Владимир Константинов: Я уверен, что у нас всё ещё впереди

23 Июнь 2018 2501

(Окончание)

- Во время нашей встречи после выборов, которые мы уже достаточно скоро станем называть «прошлыми», вы говорили, что «пришли на 10 лет». И у вас уже тогда была программа действий на этот срок. Насколько сейчас можно оценить - в целом справляетесь с запланированным тогда или требуется «поднажать»?

- Во-первых, 10 лет - это только возможность, а не привилегия. Избиратель решает, насколько мы пришли и никто другой. А, во-вторых, появилось много дополнительных вызовов - режим санкций, блокады, в том числе «блэкаут», война на Донбассе... Очень многое пришлось корректировать в наших планах. Но мы пока ведь не подводим итоги каденции, дайте нам год поработать! Мы намерены ещё многое успеть сделать.

- Кстати, санкции против нас продлили ещё на год. И хотя мы над этим смеёмся, они всё-таки оказывают влияние, хоть и не такое сильное, как их авторы рассчитывали.

- Конечно, оказывают. Сегодня работа в Крыму радикально отличается от работы, скажем, в Краснодаре. Мы постоянно это подчёркиваем, стараемся донести до коллег из федерального центра понимание того факта, что Крым по-прежнему особый регион. Да, мы хотим быть полноценными, такими, как все, но есть объективные причины, по которым мы до сих пор сильно отличаемся от других субъектов Федерации.

- Да и в самой России у нас недоброжелателей ещё хватает. Тех, кто не считает, что «Крым наш». Они не так часто говорят об этом вслух.

- Да они и вслух это говорят! Это так называемая «либеральная» прослойка, для которой возвращение Крыма оказалось неприятным сюрпризом. Они всеми силами пытались затолкать Россию в глобальный либеральный проект, который ничего, кроме гибели, нашей стране не обещает (надеюсь, что они этого искренне не понимают).
Я как человек, не только изучавший основы рыночных отношений на курсах академика Абалкина, но и прошедший затем суровую школу практического бизнеса, хорошо знаю, что собой представляет эта сама «невидимая рука рынка». Когда в 90-е развалили страну, нам обещали, что рынок расставит всё по своим местам и сам всё отрегулирует - детские садики, школы, всё будет. А получили криминальные войны прямо на улицах, унёсшие тысячи молодых жизней. Растащили, разграбили всю систему дошкольного образования, хорошо ещё, что школьную не растащили. Вот что такое «рынок»! Это очень опасный инструмент. Да, он имеет свои законы, но и роль государства никто не отменял. Именно государство должно устанавливать правила игры и добиваться их выполнения, используя рыночные механизмы. Подчёркиваю: используя рыночные механизмы, а не давая им себя использовать в качестве инструмента недобросовестной конкуренции.
Ну а нашим оппонентам, мечтающим «лечь под Европу», Крым был, конечно, не нужен. А зачем им Европа? Всё очень просто: Россия в их понимании не страна, а территория, на которой неважно, какие дороги, неважно, как живут люди, потому что здесь, как они считают, нужно только зарабатывать, а жить и воспитывать детей - там. Посмотрите на украинскую элиту, осуществившую либеральный проект. Они все на Западе. Как только чуточку поднялся, заработал - всё, сразу туда. А где Родина? А где твоя берёзка возле дома? Где школа, в которую ты ходил? Нет ничего! Люди, которых они бросили, их вообще не интересуют. Ну и что будет со страной, у которой такие элиты? Поэтому очень хорошо, что мы ушли от такой судьбы, остались по другую сторону цивилизационного водораздела. Я больше скажу - своим уходом мы ещё и Украину спасли от гибели. Потому что если бы завязался тут серьёзный конфликт, Украина сгорела бы в этом огне первой.

- О цивилизационном и даже сакральном значении Крыма довольно много говорили на Международном фестивале «Великое русское слово». В своё время это был своего рода съезд защитников Русского мира, а Крым выступал символом эффективного сопротивления насильственной украинизации. Но теперь-то мы дома. Служит ли Крым сегодня примером того, что борьба за возвращение на Родину может завершиться успехом? На нас ведь смотрят соотечественники с Донбасса, из Приднестровья, Прибалтики и не только оттуда. А мы сегодня справляемся со своей ролью ориентира для соотечественников?

