Искусство обставления «сделки»

О рекламных акциях в большой политике

27 Июнь 2018 1889
Рисунок Эдуарда КУЛИША.
Рисунок Эдуарда КУЛИША.

Как бы там ни ругали эксцентричного американского миллиардера, неожиданно для многих взобравшегося на геополитический Олимп, он по-своему правдив. Ну разве не говорил он, что главная фишка его стратегии - «непредсказуемость»? Разве не обещал наладить отношения с Россией? Вот и вознамерился Дональд Трамп встретиться с президентом России. И, стало быть, посылает он в Москву матёрого «ястреба» и незыблемого русофоба Джона Болтона - похлопотать, значит.

Продам ферзя. Недорого

«Как я и говорила, ждите сделки. Мы прекращаем военные учения в Европе. В обмен мы позволяем России сохранить Крым», - пишет известная своей русофобией колумнист The Washington Post Энн Эпплбаум. Не пытайтесь искать обычную логику в словах «мэтра». Но если оставить в покое общий уровень квалификации западных медиа-звёзд, остаётся вопрос - а в чём может состоять эта самая «сделка»? Какой «товар» Дональд Трамп может предложить? Хотя сам факт личной встречи двух президентов - это, конечно, позитивный сигнал. Кто ж спорит.
- Это важный сигнал о том, что внутриполитическая ситуация в Америке позволяет Трампу встретиться с Путиным без риска получить импичмент или уголовное преследование, - считает основатель и главный редактор проекта PolitRussia Руслан Осташко. - Лучший показатель того, что эти переговоры нужны, - это то, с какой яростью на них реагируют в Лондоне. The Times пишет, что британские дипломаты «очень обеспокоены» этими переговорами, и что у них есть опасения насчёт перспектив НАТО в Европе после этой встречи. В переводе на русский с дипломатического английского это означает, что в Лондоне паника по поводу того, что Трамп может выставить на продажу американских марионеток в Европе в обмен на российские уступки по важным для США вопросам. И вот сейчас у дипломатов и экспертов туманного Альбиона трясутся поджилки от страха, вызванного перспективой того, что Путин примет это предложение или заключит с американским президентом ещё какую-нибудь страшную сделку, которая нанесёт ущерб интересам Великобритании и её восточноевропейских друзей.
Впрочем, и в «старой» континентальной Европе явно виден запрос на смену правящих элит. Но проблема не во всесильной «руке Москвы», а в том, что нынешние элиты не справляются с вызовами времени.

Европа предзакатная

Положение канцлера ФРГ Ангелы Меркель остаётся шатким. Неделю назад мы сообщали о расколе между ХДС и ХСС, а теперь немецкий Der Spiegel со ссылкой на собственные источники в Социал-демократической партии Германии (входящей в правящую коалицию с ХДС\ХСС) сообщает, что СДПГ начала подготовку к досрочным выборам. Яблоком раздора стала политика кабинета Меркель в отношении мигрантов.
Публикации в немецкой прессе оптимизмом не блещут. Хорошо знакомый крымчанам вице-премьер Италии Маттео Сальвини в интервью тому же Der Spiegel дал неутешительный прогноз относительно будущего Шенгенской зоны и всего ЕС. А Die Welt отмечает, что именно Италия, финансовая стабильность которой очень сильно зависит от «европейской солидарности», проявляет сейчас открытое неповиновение и, по сути, эту самую солидарность разрушает. А главный редактор Welt am Sonntag Петер Хут настроен совсем мрачно: «Мы наблюдаем, как Европа погибает бесславной смертью».
Продолжают всплывать новые подробности чудачеств Трампа на саммите «семёрки»: хотя на фоне скандальных заявлений по поводу Крыма эта выходка выглядит почти что милой остротой вроде публичного «стряхивания перхоти» с президента Франции, вряд ли канцлеру ФРГ пришлись по вкусу две конфетки, якобы брошенные на стол Трампом со словами «Вот возьми, Ангела, чтобы ты не говорила, что я ничего тебе не даю». А буквально на днях «Большой белый господин» пригрозил европейцам ввести «пошлины в размере 20% на все их автомобили, импортируемые в США», если они не уберут торговые преграды в отношении американских «великолепных компаний и рабочих».
Но это всего лишь иллюстрации к тому, что и так уже сказано всеми: Вашингтон не рассматривает европейцев в качестве союзников, а видит в них только ресурс. Для нас гораздо важнее тот факт, что заставить Германию отказаться от «Северного потока-2» так и не смогли ни сам Трамп, ни противостоящие ему глобалисты.

