«Неисчерпаемый источник материалов»

7 Июль 2018 892
Первая благодарность в газете опубликована 95 лет назад.
Первая благодарность в газете опубликована 95 лет назад.

Это о них, читательских письмах, говорили в далёком 1960-м наши коллеги по «Крымской правде», возглавляемой тогда Владимиром Егоровичем Клязникой. Проходят годы, газета отметила столетие, но и теперь можно с уверенностью повторить эти слова. Конечно, не все письма находят место на газетной полосе, но все прочитываются, обсуждаются, на их основе журналисты пишут материалы. Так было и будет всегда.

О проблемах - сообщайте

Читательские письма появились в газете с первых номеров. Ещё в 1918-м крымчане писали в «Таврическую правду» (так первоначально называлось издание): «Наконец появилась наша пролетарская правдивая газета, пишите больше о борьбе за мировую революцию». Впрочем, интересовали их не только новости о «победе мировой революции», но и житейские проблемы, о которых читатели охотно писали (и пишут!) в газету, в надежде достучаться до власти. К примеру, в 1921 году в «Красном Крыму» (так с 1920-го называлась газета) в рубрике «Письма рабочих» помещена заметка некоего
В. Д. из Симферополя: «Третий день под Архивным мостом валяется труп лошади. Время - холерное, лучшей почвы для развития эпидемии не найти. Коммунхоз и сантройка, дайте возможность ходить по Архивному мосту». Через несколько дней наш корреспондент сообщает, что «порядок под мостом наведён. Хорошо хоть, благодаря «Красному Крыму» власти города отслеживают ситуацию». «На письмо о базарных шулерах базарная милиция прислала в редакцию ответ, что шулеры изобличены ею и привлечены к ответственности в нарсуде». В советские времена к мнению газеты прислушивалась всегда, даже рубрики появились - «Красный Крым» помог», «Крымская правда» в действии», «Газета выступила, что изменилось». С каждым годом писем всё больше. В 1926-м читатели пожаловались на работу ялтинского санатория - подействовало: «Расследование, проведённое по просьбе газеты, подтвердило наличие дефектов в работе санатория имени Пирогова в Ялте, неумелого подхода к больным доктора Д. В санатории оборудован теперь зубной кабинет, а доктор с должности главврача снят, поднят вопрос об удалении его со службы».
«В 1944-м Л. Сандулов писал о разрушающемся после пожара флигеле на 15 квартир на улице Гоголевской, 3, на который никто внимания не обращает. Через несколько дней пришёл ответ, что «ремонт будет проведён в ближайшее время».
Многие письма из прошлого созвучны с нашими днями: «Дом №38 на улице Розы Люксембург в прошлом году капитально отремонтирован, но так можно сказать, только глядя на указанную в смете сумму, - писала в 1955-м читательница
Л. Мокошинская. - Крыша протекает, двери во многих квартирах не закрываются, в рамах такие зазоры, что свободно гуляет ветер, водосточные трубы не установлены, когда дождь, вода бежит по стенам, разрушая их, ворота и уборная во дворе вот-вот рухнут». «Любите родной город - письмо Александра Морозова из Симферополя. - Не раз замечал: стоит человек, сигарету выкурил, окурок - под подошву, съел конфетку - обёртку на асфальт. Да, урн в городе маловато. Где они? В Марьино, например, валяется в канаве изуродованная хулиганами. Наш город - областной центр Крыма - должен быть чистым и красивым. И будет таким, если каждый симферополец станет поддерживать чистоту и порядок». В 1971-м читатели рассказали о беспорядках в Керченском горбыткомбинате. О том, что вместо устранения недостатков, вскрытых народными контролёрами, руководители комбината добились увольнения председателя группы контролёров. Читательское письмо в «Крымскую правду» обсуждалось тогда на бюро Керченского горкома партии. Секретарь горкома нам сообщил, что все факты подтвердились, директор и главный инженер горбыткомбината освобождены от занимаемых должностей. Председатель группы народных контролёров восстановлен на работе, а партийная организация наметила мероприятия по улучшению работы коллектива. Времена изменились, но нам бы очень хотелось, чтобы традиция реагирования чиновников на газетные публикации в решении читательских проблем не угасала.

