Первый тур геополитического матча

О будущем саммите двух президентов в Хельсинки

13 Июль 2018 1530

Расстановку сил на геополитической «шахматной доске» и перспективы «сделки», которую намерен предложить российскому лидеру американский президент проанализировал для «Крымской правды» политолог Владимир ДЖАРАЛЛА.

- Встреча двух президентов в Хельсинки уже породила массу невероятных слухов и самых экзотических ожиданий. Безусловно, сам факт проведения такого саммита стоит оценить как позитивный сдвиг в российско-американских отношениях, поскольку каких-нибудь полгода назад сама идея грозила бы нынешнему хозяину Белого дома импичментом. Откровения американских сенаторов не оставляют места для фантазий о том, что позиция США может радикально измениться, даже если этого очень захочет президент. Тем не менее какие-то взаимные предложения по нормализации отношений наверняка прозвучат. Мы не знаем, какими они будут, но можем попытаться оценить переговорные активы Вашингтона и Москвы. Какие предложения Трампа было бы интересно услышать нам, и что в действительности нужно от нас автору «Искусства сделки»?

Главное, что объединяет двух президентов, - интересы их стран для них важнее всего. И, как ни странно, это хороший фундамент для взаимопонимания.

- Собственно, о самой встрече можно понять многое хотя бы по той интенсивности, с какой стороны обмениваются документами по предполагаемым темам. Независимо от конкретного содержания переговоров они уже сыграли положительную роль для России: заметно ослабло давление на нас со стороны объединённого Запада. Да и сами переговоры стали возможны из-за скандальной встречи «Большой семёрки» в Канаде: главы Франции и Германии попытались сыграть с Трампом в шантаж, используя свои недавние визиты в Россию, но президент США мгновенно обнулил эти попытки своим предложением вернуть Россию в этот клуб, что заставило замолчать его оппонентов. Тем не менее выводы были сделаны: столь длительное отсутствие контактов вредит интересам США. И потому началась стремительная подготовка к встрече двух президентов. Разговоры о том, что предыдущие попытки саботировались прежними сотрудниками американской администрации, не должны вводить в заблуждение - в тот период это было неактуально и, по мнению нынешнего хозяина Белого дома, могло подождать. Сами предстоящие переговоры будут для американской стороны скорее «прощупыванием» партнёра, выяснением, насколько далеко можно зайти в своих требованиях. Разумеется, будут попытки давить, достаточно посмотреть на итоги визита американских парламентариев в Россию: хамские заявления и оценки, показывающие насколько ложное чувство превосходства присуще политикам этой страны. И всё же роль личности в предстоящем событии велика. Путин интенсивно готовится, отменив все встречи, не показываясь даже на важных матчах чемпионата мира. Ведутся переговоры с союзниками на Ближнем Востоке, оцениваются попытки европейцев вклиниться в процесс. Очевидно, по окончании встречи будут сказаны громкие слова и даны оценки в превосходных степенях, но скорее всего не будет того привычного тона превосходства. Потому что главное, что объединяет двух президентов, - интересы их стран для них важнее всего.
И, как ни странно, это хороший фундамент для взаимопонимания. А на большее сейчас не приходится надеяться.
- Реакция Европы на приближающиеся переговоры выглядит не просто тревожной, но даже временами истеричной. Собственно говоря, Дональд Трамп уже дал своим европейским вассалам много поводов для беспокойства - от повышения взносов в НАТО до введения пошлин и выхода из ядерной сделки с Ираном и Парижского соглашения по климату. Но почему европейцев так беспокоит встреча Трампа с президентом России?

Трамп - необычный политик, он делает то, что обещал в своей предвыборной кампании, - как во внутренней политике, так и во внешней.