На что хватило «изоленты»

Демонстративный выход США из Совета ООН по правам человека показал, что гегемон теряет позиции и на этой международной площадке. Попытки вынудить Россию уйти из ОБСЕ, МОК, ФИФА и других международных структур не увенчались успехом. Зато есть успехи в противоположном направлении - переговоры с ОПЕК идут весьма успешно. А ведь лидера ОПЕК - Саудовскую Аравию - к числу наших союзников никак не отнесёшь.
Агентство Bloomberg сообщает, что нефтедобывающие страны создадут новый альянс из 24 стран, а ведущие роли в новой организации будут играть Россия и Саудовская Аравия.
В Сирии позиции США держатся только на военной силе, да и той явно недостаточно, чтобы диктовать свою волю Дамаску. В недавнем интервью президент Башар Асад достаточно определённо высказался относительно возможности США и их союзников участвовать в восстановлении страны: «Они не будут частью восстановления Сирии, мы просто не позволим им это сделать. Придут они с деньгами или нет? Предложат они заём, пожертвование или гранты - что угодно - нам Запад не нужен. Запад далёк от понятия «честность»: они не дают, они только берут. Нет денег - займём у наших друзей, у сирийцев, живущих за рубежом, у нашей казны». План дестабилизации страны, по мнению Асада, был разработан «не в Сирии, а в некоторых западных странах, главным образом - США, Франции и Британии».
Во время встречи Владимира Путина с южнокорейским президентом Мун Чжэ Ином в Москве, кроме денуклеаризации Корейского полуострова, обсуждались масштабные инфраструктурные проекты - такие, как, например, участие Сеула в проекте «Арктик СПГ-2», модернизации свободного порта «Владивосток», обустройстве и использовании Транссиба и Севморпути, а также постройка трубопровода из России через весь Корейский полуостров.

«Кольца анаконды»

Как всегда, сдавая позиции на одном участке геополитического фронта, партнёры контратакуют на других. «Прилетело» нам и из Генассамблеи ООН, куда власти Молдавии внесли резолюцию с призывом вывести российский контингент из Приднестровья. Сама по себе такая резолюция имеет разве что пропагандистское значение (напомним, что обязывающими являются только резолюции Совета Безопасности ООН, но принятие такого документа в Совбезе не было бы возможным). Тем не менее, это - и демонстрация «партнёрами» желания «разморозить» ещё один конфликт, и продолжение дипломатического давления. Дата голосования тоже выбрана «говорящая»: 22 июня. Поддержали резолюцию 63 страны, 15 проголосовали против, 83 воздержались. То есть даже не весь «вашингтонский консенсус» поддержал молдавский проект.
В МИД ПМР напомнили, что «присутствие миротворческого контингента РФ закреплено и регламентировано основополагающими документами об урегулировании вооружённого конфликта, включая Соглашение 1992 года, а трансформация миротворческой миссии возможна лишь по итогам окончательного урегулирования взаимоотношений между Приднестровьем и Республикой Молдова, что подтверждается в том числе Совместным заявлением президентов России, Молдовы и Приднестровья от 18 марта 2009 года».
«Вместе с тем не можем не отметить, что ответственное большинство государств-членов всемирной Организации не сочли возможным солидаризироваться со столь одиозной и опасной инициативой некоторых молдавских политических кругов и либо проголосовали против неё, либо воздержались, - говорится в комментарии МИД РФ. - Примечательно, что и в самом руководстве Республики Молдова нет единства в отношении указанной резолюции, как это следует из Специального заявления президента Республики Молдова от 19 июня 2018 года. В связи с этим рассматриваем данную инициативу как откровенный рекламно-пропагандистский ход части политических деятелей в Кишинёве, стремящихся на поч­ве разжигания антироссийских настроений заработать очки в преддверии приближающихся парламентских выборов».
О некоторых подробностях армянского майдана мы уже писали. Особенность в том, что безопасность Армении слишком сильно зависит от степени сотрудничества с Россией, а потому новая власть не может от него отказаться в стиле Ющенко. После смены власти в Армении конфликт вокруг Нагорного Карабаха с большой долей вероятности может быть разморожен. «Министр обороны Азербайджана Закир Гасанов фактически уже объявил о развязывании новой войны с Нагорно-Карабахской Республикой.
О конкретном сроке начала войны объявит президент этой страны Ильхам Алиев, судя по всему, после президентских и парламентских выборов в Турции», - предупреждает сопредседатель Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Национального Собрания Республики Армения Арташес Гегамян.
Размораживание конфликта на Кавказе добавит политического веса не столько США, сколько Турции. Ну а пока у власти Эрдоган, посредник для общения с Анкарой в лице Вашингтона Москве не требуется. А предварительные результаты выборов в Турции показывают, что «султан» таки остаётся на посту.
Превращение Прибалтики, Украины и Грузии в военные плацдармы НАТО можно уже считать свершившимся фактом.
И никакие предложения и обещания специалиста в области прямых продаж этого факта уже не изменят. Всё это делается в логике «холодной войны». Вопрос в другом: как долго сохранится НАТО при нынешних отношениях США с прочими членами альянса?
Но, кто бы ни оказался в Белом доме, от своей геополитической стратегии «партнёры» не откажутся, и сейчас вопрос в другом - что же при существующем раскладе может предложить президент США для «большой сделки»? Пожелания позитивных перемен? Или пакт о ненападении?

Николай ФИЛИППОВ.