«И я в Херсонес креститься, в раскаянье, еду!»

17 Июль 2018 1087

Мы не знаем: в раскаянье ли или из иных соображений поступил тот, о ком в 1869 году Алексей Константинович Толстой писал «Песню о походе Владимира на Корсунь». Но поступок Владимира Святославовича изменил историю, с него началась новая Русь - христианская. Великий князь Киевской Руси 1030 лет назад принял христианство сам и крестил своё государство.

Соборный храм

Накануне члены синода Русской православной церкви приняли решение о праздновании этой даты во всех епархиях. Как сообщил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, «28 июля главные события пройдут в Киеве на историческом месте, связанном с крещением князя Владимира. В Москве торжества пройдут на Соборной площади Мос­ковского Кремля, где впервые пройдёт богослужение, его возглавит патриарх Кирилл. Затем - крестный ход до Боровицкого холма, где год назад установили памятник князю Владимиру».
Впрочем, историческое место, где крестился князь, тот самый Корсунь, - это у нас, в Крыму. Так древние русичи называли византийский Херсонес. В XIX веке при раскопках, начатых по приказу начальника Черноморского флота адмирала Алексея Грейга, удалось установить предположительное место. Адмирал был истинным патриотом: поняв, что земля эта - источник духовного рождения христиан - достойна поклонения, подал на имя императора Александра I докладную запис­ку о сооружении в Херсонесе «изящной архитектуры церкви и при ней богадельни для 30 инвалидов» в память о выдающемся событии. Деньги на храм собирали всем миром, причём вносили пожертвования и представители иных вероисповеданий - такая вот была национальная идея России: чтобы каждый мог почувствовать сопричастность к созданию храма в честь тогда 900-летней истории государства. Позже по прошению главнокомандующего Черноморского флота адмирала Михаила Лазарева император Николай I распорядился возвести храм во имя святого князя Владимира в черте Севастополя (на разрастающийся город в то время было всего две церкви). А сооружение памятника в Херсонесе «стало делом особого попечительства архиепископа Таврического и Херсонесского Иннокентия (Борисова)». Он предложил восстановить самый крупный из четырёх раскопанных ранее храмов в том виде, каким он был при князе Владимире, «что и составит самый приличный памятник на месте его крещения». 23 августа 1861 года император Александр II заложил первый камень в основание Владимирского собора.
Но это всё будет позже, а тогда в X веке Владимир Святославович, решивший креститься, просто осадил Корсунь.