- Как уже было сказано, собственно поведение европейцев и простимулировало резкую активизацию личных контактов руководителей России и США. Более того, визит в Европу Трампа начался фактически со скандала: лидера Западного мира в Брюсселе демонстративно встречал лишь протокольный чиновник, премьер-министр фактически демонстративно уехал из столицы - «поддержать футболистов». В Англии развивается политический кризис, в Германии он только-только приутих. Дональд Туск громогласно напоминает, что США и Европа - «союзники», а Россия - «соперник». Одновременно французский президент летит в Россию на матч своей сборной (правда, встречи с президентом России не произошло, коллеги лишь обсудили футбол по телефону, снова сыграть в опережающий контакт не получилось). Нарастающий хаос в европейской политике показывает, что грядут масштабные перемены. И речь не идёт о развале Европейского союза. Трамп словом и делом показал, что интересы его страны для него важнее всего, остальным придётся с этим смириться. Но нынешние лидеры Европы относятся к прежней группе, живущей глобализмом, это означало, в частности, и подчинённое отношение к лидеру, США, но с возможностью влиять на принимаемые решения. Сейчас это наносит ущерб самим европейцам. Новому времени требуются лидеры с сильным национальным настроем - сейчас это демонстрируют представители Восточной Европы, но и в Старой Европе таких достаточно. Только более эгоистичный подход позволит перейти к новому этапу интеграции Европы. Правда, более высокая степень интеграции Европы в перспективе означает неизбежное столкновение интересов с Россией, но до этого пока ещё далеко и более важным представляется наладить сотрудничество по многим направлениям - от безопасности до экономики. Предстоящая встреча в Хельсинки весьма вероятно сможет простимулировать этот процесс. Во всяком случае, давление уже снизилось.
- Сирийский, а точнее ближневосточный узел настолько сложен, что любые соглашения могут иметь временный характер. Хотя действия ВКС РФ наглядно проиллюстрировали американскую поговорку, что добрым словом и пистолетом можно добиться куда большего, нежели одним только добрым словом. И судя по результатам, условным «пистолетом» наши пользуются намного эффективнее авторов приведённого афоризма. Сегодня американские таблоиды пишут о том, что Россия фактически стала главным арбитром в решении большинства проблем региона. Есть ли шансы у США переломить ситуацию? И может ли Трамп позволить себе вообще «уйти» из Сирии?
- На самом деле на Ближнем Востоке США реализуют новую политику в отношении остального мира. Роль единственной супердержавы оказалась весьма обременительной. Сейчас в американской политике наступает традиционная смена глобализма на изоляционизм. США будут использовать своё положение доминирующей мировой силы, сокращая ответственность по отношению к другим. В соответствии с этим прямое нахождение в Сирии и в целом, в районе открытых конфликтов им не нужно. Потому в Сирии предлагается некая «сделка», детали которой неясны, но суть понятна: перейти к политической стадии урегулирования. Это более чем устраивает Россию, так как в военной части победа достигнута, однако, она не перешла в политическое примирение. Нужно понимать и замысел американцев: снизив опасность прямого столкновения в военных вопросах, они получают преимущества в мирной стадии, ведь экономически и политически их все в этом регионе воспринимают как главных. Но есть нюанс. Дело в том, что Трамп необычный политик, он делает то, что обещал в своей предвыборной кампании, - как во внутренней политике, так и во внешней. И вот здесь надо помнить, что он воспринимает Иран как цель для демонстрации своей мощи. А это уже создало массу проблем. И вновь следует отметить высочайший уровень российского руководства с точки зрения искусства управления - всё это время проходят интенсивные консультации между российским руководством и иранским с целью согласования позиций. Другой вопрос, насколько этот процесс успешен. Увидим скоро.
- Украинский вопрос в перспективе всё равно придётся каким-то образом решать России и Европе. При этом учитывая состояние остатков экономики «небратьев» и печальные для «незалежной» перспективы газового транзита, время работает не на авторов «цветного переворота», а Москва может и подождать. К тому же желающие продлить существование агрессивной и проблемной «буферной зоны» между Россией и Европой есть не только в США и вряд ли проблема может быть решена одним словом американского президента. К тому же мнение сенаторов-республиканцев мы недавно услышали. С другой стороны, публично признать Крым российским было бы как раз жестом в духе Трампа. Но может ли он себе это позволить?

