• Все обо всем
Олеся Фокина: Жить на пределе человеческих сил
Олеся Фокина: Жить на пределе человеческих сил

В Крым Олеся Фокина приехала не только для участия в Международном фестивале документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе», но и встретиться с крымскими зрителями.

«Человек на все времена»

- Олеся Юрьевна, к выбору тем каждый творческий человек идёт своим путём, порой тернистым и долгим. Вы, наверное, тоже не сразу пришли к созданию сложных по форме и по содержанию фильмов?

- Многое в нашей жизни зависит от учителей. На режиссёрских курсах училась у замечательных мастеров Леонида Гуревича и Бориса Галантера. Потом моими наставниками были философ Мераб Мамардашвили и искусствовед Паола Волкова. Фильмы-портреты мне хотелось делать всегда, в этом жанре работаю уже 27 лет. И получился цикл из 25 картин - о великих людях. Я стараюсь рассказывать о прекрасном в человеке, о людях, которые, по выражению Мераба Мамардашвили, живут на пределе человеческих сил. В последнее время на нас обрушилось столько «чернухи», компроматов, что диву даёшься. Вал негатива не сделал нас ни лучше, ни благороднее, ни честнее.

- Кто они - герои вашего проекта? Чем, кроме известности, привлекают вас эти люди?

- Привлекают прежде всего поступками, талантом, благородством. Образом жизни. Выдающийся врач, академик, директор Института нейрохирургии имени Бурденко Александр Коновалов - один из тех, кто составляет славу России. Красивый человек, гениальный хирург. Александр Николаевич подарил мне героя следующей картины. Им стал Тонино Гуэрра - один из последних классиков итальянского кино. Когда-то он попал в дом Коновалова с Феллини. Спустя годы, когда у Гуэрры обнаружили опухоль, он доверил сделать операцию Коновалову. Великий художник, режиссёр-мультипликатор Юрий Норштейн, о котором я сняла фильм «Один», имея в виду - единственный. Среди моих героев - Ирина Антонова, много лет возглавлявшая музей изобразительных искусств имени Пушкина. Композитор Эдуард Артемьев, Борис Пастернак, Марина Цветаева, поэт, сценарист, кинорежиссёр, актёр Геннадий Шпаликов.

- О Геннадии Шпаликове помнят нынче только кинематографисты и немногие зрители из поколения шестидесятых-семидесятых годов: картины, в которых он снимался, которые снимались по его сценариям, нынче не показывают. Сборники его стихов выходили маленькими тиражами, «на любителя», что называется. Как пришла мысль сделать его героем фильма?

- Обнаружила случайно на даче сборник его стихов, писем, сценариев и дневниковых записей. Забытая кем-то в моём доме книга направила меня в сторону героя будущего фильма. Так бывает.

- Основу сюжета картины «Жизнь обаятельного человека» подсказало какое-то стихотворение или что-то из дневниковых записей?

- Слова Шпаликова: «Конечно, никаких тайн сейчас нет. Хотя в этой нетаинственности кроется тайна». Он видел тайну в обыденном, простом. Это понимаешь, вчитываясь в дневниковые записи. Шпаликов был романтиком, человеком с распахнутой душой. Любил время, в котором жил. Фильмы по сценариям Геннадия «Я шагаю по Москве», «Мне двадцать лет», «Я родом из детства», «Ты и я», единственная режиссёрская работа «Долгая счастливая жизнь» пронизаны его духом.

Избранники и наследники

- Не у всех ваших фильмов, как и у героев, лёгкая судьба. Один из них - «Избранник» - об Александре Солженицыне. Почему он вызвал недовольство писателя и его супруги? Вы ведь не один год провели рядом с ними?