Выбор веры

Справедливости ради заметим, что о христианстве в древнерусском государстве знали задолго до Владимира.
В древнейшей летописи «Повесть временных лет» сказано о «хождении апостола Андрея Первозванного на Русь» в
I веке, когда он, проповедуя слово Божие, прошёл побережье Чёрного моря, Причерноморье, по Днепру поднялся до территории, где стоит теперь Киев, и на месте будущей Владимирской горки сказал ученикам: «Здесь воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол благословил это место и водрузил крест. Помолившись, поднялся выше по Днепру и дошёл до поселений славян, где был основан Новгород. В будущие Киев и Новгород апостол пришёл из Крыма. Православный писатель XIX века Андрей Муравьёв в труде «Жития Святых Российской Церкви» писал, что Андрей Первозванный пришёл в Тавриду через Боспор (Керчь), потом отправился в Кафу (Феодосия), «чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею (Судак), горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, апостол останавливался для проповеди слова Божия. Полагают, что тамошний водопад Ай-Андре назван в память апостола. Вблизи водопада существуют развалины храма, кладку камня в котором определяют как древнюю. Далее апостол шёл через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной - в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман. Во время проповеди апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, через 30 лет святой Климент в одном Инкермане насчитал 2000 христиан. Из Инкермана апостол Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес, где один из мысов сохранил имя святого Андрея».
В некоторых источниках, рассказывающих о походе в 866 году на Царьград (древнерусское название Константинополя, нынешнего Стамбула) киевских правителей Аскольда и Дира, упомянуто, что первое крещение было при них. Христианство приняла бабушка Владимира княгиня Ольга и его мать ключница княгиня Малуша, были христиане и в княжеской дружине его отца Святослава. Но всё-таки человеком, запомнившимся как креститель Руси, стал именно Владимир (кстати, княжил он и в Новгороде, и в Киеве). Правда, сначала он был язычником. Путём брато­убийства придя к власти, «стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот». Что подтолкнуло князя к христианству: раскаяние в грехах или думы о государстве? Ведь давно существовала прочная связь Руси и Византии, особенно в торговле. Благодаря принятию веры на Русь пришла письменность, распространилась иконопись, стало доступно наследие античного мира. Христианство укрепило княжескую власть: церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей православной церкви. В общем, впервые тогда у державы стала формироваться национальная идея.
Хотя, по свидетельствам летописцев, князь, решив отказаться от язычества, долго выбирал, какую бы из религий соседних государств принять. Согласно «Повести временных лет» в 986 году к Владимиру с рассказами о преимуществах своих верований пришли «булгары магометанской веры, иноземцы из Рима (католики), хазаре - иудеи и грек-философ». Якобы после проповеди грека христианская вера пришлась князю по душе. Для окончательного решения Владимир отправляется в корсуньский поход: не унижаться же великому князю Руси, прося византийцев о крещении. Долго не мог он взять Корсунь, пока некто Анастас не пустил из города стрелу с надписью: «За вами к востоку находятся колодцы, откуда херсониты получают воду чрез трубы: перекопайте водопроводы».
Овладев Корсунем, послал князь греческим императорам Василию и Константину ультиматум: «Ваш славный город я взял; так поступлю и с вашею столицею, если не отдадите за меня сестры своей ещё незамужней, которая есть у вас (Анна. - Ред.)». Те лишь просили князя-язычника принять православие, поскольку христианам нельзя жениться на язычниках. Как раз в то время у князя появились проблемы со зрением. Прибывшая в Корсунь Анна велела передать князю: «Если хочешь исцелиться от своей болезни, крестись». Владимир согласился. Как только Корсунский первосвятитель возложил на него руку, Владимир мгновенно прозрел и воскликнул, выходя из своей купели: «Вот теперь-то впервые узрел я Бога истинного!». Многие из дружины, видя совершившееся чудо, тут же последовали примеру своего князя. Крещение происходило в церкви святого Василия (это христианское имя князь и получил при крещении), стоявшей посреди Херсонеса на городской площади. Кстати, город князь вернул обратно грекам - за невесту.
Возвратившись с Анной и греческим духовенством в Киев, Владимир крестил сыновей и многих бояр, приказал уничтожить всех идолов. «На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ». Могли ли киевляне отказаться от крещения? Вряд ли: победа над Византийской империей, сильнейшей в то время, воспринималась как великий триумф, князь Владимир стал национальным героем.
Вслед за Киевом наступил черёд крещения жителей Великого Новгорода. Правда, они, отказавшись принимать новую веру, оказали крестителям сопротивление. Но после подавления восстания (исключительно для утверждения единства государства) новгородцев удалось крестить. К XII веку большинство древнерусских земель, за исключением вятичей, приняли христианство (в целом мирным путём). Ну а многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Праздники поклонения языческим богам соединились с культами святых: праздник Купалы слился с днём Иоанна Крестителя, Перуна - с днём Ильи Пророка. Наши прадеды ещё верили в низшие божества - леших, домовых, русалок.
А блины на Масленицу и сейчас напоминают о языческом поклонении Солнцу.

Кстати

В 1988 году в СССР и за рубежом торжественно праздновалось 1000-летие крещения Руси. По решению ЮНЕСКО - юбилейная дата мировой культуры, а по решению Поместного Собора тогда были канонизированы Димитрий Донской, Андрей Рублёв, Максим Грек, Макарий Московский, Паисий Величковский, Ксения Петербургская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник.

В тему

Первым христианским храмом Руси считается Десятинная церковь в Киеве - Успения Пресвятой Богородицы. Владимир повелел возвести её после крещения, выделив десятую часть своих доходов - десятину, отсюда и название. Считается, что строили её греческие мастера на месте бывшего дома одних из первых святых Руси - варягов Иоанна и Фёдора: до крещения в Киеве приносили жертвы языческим богам и однажды жребий выпал сыну варяга-христианина. Отец отказался отдавать его, тогда разгневанные киевляне подожгли дом отказников. После крещения Киевской Руси погибшие отец и сын причислены к лику святых. В возведённый в 996 году храм Владимир передал привезённые из Херсонеса (с благословения местного епископа) частицы мощей святого Климента, епископа Римского, и ученика его Фива, церковные сосуды, иконы, два медных изваяния и четырёх медных коней, которых установили неподалёку. Считается, что служить в церкви Владимир «поручил» Анастасу Корсунянину, что когда-то помог войти в город.
В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена византийская царевна Анна, затем сам Владимир. Сюда были перенесены останки княгини Ольги, позже Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно крещённых братьев Владимира - Ярополка и Олега Древлянского.

Фото Виталия ЕРЁМЕНКО.

Наталья ПУПКОВА.