Именно с подачи американцев нынешний марионеточный режим в Киеве игнорирует выполнение соглашений, спасших его в своё время.

- Украинская тема наряду с сирийской объявлены основными в предстоящих переговорах. Совсем недавно мы обсуждали её на страницах вашей газеты. Приятно констатировать, что во многом оказались правы. Буквально в последнее время был сделан ряд важных заявлений. Сначала Гриценко - один из важных агентов влияния США на Украине - сказал о некой имеющейся негласной договорённости сторон - Запада и России - о том, что военного решения не будет. Затем спецпредставитель США Волкер отрицательно охарактеризовал Минские соглашения как более соответствующие интересам России. Тем самым подтверждается, что именно с подачи американцев нынешний марионеточный режим в Киеве игнорирует выполнение соглашений, спасших его в своё время. С учётом резких заявлений Трампа, направленных против российской позиции, представляется, что в этом вопросе наименее возможны прорывные решения, уж слишком Украина привлекательный актив, с точки зрения американцев: марионеточный слабый режим в центре континента, не позволяющий сблизиться Европе и России, в любой момент можно использовать для обострения ситуации. Разумеется, речь идёт о человеческих жизнях, но это чужие жизни, ими всегда легко жертвовать в своих интересах. Поэтому, мне представляется, что в этом вопросе стороны вряд ли достигнут прорыва.
- Активизация внутри страны нашего собственного варианта «глубинного государства» перед чемпионатом мира по футболу показывает, что колониалистское лобби переходит в решительное наступление и в самой России. А вот в противостоянии глобалистам президенты РФ и США могут оказаться ситуативными союзниками. Если немного пофантазировать, чем этот союз мог бы быть полезен?

Происходит смена элит, пришедшие к власти в 90-е годы и создавшие нынешнюю Россию медленно уступают место новому поколению...

- Такая постановка вопроса отдаёт романтизмом, но судьба романтиков в политике всегда печальна, достаточно вспомнить императора Павла Первого, в своё время предложившего решать споры между странами и государями не войнами, а поединками государей. Через несколько лет он был убит в результате государственного переворота, будучи перед этим оболган как безумный самодур... Несмотря на некоторую схожесть, между Россией и США различий больше, мы соперники, но это не исключает сотрудничества. Трамп, как уже было сказано, стал необычным политиком, который выполняет то, что обещал своим избирателям. И это приносит результат: его популярность не уменьшается, а экономика растёт в реальном секторе. Многие начинают понимать, что его роль состоит в том, чтобы выполнить «грязную работу», отбросив ненужное и устаревшее. Тот, кто придёт ему на смену, на его фоне будет выглядеть более привлекательно, а главное, сможет воспользоваться результатами происходящих сейчас перемен. Ситуация в России похожа, но кардинально иная. Санкции, как показывает объективный анализ, не оказали существенного влияния. Более серьёзными оказались внутренние проблемы, накопившиеся во всех областях. Происходит смена элит, пришедшие к власти в 90-е годы и создавшие нынешнюю Россию медленно уступают место новому поколению, уже обученному, но ориентированному на себя. Конечно, никто добровольно от власти отказываться не хочет. На фоне непопулярных экономических решений возникает разрыв между властью и народом, необходимо восстановление диалога. Именно это было залогом успехов страны в совсем недавнем прошлом (вспомните триумф «Крымской весны»), и именно народ выступает основной опорой власти сейчас. Люди и есть главный ресурс, главное богатство и главная сила России. Почему-то нет сомнений, что и это испытание мы пройдём и будем вновь победителями. Наша история это подтверждает.

Люди и есть главный ресурс, главное богатство и главная сила России.

Николай ФИЛИППОВ.