Читатель - газета

На заре перестройки пришло в газету письмо от жительницы Кировского района. Её настоящую фамилию свято хранили сотрудники тогдашнего отдела писем. Подготовив письмо к печати, подписали его псевдонимом Т. Мякишева.
И адрес поменяли, написав, что она из Нижнегорского района. Зачем такие сложности? Писала член партии со времён войны о том, что ей «не нравится нынешняя рьяность новых лидеров, которые сбрасывают на свалку истории все прежние достижения трудового народа». Позже в «Правде» была статья Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами» - о том же. Но «Крымская правда» выступила первой, и резонанс был огромный: письма-отклики мешками носили в редакцию - читатели соглашались с автором, спорили. Главного редактора Владимира Александровича Бобашинского вызвали в ЦК партии, пристрастно расспросили, кто такая эта Мякишева, и что за диверсию задумала областная газета против новой линии партии. Оргвыводы, к счастью, не успели сделать - вышла публикация в «Правде», и от нас отстали. Но читатели продолжали писать. Пришло и письмо от …Мякишевой.
В отделе писем даже испугались: вдруг на самом деле живёт в Нижнегорском районе человек с такой фамилией? А мы, подписав её именем полемический материал, принесли человеку неприятности? Переживания оказались напрасными: это автор того первого письма прислала новое и подписалась придуманным в газете псевдонимом. Удивлялась, почему не дискутируем дальше и отвечала тем читателям, чьи письма были опубликованы, и кто её клеймил. Дискуссию продолжили. Вскоре она сама собой сошла на нет, уступив место другой - о Павлике Морозове: в одном из опубликованных писем читатель возмущался, что аллея пионеров-героев в Симферопольском Детском парке не благоустраивается.
«В отношении Павлика, может быть, это и справедливо - пора забыть пошедшего против отца, а остальные пионеры-герои достойны лучшей участи».
И начались споры: читатели защищали или обличали мальчика, присылали архивные материалы. И выдохлись, в конце концов, так и не придя к единому мнению.
Вообще, отдел писем в редакции всегда был самым «горячим» - почтальонам приходилось туговато. Они приносили минимум по полсотни конвертов в день, наполненных читательскими вопросами, мыслями, переживанияи, историями. К примеру, в январе 2000-го редакция предложила читателям рассказать о самом памятном дне ушедшего года. Писем - масса. Для ветерана 51-й Армии, участницы боевых действий Надежды Самойленко самым незабываемым стало «13 апреля - 55-летие освобождения Симферополя. Собрались ветераны в сквере Победы. Душа моя трепетала. Очень жаль, что из-за болезни не смогли прийти боевые по­други Катя, Ира, Муся, Шура, Мила (её сын Михаил Бахарев - редактор «Крымской правды»). Ещё был у нас друг Лёня Яблонский, фронтовой коррес­пондент, сын которого Марк также трудится в нашей родной газете (увы, Марк Леонидович в январе этого года ушёл из жизни). Вместе мы делили в то трудное время хлеб, а также радости и горести».
Делить радости и горести, помогать друг другу - в духе читателей «Крымской правды». В 2010-м на опубликованный рассказ Надежды Сениной из Белогорского района о пропавших на войне дядях, откликнулись симферопольцы Александра и Валерий Юхник. Они побывали на братской могиле в посёлке Синявино Ленинградской области и от имени племянницы положили цветы на могилу её дяди. На просьбу другой читательницы, Валентины Алёхиной из Красноперекопска, откликнулись жители города Гагарин, рассказали ей о могиле брата, умершего в госпитале, прислали фотографии, пригласили в гости. Уже в этом году крымчане откликнулись на просьбу Владимира, читателя из Нижнего Новгорода, просившего разыскать на полуострове братскую могилу, в которой похоронен его дед. Связь читателя и газеты - продолжается. И это радует! Поверьте, газета не может существовать без этой связи, ваше мнение для нас очень важно. Пишите больше!

Наталья ПУПКОВА.