Не дать разрушиться

Как в Керчи спасают исторические памятники

8 Август 2018 874

Какие работы ведутся сейчас на Большой Митридатской лестнице, открыта ли крепость Ени-Кале в Керчи, где остаются находки, обнаруженные при строительстве Крымского моста и трассы «Таврида», и нуждается ли Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник в кадрах, рассказала нашему корреспонденту его генеральный директор Татьяна УМРИХИНА.

Строители и археологи

Плачевное состояние одной из исторических достопримечательностей Керчи - Большой Митридатской лестницы - взволновало президента России Владимира Путина и главу правительства Дмитрия Медведева во время посещения ими города-героя 15 сентября 2016 года. На приведение в порядок объекта пообещали выделить до 1,5 млрд. рублей. Не прошло и года (24 июня 2017-го), как президент нашей страны попросил главу Республики Крым Сергея Аксёнова ускорить реставрацию Митридатской лестницы, привлекая для реализации проекта в случае необходимости московские структуры. В результате выполнением работ на объекте культурного наследия федерального значения «Лестницы Большие и Малые» (Митридатские) занялись специалисты из Санкт-Петербурга в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года».
- Работы по реконструкции Митридатской лестницы, выполняемые обществом с ограниченной ответственностью «Меандр» из Санкт-Петербурга, ведутся с нашим археологическим сопровождением по плану. Главный консультант от музея - Владимир Толстиков, начальник Пантикапейской экспедиции, и археолог Арсений Михайлов, - сообщила Татьяна Умрихина.
По её словам, на объекте проводят серьёзные противооползневые работы, лестницу полностью разбирали, была такая необходимость. Сейчас идёт поиск камня, который бы подходил к ней. Использованный ранее во время последней реконструкции в 1985 году природный камень дикарь не годится. Снятые грифоны - на консервационных работах. Заказаны новые. Отвечает за этот объект Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым.

Железку из крепости убрать

Крепость Ени-Кале, памятник османского зодчества, начала частично разрушаться. 22 января этого года произошло обрушение облицовки входной арки с южной стороны. Объект культурного наследия федерального значения закрыли для посещения в целях безопасности людей. Гендиректор музея-заповедника сообщила, что аварийная ситуация на крепости пока не устранена, она закрыта для посещения, участок огорожен.
- Мы написали письма в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым. Он должен рассмотреть возможность внесения Ени-Кале в федеральную целевую программу. На ней необходимо выполнить все противоаварийные работы. Ведь крепость представляет для нас особую значимость. В 1774 году Ени-Кале и Керчь первыми вошли в Российскую Империю и образовали Керчь-Еникальское градоначальство Таврической губернии, - продолжила Татьяна Умрихина. - Для нас бесплатно «осметили» противоаврийные работы на крепости, за это спасибо фирме «Век», сделали акты. Мы знаем, что на их проведение необходимы немного больше 13 миллионов рублей.
Сотрудники заповедника буквально вытащили Ени-Кале из небытия. Эта крепость была бесхозной, а при Украине принадлежала Минстрою Украины. Почему и как она была связана с этим ведомством, непонятно. При России за два года крепость передали в ведение Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Теперь это охраняемая территория. Но сам заповедник не имеет права проводить там работы без разрешения Госкомитета по охране культурного наследия. Серьёзным препятствием к этому является и железная дорога, которая находится внутри крепости.
- У нас есть договорённость с Госкомитетом по охране культурного наследия РК, что они совместно с Минтрансом рассмотрят возможность вынесения железной дороги за пределы крепости в связи с тем, что строятся новые железнодорожные пути, - отметила глава музея-заповедника. - Серьёзная детонация в крепости идёт, когда проходят по железной дороге поезда и составы.

Находки - дома

- Найденные на территории заповедника, а также при строительстве Крымского моста и трассы «Таврида» экспонаты остаются в ваших хранилищах?
- Да, все они остаются в нашем музее. Я благодарю Институт археологии РАН за то, что после более 20 проведённых экспедиций все находки они отдали нам. Музей-заповедник заключил договор о сотрудничестве с ними. На площадях нашего лапидария (экспозиция образцов лапидарного письма: старинной письменности, выполненной на каменных плитах) располагаем находки, которые они обрабатывают и сдают в наши фонды. В этом году их более шести тысяч, а по прогнозам будет 15-20 тысяч экспонатов. Для сравнения: раньше за год принимали около трёх тысяч экспонатов. Мы занимаемся их реставрацией и показываем посетителям музея. Правда, нам не хватает выставочных площадей. Поэтому я ездила на заседание комитета по культуре в Госдуму, и мы стали одним из десяти мест, на которые было распределено новое блочное фондохранилище. Кроме того, Институт археологии РАН выиграл для нас тендер для помощи в покупке оборудования и химических материалов для обработки коллекций. Ведь металл не может ждать. Они перечислят нам на это около двух миллионов рублей.
- Вы нуждаетесь в новых кадрах?
- «Кадрового голода» у нас нет. Пришло на работу много молодых людей. Мы сами растим нашу молодёжь, начиная со школы. Но по штатному расписанию нам не хватает сотрудников. Когда мы стали Восточно-Крымским историко-культурным музеем-заповедником, численность штата не изменилась - 159 человек, а памятников прибавилось. Есть проблема в подготовке археологов и реставраторов, поэтому мы плотно сотрудничаем с кафедрой Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского, Черноморским филиалом МГУ имени М. В. Ломоносова. На базе нашего музея совместно с Государственным Эрмитажем проходит Школа реставрации, на которой мы обучаем всех крымских специалистов проведению более узких работ, например, реставрации камня, дерева.

 

Реконструкция в цифрах

На выполнение первоочередных противоаварийных работ в части инженерной защиты участков 1,3,4 по объекту «Лестницы Большие и Малые» середина XIX века, конец XIX века  выделено 166218716 рублей 30 копеек. Данная информация размещена на сайте госзакупок. Подрядчик обязан выполнить работы до 20 декабря этого года. На разработку научно-проектной документации по тому же объекту потрачено 101043408 рублей.

Оксана ПАВЛЕНКО.