- Вы задали очень непростой вопрос. Но могу сказать, что атмосфера на фестивале соответствовала сказанному. Русский дух мы сохранили, это главное. Отсюда и интерес к фестивалю - не угасающий, а напротив, растущий. Это вы могли заметить по составу участников. И люди из «проблемных» регионов - Донецка, Луганска, Приднестровья - приезжают к нам подышать этой атмосферой. Но остаётся много нерешённых вопросов - что же будет с Русским миром, Русским выбором? И люди, которые прошли свою часть пути и свой выбор в пользу Русского мира подтвердили кровью, эти вопросы нам задают. Им, конечно, сложно понять, что в нынешней геополитической ситуации их очень трудно поддерживать властям России, которые несут уже на себе тяжесть решения «крымского вопроса». Но не можем же мы им сказать: «Ребята, вот мы Крым взяли и всё, хватит». Такое просто по-человечески невозможно! Поэтому наш форум хорош ещё и тем, что предоставляет большие возможности для неформального живого человеческого общения. Да, мы пока не знаем ответов на многие вопросы, часто даже не знаем, чем помочь, но уже сама атмосфера фестиваля (которая, с одной стороны, поднимает настроение, а с другой, - обостряет чувство ответственности) благотворно действует на всех участников. И география наша постоянно расширяется. В этом году было очень много иностранцев - русофилов нерусского происхождения. Но в неформальном общении с ними понимаешь, что это не просто любопытство с их стороны, эти люди выстрадали свои убеждения и достойны глубокого уважения за это.
Европейцы, наконец, почувствовали, что и их мир в опасности. Если помните выступление участника из Бельгии, он говорил о том, что сегодня под угрозой находятся европейские ценности, и, защищая Россию, мы защищаем Европу. Американская (англосаксонская) модель глобализации растворяет в себе всё - люди забывают, откуда они родом, кто их герои, отрекаются от своих корней.
И прежняя Европа с её культурой, историей, традициями скоро может вообще исчезнуть. Так что наш пример для них может оказаться полезен.
И, конечно, среди особенностей этого года обязательно стоит отметить, что Валентина Ивановна Матвиенко придала форуму ту весомость и значимость, которой раньше не было. Демократии, свободы общения, остроты нам всегда хватало, а теперь значительно повысился статус форума.

- Валентина Матвиенко ведь поддержала вашу идею о создании музея истории Крыма. Это ведь поможет её реализации?

- Конечно, поможет. Для Крыма это очень важно. Понятно, что сейчас у нас много других проблем - надо и детские садики строить, и школы, восстанавливать инфраструктуру… забот хватает. Но сегодня для того чтобы понять Крым, людям нужно поехать в Евпаторию, посетить Феодосию, Судак, Керчь, Бахчисарай, Севастополь. Нужно объездить самые разные уголки полуострова, потратить много времени, а потом сложить воедино полученные впечатления. Но ведь далеко не у всех не только наших гостей, но даже крымчан есть такие возможности. Поэтому мы планируем предоставить людям возможность получить целостное представление о Крыме в одном месте. В «Красном» всё необходимое для такого объекта есть: близость аэропорта, 20 гектаров земли, которые готовы выделить, коммуникации, планируется строительство транспортной развязки - место уникальное.
Такой комплекс необходим самим крымчанам - для того чтобы рассказать молодёжи нашу историю, а она у нас очень сложная и очень интересная. А нам ведь есть, о чём рассказывать, есть, чем хвалиться, есть чем гордиться.

- А чем поможет поддержка Совета Федерации?

- Нам нужно сделать свою часть работы: точно сформулировать идею, подготовить проект, пройти общественные слушания. Это самое главное. А для реализации проекта финансовые средства найдутся и у республики, так что мы можем построить такой объект и сами - не за год и не за два, конечно, это всё-таки крупные для Крыма затраты. Но поддержка на таком высоком уровне, безусловно, для нас важна, потому что она означает всероссийскую поддержку нашей идеи. Вот, например, рязанцы приехали уже со своей инициативой к нам. Они ищут своих земляков, погибших в Крыму во время Великой Отечественной войны. А Крымская война, главные сражения которой прошли именно здесь, какой интересный и важный исторический материал представляет собой! А Ялтинская конференция, которая определила судьбу всего послевоенного устройства мира! Нам есть о чём рассказывать. И очень хорошо, что эта наша идея нашла одобрение на общегосударственном уровне.

- Ещё один вопрос уже не как политику, а как спортсмену. Читатели не простят, если я его не задам. Какие у вас впечатления от чемпионата мира по футболу? Хотя Мундиаль проходит за пределами Крыма, он на нас всё равно влияет.

- Самая важная оценка, которую сегодня уже можно выставить однозначно, - это высочайший уровень организации. Посмотрите, как всё замечательно работает - не только федеральные, но и региональные власти, общественность, волонтёры. Всё это не купишь за деньги, можно только построить и организовать.
Самая главная победа, которую уже одержало руководство страны и лично президент, в том, что преодолены все попытки саботажа и срыва чемпионата. А таких попыток, как вы знаете, было много. Задача у наших противников на Западе ставилась именно так. Но, слава Богу, их и там не большинство. Даже в своих странах дискредитировать Мундиаль им не удалось. А ведь они очень старались. И сейчас стараются.
Последствия преодоления этого сопротивления наших противников мы, вероятно, почувствуем позже, сразу их сложно оценить. Но мы их обязательно увидим.

