Красиво жить запретишь

Почему в Крым на яхте просто так не зайдёшь

13 Июль 2018 782
Пограничники полуострова следят за порядком. Но не чрезмерно ли?
Пограничники полуострова следят за порядком. Но не чрезмерно ли?

Таможенные и пограничные службы Севастополя не дают покоя яхтсменам. Каждый год они приходят на своих судах к берегам полуострова и встречаются всё с новыми проблемами. В прошлом году российскую яхту, пришедшую из Стамбула, фактически выдворили в открытое море за 12-мильную зону территориальных вод с неясными перспективами на ближайшие дни. В этом году яхту, шедшую из Новороссийска в Балаклаву, несколько часов держали «на крючке». Её могли попросту не подпустить к нашим берегам. Причина всё та же - бумажная и другая волокиты.

Злостные нарушители?

Антон Тимаков, капитан, президент ассоциации крейсерских яхт Чёрного моря, победитель регаты «Дружба-2017», в начале июня попал в неприятную ситуацию. Вышел в море он из Новороссийска в шесть утра, около 19.30 проходил мыс Опук. Внезапно капитана по связи вызвали пограничники и сообщили, что акватория от мыса Опук до мыса Чайда закрыта для движения с восьми утра до восьми вечера. Теперь нужно полчаса стоять на якоре. Всё бы ничего, но в этот день дул сильный ветер, поэтому капитан уточнил детали.
- Я переспросил статус района: закрытый или временно опасный для плавания? На что получил ответ - временно опасный для плавания. Собственно после этого я сообщил, что буду продолжать движение, т. к.
временно опасный не является закрытым для плавания, - рассказывает Антон Тимаков. - Ранним утром в районе мыса Меганом с нами на связь выходит Вельбот-765 (могу ошибаться в нумерации) и сообщает о допущенном нами нарушении - входе в закрытый для плавания район. Описывать диалог долго и ни к чему, просто скажу, что я объяснил ему свои действия. Когда мы подошли к мысу Айя, телефон разрывался от звонков пограничников. Ощутили себя контрабандистами, которых сдал поставщик после нашего отхода.
В Балаклаве мореплавателей уже ждали. Доказательств нарушения сотрудники пограничной службы не предоставили. Но в итоге Антона Тимакова обвинили в проходе запрещённого для плавания района, инкриминировали движение в ночное время без АИС (автоматическая идентификационная система для наблюдения за судами). На последнее обвинение капитан показал ответ Министерства транспорта РФ о том, что маломерные суда, в частности его, от установки этого оборудования освобождены. Но это объяснение пограничники не сочли важным. Далее следовали долгие препирательства, в ходе которых выяснилось, что яхты без АИС зайти в Крым не могут: днём идут учения, а ночью без этой системы передвигаться нельзя.
- Понимания становится всё меньше! Мы с каждым разом вынуждены выпрашивать разрешения, постоянно слать огромную тонну данных, списков, таблиц, маршрутов… и постоянно этого мало!.. А в борьбе за правду сталкиваясь с непреодолимой стеной, очень часто ощущаешь себя каким то неверным, который спорит то ли с законом, то ли с дураками, власть имущими, как будто играя с огнём. И конца этому не видно! - возмущается Антон.

По закону не положено

Всего через несколько недель после этого случая в Балаклаве пограничники «приняли» весь флот парусной регаты «Кубок Крыма-2018». На все 28 яхт пообещали составить протоколы за нарушения, которые ни одна яхта с существующими законодательными недомолвками у пограничников не может избежать в принципе. Ситуацию удалось разрешить - протоколы составили лишь на шесть яхт.
Мы попытались получить комментарий по этой проблеме, однако не дождались ответа на информационный запрос. Как нам стало известно от наших коллег, сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым не имеют отношения ни к участию, ни к организации парусной регаты. Нарушения допущены отдельными участниками парусной регаты. Однако того факта, что конфликт произошёл, это не отменяет. Также в сообщении для наших коллег говорилось, что «пограничный наряд действовал в соответствии с нормами российского законодательства».
- Яхтсменов у нас встречают с оружием, это уже стресс для любого человека, - поясняет Александр Железняк, эксперт федерального исполкома ОНФ по туризму. - При этом непонятно, о чём думают местные чиновники. У них есть гигантские деньги по ФЦП, распоряжения президента и его администрации по развитию яхтенного туризма. Без изменения отношения к яхтсменам все деньги будут закопаны в песок. А мы видим только, как из года в год становится сложнее. При этом в Балтике и во Владивостоке таких проблем нет, сложности только в Чёрном море. Нечёткие формулировки трактуются не в пользу яхтсменов. Так что чиновники должны пересмотреть своё отношение, начать что-то делать. Самим яхтсменам нужно выходить в море, получать протоколы и оспаривать их, давая максимальную огласку в СМИ. Возможно, это что-то изменит.
Только в Севастополе на реконструкцию и создание инфраструктуры для развития яхтенного туризма предусмотрено около 4 миллиардов рублей. Эти деньги город должен получить по ФЦП. Однако новые стоянки и марины не помогут исправить ситуацию, если яхтсменов всё также будут буквально отлавливать пограничники.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.