установили административное наказание за торговлю в неустановленных местах без разрешительных документов, попрошайничество, приставание на улицах и так далее.
Я докладывал об этом на сессии Госсовета республики и хочу сказать, что мы действительно эффективно сработали. Если помните, мы подняли штрафы за неустановленную торговлю до 30 тысяч рублей, а потом на основании результатов мониторинга и проведённого нашими учёными соцопроса вышли на главу республики, и он нас поддержал в части снижения штрафов до 5 тысяч - в соответствии с федеральным законодательством. Это снижение оправдано, потому что «карательные меры» уже сыграли свою историческую роль (при этом несколько миллионов рублей поступили в бюджеты муниципальных образований), и сейчас нет больше необходимости в высоких штрафах. Второй пример - закон об эвакуации транспортных средств. Здесь другая ситуация: на основании результатов мониторинга практического применения этого закона мы пришли к выводу, что необходимо усилить ответственность самих эвакуаторов. Кроме того, оказалось, что средства от эвакуации не идут в бюджет. И мы внесли соответствующие изменения в законодательство. А в городе Симферополе создаётся МУП. Частников никто не выгоняет, они должны получать деньги за свою работу, но им придётся умерить аппетиты, конкурируя с муниципальным предприятием. А полученные бюджетом средства пойдут на развитие городской инфраструктуры - на организацию парковок в том числе. Безусловно, мы не все законы будем «мониторить». Но вот такие социально значимые - обязательно.
- К тому же не законотворчеством единым заняты депутаты. Мы с этого начали наш разговор. Наверное, сейчас будет уместно вернуться к началу и перечислить задачи, возложенные на депутатов, кроме непосредственно работы над законодательными актами и голосования в зале.
- Пожалуйста. Начнём с главного: Государственный Совет - это не только законодательный орган, а ещё и представительный орган.
И представительские функции гораздо обширнее: это и надзор за тем, как идёт оздоровление детей в летний период, и многое другое. Депутат представляет интересы своих избирателей.
И независимо от того, избран он по партийному списку или мажоритарному округу, это - его первейшая обязанность.
Я не буду утомлять вас статистикой, она у нас есть по каждому депутату, назову только несколько цифр. Всего депутатами Государственного Совета было проведено 4183 приёма граждан за 2016-й, 2017-й и первую половину 2018 года, поступило почти 35 тысяч обращений, в которых поднимались почти 38 тысяч вопросов. Интересны результаты: из 38 тысяч решены положительно почти 12 тысяч вопросов, а почти 16 тысяч требовали, как оказалось, просто разъяснений. Мы давали разъяснения, и люди были удовлетворены. То есть кроме непосредственно приёма граждан, депутаты проводили ещё и юридические консультации. Поэтому сегодня, несмотря на «каникулы», мы работаем над проектом закона о совершенствовании нормы об оказании гражданам юридической помощи.
Ещё одно важное направление работы - проведение Дней Государственного Совета в регионах. Я думаю, что мы - единственный субъект Федерации, где эта работа ведётся настолько системно. Только за прошлый год Дни Государственного Совета были проведены в 10 регионах, а за первое полугодие 2018-го - в 25. То есть охватили все. Это действительно очень эффективная форма работы.
И вкупе с аналогичной формой, разработанной главой республики, - проведением Дней правительства в регионах - она позволяет буквально почувствовать проблемы села, города, района, проникнуться их трудностями. Конечно, стоит упомянуть и проведение Дней региона в Государственном Совете. Вы видели, как это происходит, я не буду много об этом говорить. Это замечательная неформальная форма отчёта, на основании которого потом принимается постановление по наиболее животрепещущим проблемам муниципальных образований.
Ну и в завершение разговора о работе с людьми скажу, что за 4 года 55 детских площадок установлено за счёт средств депутатов и председателя Государственного Совета, в 188 школах и детских садах по инициативе председателя Госсовета работают попечительские советы - во всех работают наши депутаты. О памятниках Великой Отечественной войны уже много было сказано. Просто напомню, что только в этом году мы 2 памятника восстановили за счёт личных средств депутатов и членов президиума Государственного Совета.
А всего за 4 года восстановили 10 памятников.
Очень важное направление - народная дипломатия. Более 300 иностранных граждан побывали у нас в Государственном Совете. Из Германии, Австрии, Норвегии, Франции, Испании, Чехии, Словакии, Сербии, Италии, Японии, Болгарии.
О партийных проектах. Безусловно, они разработаны партийными структурами «Единой России». Но возглавляют все направления депутаты Государственного Совета. Все проекты сегодня эффективно работают. Это ведь тоже реализация представительных функций.
Так что, подытоживая, могу сказать, что оценку депутату можно давать только комплексную, проанализировав выполнение им всех депутатских обязанностей. Только такая оценка может претендовать на объективность.
- Ну а «двоечники»-то у вас есть?
- Конечно, как и везде. Таких, кто получил бы мандат и только гаишнику его показывал, у нас нет. Но, безусловно, есть более эффективные депутаты, есть «средние», а есть и такие, кто собственным делам уделяет больше внимания, нежели общественным. Руководство будет подводить итоги, я уже говорил, будет формировать костяк команды на выборы 2019 года.
- Ну туда-то только «отличники» пойдут, это понятно…
- Почему же. Не только «отличники». Там будут и «хорошисты». Может быть, и люди, которые на «удовлетворительно» отработали. Не все же, допустим, должны «бежать в атаку с автоматом». Кто-то должен и «кашу варить», и «палатки растягивать». Кто-то в обороне хорошо действует, кто-то - в наступлении. У каждого свои функции. Каждый должен заниматься своим делом.
- От каждого по способности?
Можно и так сказать. Знаете, был прежде лозунг «Прежде думай о Родине, а потом о себе!», который незаслуженно забыт. Я лично думаю, он нам вполне подходит в качестве критерия отбора в команду. Но, конечно, решение по каждому будет принимать партийное руководство. Вы о нём узнаете.

Николай ФИЛИППОВ.