«Даже через тысячу лет не будет на 100% верного прогноза»

4 Июль 2018 913

Почему предугадать погоду так сложно? Можно ли заранее узнать, как повлияют перемены в атмосфере на метеозависимых людей? Какие особенности есть у крымской погоды? На эти и другие вопросы нам ответила Татьяна Васильевна ЛЮБЕЦКАЯ, заместитель начальника ФГБУ «Крымское УГМС», начальник Гидрометцентра. Она рассказала об особенностях составления прогноза погоды, поделилась успехами своего ведомства и пояснила, почему женщины-метеорологи в России на вес золота.

- В последнее время аграрии много говорят о цикличности погоды, о том, что засуху в этом году можно было предвидеть. Так ли это?

- Что значит цикличное явление? Я не знаю, что такое цикличное явление в погоде. Она разнообразна. Нужно просто учитывать, что мы живём в засушливом регионе, в Крыму всегда было мало осадков, проблемы с водой. При наличии Северо-Крымского канала это не так остро ощущалось. Влага приходила в северные, северо-западные районы, но теперь этого нет. Поэтому ничего удивительного нет в том, что с апреля по сегодняшний день в этих районах почвенная засуха. Но это не даёт повода говорить о какой-либо цикличности.
Также нужно учитывать, что осадков у нас всегда больше в южных районах, в горах, на ЮБК - тут помогают горы. Они обеспечивают дополнительный подъём воздуха, формируют более мощную облачность.
В северной части полуострова у нас степь, там всегда осадков меньше. Но с середины июля, я надеюсь, засуха закончится. Есть основания делать такой прогноз.

- А как тогда вы относитесь к разговорам о глобальном потеплении, о том, что климат меняется? На примере нашего полуострова можно говорить, что погода стала другой?

- Для начала хочу напомнить, что наблюдения за погодой производятся всего около 200 лет, то есть это очень молодая наука. Какие выводы можно вообще делать?
Я понимаю, если бы у нас были за тысячу лет наблюдения, какие-то вековые наблюдения, но их нет. Да, есть определённые наблюдения, которые мы можем озвучить. К примеру, летом у нас всегда жарко. Как правило, весной холоднее всего в мае, когда над Чёрным морем устанавливается циклон. В этом году было не так. Можно ли говорить, что это глобальные изменения? Думаю, что нет.
Если говорить именно о глобальном потеплении, то его изучают учёные из Всемирной метеорологической организации. Хотя при этом есть и другое мнение, что нас ждёт глобальное похолодание. Но я бы никаких выводов пока не делала.

- Что вы можете сказать в целом о нашей погоде, какие у нас особенности?

- На юге погода определяется одними атмосферными процессами, на севере - другими. Например, циклоны проходят территорию Крыма зимой, потому что они образуются над Средиземным и Чёрным морями. Они дают нам осадки, усиление ветра. А летом, к сожалению, циклоны практически не образовываются над Чёрным морем, поэтому у нас осадки дают только фронтальные разделы, связанные с атлантическими северными циклонами. Также у нас, в основном, осадки локального характера. Что значит локального характера? В Крыму высокая температура воздуха, большой прогрев. При наличии достаточной влажности эта воздушная частица поднимается наверх, и образуются свои местные дождевые облака, из которых выпадают сильные ливни и грозы, шквалы, град. Вот эта особенность юга, особенность Крыма.

- Как можно объяснить ошибки в прогнозе погоды? Почему они случаются?

- Мы ведём огромную статистику, у нас множество наблюдений по 24 метрологическим станциям, находящимся в Крыму, но погоду определяют очень сложные атмосферные процессы. Это взаимодействие суши, океана, солнечной радиации и множества других факторов. Прогнозировать её очень сложно. Мы строим гидродинамические модели, делаем сложные расчёты.
Я хочу отметить, что максимальный срок прогноза по осадкам составляет 5-7 суток. Температурный фон мы можем рассчитать на 15 дней. Также нужно учитывать, что такие опасные явления погоды, как град, смерч, шквал, гроза - это, так называемые, наукастинговые прогнозы. Мы можем делать их всего на 2-4 часа, для этого у нас есть доплеровский радиолокатор. Глядя на радиолокатор, синоптик видит верхнюю границу облачности, какие возникли явления и так далее. И так во всём мире, не только у нас. К примеру, спро­гнозировать смерч за 10 суток практически невозможно. Это явление живёт недолго, возникает моментально и длится 5-7 минут.
Наша наука никогда не будет абсолютно точной, хотя мы стараемся, как можем.
К слову, грозы, сильные ливни и град мы предсказываем заблаговременно, даже за двое суток, когда видим, что фронтальный раздел к нам идёт.

- Раз заранее можно узнать определённую информацию, то почему тогда ею не пользуются наши чиновники? Из года в год ощущение, что они не в курсе, когда у нас снегопад, а когда ливень, хотя крымчане с вечера уже готовят зонты или тёплые куртки.

- Мы сами как обычные люди этому из раза в раз удивляемся. Всю информацию мы передаём первым руководителям полуострова. В частности, данные всегда поступают заблаговременно Сергею Аксёнову и Владимиру Константинову. Мы выпускаем бюллетень погоды на следующие сутки, а также до трёх суток по Симферополю и до пяти суток по Крыму. Всегда даём гидрологический прогноз по воде. В 14 часов дня чиновники получают бюллетень и всё видят. Почему наши городские власти не принимают меры свое­временно? Мы сами не можем этого понять и тоже возмущаемся.
К примеру, прошёл ливень 10 миллиметров, это совсем не опасное погодное явление, но по городу пройти уже нельзя - всё затоплено.

- Раз чиновники не смотрят погоду, то как это лучше сделать обычным крымчанам? Где они могут узнать точную информацию?

- На нашем сайте http://meteo.crimea.ru. У нас есть фактическая погода, на ближайшие три часа. Также мы даём индекс патогенности, то есть как метеозависимым людям себя вести, как будет на их состояние влиять погода. У нас есть комментарии синоптиков, пояснения, чем определяют различные погодные явления. Эта информация открыта для пользователей, любой может её посмотреть.

- У нас всего 24 метеостанции на полуострове. Это много или мало для Крыма?

- Я считаю, что много. В России есть территории, на которых станции «раскиданы» на территории 300-500 километров. Когда к нам приезжает руководство из «Гидрометцентра России», все довольны и даже в восторге. На полуострове можно все метеостанции объехать за один день, это большая редкость. Мы стали работать с радиофронтом. Он проходит через все разрезы атмосферы: от поверхности земли до высоты около 20 километров. Собирает все данные: температуру воздуха, направление ветра, скорость, влажность и так далее. Эта информация направляется в мировые центры погоды, где с помощью суперкомпьютеров создаётся прогноз.

- Есть ли опасение, что ваша профессия будет не нужна?
И всё будут делать роботы и компьютеры?

- Это уже коснулось синоптиков. Каждые три часа мы обрабатывали огромный объём данных, но теперь можем этого не делать, так как всё автоматизировано. Однако я считаю, что наша профессия всё равно будет существовать. Кстати, только в России столько метеорологов-женщин, такого нет нигде в мире. Для этой работы нужен мужской склад ума. Нужно хорошо знать математику и физику, уметь анализировать. Но в нашей стране мужчины в эту профессию неохотно идут, так как зарплата невысокая.

- При этом у вас самый честный и точный прогноз?

- Конечно! Ведь он государственный, мы несём ответственность за каждые цифру и букву.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.