- А в чём они могут выражаться?

- В настроениях на Западе. В изменении представлений о нашей стране и ломке стереотипов. Вообще русофобия в странах Запада сегодня превысила все мыслимые пределы. Занимаясь реальной политикой, я никогда не мог себе даже представить, что всё может дойти до такого грубого примитива. Тем более в европейских странах.
А благодаря чемпионату огромное количество людей увидело Россию собственными глазами. И теперь они понесут полученную информацию и свои впечатления домой. Они увидели, как грубо и нагло их обманывали. Они увидели, как всё безупречно сделано, с душой, с поистине русским размахом, на вырост.
Эти сооружения - прекрасная база для занятий спортом, для развития отечественного футбола. Ни одна страна сама по себе такое не создаст без мотивации. А проведение чемпионата мира - это сильнейшая мотивация. Мальчишки смотрят футбол, да и среди взрослых сегодня равнодушных не найдёшь! Все стали «футболистами», даже те, кто ни разу в жизни по мячу не ударил. И это прекрасно. Спорт объединяет общество.
А что касается нашей сборной, то я уже говорил, что у неё хорошие стартовые позиции, потому что не очень высокие запросы к ней предъявляются. Когда от тебя не ждут особых достижений, начинать легче, чем в условиях высоких ожиданий - как, например, у немцев, от которых их болельщики ждут только побед, а они на старте уже проиграли. Чем всё закончится, не знаю. Но это и не так важно. Одно могу сказать: я не пропустил за свою жизнь ни одного чемпионата, но такого количества сюрпризов, как в этом году, ещё ни разу не видел. Наверное, время сейчас такое - время перемен. Когда рушатся авторитеты, нет ничего постоянного и стабильного.

- Ну, кое-что стабильное всё-таки есть. На днях Евросоюз опять продлил санкции против нас. И хотя это звучит почти как анекдот и вряд ли добавит стабильности самой Европе, я всё-таки должен спросить, что это для нас значит? Насколько это важно для Крыма?

- Если сказать, что санкции вообще никак на нас не влияют, конечно, это будет неправда. Они нам вредят, безусловно и однозначно. Ущерб от них есть. Но нет худа без добра.
Санкции дают возможность для решения отложенных проблем, которых в стране скопилось очень много. Знаете, как бывает - откладываешь, откладываешь уборку в своей комнате до тех пор, пока что-то тебя не заставит взяться и навести порядок. Вот так решение проблем в экономике страны, о которых говорил президент, нельзя больше откладывать, как в «тучные» годы, когда было много «нефтедолларов» и не было санкций. Сейчас самое время. Мы столкнулись с тем, что технологически зависим от них - каждая отрасль сталкивается с той или иной проблемой. Теперь надо развивать своё. Советский Союз строил ракеты в режиме полной изоляции, когда шурупа было нельзя на Западе купить. Значит, справиться можно. Нужны свои технологии и свои производства. Мы ездим с коллегами по Крыму, многое ведь видим. Куда не приедешь - оборудование импортное. Сельское хозяйство, промышленность - практически везде. Посмотрите, какая техника работает на трассе «Таврида». Вся иностранная. А наша-то где? Да, когда есть деньги, то кажется, что проще купить, чем создавать у себя. Но когда мы создаём своё, за этим тянется целая цепочка - открываются новые рабочие места, растёт производство, улучшаются макроэкономические показатели. А ведь у нас сегодня большое количество квалифицированных инженерно-технических работников не находит применения своим знаниям и навыкам. Так дайте людям возможность работать. Ведь всё или почти всё можно производить в нашей стране!
Я не призываю к изоляции и натуральному хозяйству, потому что обязательно должен быть выбор: вот, к примеру, есть немецкое оборудование, а вот есть наше. В условиях совсем без конкуренции качество производимой продукции быстро падает, как мы помним по опыту СССР. Конкуренция необходима, но условия должны быть разумными. В общем, двигаться нам есть куда, есть к чему стремиться. И я уверен, что у нас всё ещё впереди.

У нас сегодня большое количество квалифицированных инженерно-технических работников не находит применения своим знаниям и навыкам. Так дайте людям возможность работать. Ведь всё или почти всё можно производить в нашей стране! Я не призываю к изоляции и натуральному хозяйству, потому что обязательно должен быть выбор...

Самая главная победа, которую уже одержало руководство страны и лично президент, в том, что преодолены все попытки саботажа и срыва чемпионата.

Я не пропустил за свою жизнь ни одного чемпионата, но такого количества сюрпризов, как в этом году, ещё ни разу не видел.

Конкуренция необходима, но условия должны быть разумными.

Николай ФИЛИППОВ.