Говорун и Акела

Как крымские актёры страну покоряли

18 Июль 2018 1138
Владимир Кенигсон в фильме «Семнадцать мгновений 
весны».
Владимир Кенигсон в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Владимир Кенигсон и Лев Любецкий родились на полуострове с разницей в 13 лет, оба окончили театральную студию в Симферополе, оба стали народными артистами, правда, один - всесоюзного, второй - всероссийского масштаба.

Парень из Дома Анджело

Помните птицу Говоруна, что «отличается умом и сообразительностью», и робота с планеты Шелезяка из мультфильма «Тайна третьей планеты»? Их голос - родом из Симферополя. А ещё он у Кентервильского приведения из одноимённого мультфильма и у песенки старухи Шапокляк - «Кто людям помогает, тот тратит время зря», и у комиссара Жюва из французского «Фантомаса», и у польского Барона Мюнхаузена. И у сотен мульт-, киногероев, театральных ролей. Все они сыграны, озвучены Владимиром Кенигсоном.
Он появился на свет 25 октября (по старому стилю) 1907 года в семье дворянина шведского происхождения, присяжного поверенного (адвоката) Владимира Петровича Кенигсона и неграмотной крестьянки Варвары Акимовны Малюги. Семья жила в Доме Анджело (ныне сквер на проспекте Кирова, 45) на первом этаже. Отец будущего актёра помогал бесплатными юридическими советами простым людям, за это, да ещё за женитьбу по любви на неграмотной крестьянке, его не понимали; мальчика и вовсе прозвали «кухаркин сын». А для него были радостью поездки с отцом в книжный магазин и учёба в мужской гимназии. Правда, окончить в ней (ныне 1-я гимназия Симферополя) смог только 4 класса - шла гражданская война, потом умер отец - надо было помогать маме, устроившейся уборщицей в Крымскую чрезвычайную комиссию. Комендантом её был севастополец, будущий полярник Иван Дмитриевич Папанин, разрешивший женщине с ребёнком поселиться в здании ЧК - бывшем ресторане «Ланжерон», (здание с цифрами XIX на фронтоне - угол площади Советской и проспекта Кирова). У входа во двор многие плакали без слов, ища в вывешиваемых списках фамилии родных, расстрелянных как «белогвардейцы и сочувствующие». Расстреливали во дворе, а одежду жертв раздавали сотрудникам, так что доставалась она и будущему актёру. Воспоминаний о тех страшных днях Владимир Кенигсон почти не оставил, внуку его Алексею Эйбоженко-младшему запомнился лишь рассказ, как дед, живший с мамой на чердаке, прямо над квартирой Папанина, однажды перепилил непонятное бревно, лежавшее посреди комнаты, а у Ивана Дмитриевича рухнула люстра, которая, оказывается, на бревне держалась.
Но жизнь не сломила симферопольца, у него появилась мечта: стать актёром. Ребёнком пробирался в Первый Советский, потом Крымский госдрамтеатр. Возможно, в нём видел Владимир Кенигсон и игру Фаины Раневской, которая также когда-то мечтала о сцене. Кстати, ещё один поворот судьбы: в 1940-х Владимир Кенигсон работал в Москве в Камерном театре Александра Таирова и играл в спектаклях «Мадам Бовари» и «Без вины виноватые» вместе с его женой Алисой Коонен. А она, невестка главврача евпаторийского санатория Станислава Андреева, часто до революции гостила в южном городе, и, общаясь с ней, юная Фаина Фельдман (Раневская) решила стать актрисой. Быть может, увидев игру молодой, всего на 11 лет старше его, Раневской, окончательно убедился в выборе профессии и Владимир Кенигсон. Он окончил школу при театре и в 1925 году был принят в труппу. После Симферополя были Куйбышев, Днепропетровск, где встретил любовь - Нину Павловну Чернышевскую, с которой прожили без малого полвека. Из Днепропетровска Владимир Владимирович перебрался в Москву в Камерный театр Александра Таирова, а после его закрытия в 1949-м перешёл в Малый театр, где играл до самой смерти. В том же 1949-м наш земляк стал лауреатом Сталинской премии, сыграв первую роль в кино - немецкого генерала Кребса в «Падение Берлина». Говорят, Иосиф Сталин, вручая премию, сказал: «Вот так надо изображать врагов нашей Родины!».
Народный артист СССР Владимир Кенигсон в кино и в театре играл разных персонажей: шпионов - Реджинальд Снайдерс в «Дорога» и чекистов - Август Берзинь в «Сотрудник ЧК», жуликов - фармазонщик Володя Гомельский в «По данным уголовного розыска» и милиционеров - полковник Иван Зотов в «Дело «Пёстрых», военных - от капитанов до генералов, и гражданских - от учителя до мастера салона красоты. Был королём озвучивания иностранных фильмов - говорят, когда сам Луи де Фюнес, комиссар из «Фантомаса», увидев фильмы с кенигсоновским дубляжём, произнёс: «Не знал, что я такой хороший актёр». Нашего хорошего актёра не стало 17 ноября 1986-го. Но остались его роли, а в Крымском русском драматическом театре имени Максима Горького в фойе - фотография молодого, в начале тридцатых только начинающего, актёра крымчанина Владимира Кенигсона.