- Моя семья по приглашению Александра Исаевича и Натальи Дмитриевны почти три года жила рядом с ними после их возвращения из Америки. Фильм начался с того, что писатель пригласил меня поехать с ним в Кисловодск, где он хотел найти могилу родителей. Со мной поехал оператор Сергей Мокрицкий. И там мы начали работать над картиной. Мне очень хотелось понять, что же это за явление такое - Солженицын. И рассказать об этой огромной, недосягаемой личности. Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна в какой-то момент стали опасаться, что я разрушаю канонический образ классика, тщательно ими охраняемый. Тот, каким писатель, в их представлении, должен остаться на века. И запретили фильм, который я сделала к 80-летию писателя. Позже он всё же был показан, в том числе и на многих кинофестивалях.

- В чём же вы отошли от их канона?

- Да ни в чём, по сути. Разве что затеплила свечи памяти тех, кто помогал ему в работе над книгой «Архипелаг Гулаг». Я очень благодарна Александру Исаевичу и Наталье Дмитриевне за тёплое доверительное общение, но взаимопонимания у нас не получилось. В этом году Солженицыну исполняется сто лет, и я делаю новую версию фильма. Сегодня Солженицын читается по-новому. Несомненно, это гениальный человек, его наследие - пророческое, спустя годы это очевидно.

- А что произошло с фильмом об Иосифе Бродском?

- Двухсерийный фильм «Ангело-почта» - так называл свои письма юной Насте Томашевской будущий нобелевский лауреат, рассказывает о судьбе семьи выдающегося русского учёного-пушкиниста Бориса Томашевского и дружбе его потомков с Анной Ахматовой, Святославом Рихтером и Иосифом Бродским. Он был снят с эфира канала «Культура» за день до телепремьеры. Запретил показ американский «Фонд по управлению наследственным имуществом Иосифа Бродского», которым руководит Анн Шеллберг, десять лет служившая у Бродского литературным секретарём и распоряжающаяся теперь имущественными авторскими правами поэта. Поводом стали приведённые в фильме письма Бродского, которые он писал девочке Насте, её маме и бабушке. Они хранились в доме Томашевских. Фонд утверждает, что бумажки, на которых написан текст, принадлежат человеку, а сам текст и рисунки - распорядителям наследства. Мне прислали внушительный покадровый список претензий с требованием исключить сорок семь фрагментов. Спор между нами ведётся с 2007 года. Недавно выяснилось, что фонд вроде бы имеет лицензию только в Америке, и она не распространяется на Россию. Появилась надежда, что фильм может появиться на экране. Никто не хочет скандалов, но справедливость должна восторжествовать. Деятельность фонда торпедирует работу исследователей его творчества.

- Кто-то из видевших фильм встал на его защиту?

- Среди посмотревших его на некоммерческом показе: кинорежиссёр Павел Лунгин, поэт Юрий Ряшенцев, драматург Евгений Фридман, режиссёр Екатерина Образцова, писатель Марина Москвина, журналист Кара-Мурза. Они обратились в фонд с письмом, в котором отмечают: «В отличие от лент, носящих, условно говоря, «экскурсионный» характер, фильм Олеси Фокиной создаёт мощную духовную воронку, втягивающую зрителя. Цитируемые письма, деликатно используемые режиссёром Олесей Фокиной в фильме, являются едва ли не равноправными героями человеческой драмы, героями фильма-саги о судьбе русской интеллигенции». Авторы письма напоминают: «Поэт принадлежит всё же не столько Фонду по управлению наследственным имуществом Иосифа Бродского, сколько мировой и российской культуре!».

- О ком ваша следующая картина?

- Получила предложение сделать фильм о замечательном дирижёре, руководителе Московского камерного хора, народном артисте СССР Владимире Минине, которому в январе 2019 года исполнится 90 лет. Благодаря Владимиру Николаевичу в России возродился интерес к духовной музыке русских композиторов, многие годы бывшей под запретом.


Фото автора.

Досье

Режиссёр и сценарист документального кино Олеся Фокина родилась в Москве в семье известного журналиста Юрия Фокина. После окончания в 1977 году факультета журналистики МГУ работала корреспондентом молодёжной редакции ЦТ, была автором и ведущей популярной программы «12-й этаж». Окончила Высшие режиссёрские курсы Союза кинематографистов.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
НАЙДИТЕ НАС НА FACEBOOK