Сын фармацевта

Батальонный комиссар Сергей Шмаков из «Живые и мёртвые», губернатор в «Гусарской балладе», предводитель волчьей стаи Акела из советского мульт-фильма о Маугли. И ещё более сотни театральных, десятки киноролей и озвученных мульт-фильмов в творческом багаже народного артиста России Льва Любецкого. Начинал он у нас в Крыму, и не только творческий путь, окончив в 1941-м театральную студию в Симферополе, но и жизненный - родился 5 апреля 1920 года в Севастополе в семье фармацевта (позднее - военврача Краснодарского госпиталя) Григория Львовича и лаборантки Фани Владимировны Любецких. Первые шаги в искусстве сделал в Севастополе, будучи членом кружка детского творчества в Центральной детской и юношеской библиотеке. Нелли Канивец в книге «Мы помним, как это было» рассказывает, что «дети выступали на праздниках не только в библиотеке, но и во Дворце пионеров, который располагался на ул. Ленина (на этом месте после войны построен Дворец культуры строителей, сейчас Центр культуры и искусств). Самыми активными читателями были братья Борис и Илья Фогель, сёстры Галя и Лена Тузовы, Юра Михайли, Юра Челноков, Нина Славская, Муса Джигит, Вилор Чекмак, сёстры Алла и Люда Тяпкины, Мейор Жудов, Лёва Любецкий». Увы, многие из этих ребят, так же как другие читатели библиотеки, погибли в годы Великой Отечественной, встав на защиту любимого города и Родины. Партизан Вилор Чекмак, например, погиб в урочище Алсу в ноябре 1941-го, когда кончились патроны, подорвал наступающих фашистов последней гранатой.
Лев Любецкий во время войны - краснофлотец, актёр театра Черноморского флота, поднимал боевой дух защитников Отечества, выступая на импровизированных сценических площадках на поле боя, не раз во время выступлений попадая под обстрелы и бомбёжки. Сохранилось представление его к медали «За боевые заслуги» в сентябре 1942-го: «Товарищ Любецкий, выступая в скетчах и ведя программу концертов, всегда весёлой и остроумной шуткой доставлял культурный отдых бойцам, командирам и политработникам. При обороне Перекопа, города-героя Севастополя... везде выступал товарищ Любецкий, своим художественным словом укрепляя боевой дух красноармейцев и командиров». Кроме этой медали, награждён актёр и орденом Отечественной войны II степени.
После войны играл в театрах Ташкента, Таллина, Ленинграда, потом перебрался в Москву - в Центральный академический театр Советской Армии, затем более 30 лет играл на сцене Московского театра имени Марии Ермоловой. В кино дебютировал в 1962-м, сыграв губернатора в «Гусарской балладе», потом вновь пережил ощущение войны в «Живые и мёртвые»; перевоплотился в милиционера в «Дай лапу, друг», учёного Костю да Винчи в «Теории невероятности». Фернандо Магеллана в одноимённом фильме-спектакле, тренера в «О чём не узнают трибуны», а в фильме «Следствие ведут Знатоки» отметился, требуя себе в одной из серий небывалую по тем временам роскошь «телефон бежевого цвета с наборным диском на трубке». Последнюю роль в кино наш земляк сыграл в 1992-м - комиссара в «Аляска, сэр». Спустя восемь лет Льва Любецкого не стало.
В 1982-м Владимир Кенигсон стал народным артистом СССР, а Лев Любецкий стал народным артистом России в 1995-м.

Наталья ПУПКОВА.