Письма в "Крымскую правду"

21 Июнь 2018 1094

История военных лётчиков

Великая Отечественная всё дальше от нас. Уходят из жизни ветераны - последние, кто знает правду о войне, кто постигал её в заледенелых болотах под Ржевом, в руинах Великих Лук, под Ленинградом, Сталинградом и других городах и сёлах страны; на ступенях поверженного рейхстага в Берлине. Ушли в лучший мир все мои сослуживцы из «поколения победителей». В памяти на всю жизнь остался однополчанин Анатолий Попов. Мне выпало счастье несколько лет общаться с Анатолием Степановичем - служба свела нас в начале пятидесятых прошлого века в испытательном полку особого назначения на аэродроме Карагоз вблизи Гончаровки (ныне - Первомайское Кировского района). В этом году, 9 января, исполнилось 100 лет со дня рождения моего товарища. Он - участник двух войн - с белофиннами в 1939-40 и Великой Отечественной. «Небесная болезнь» привела парня в Ейское авиационное училище имени Сталина, как говорили тогда - «Сталинский инкубатор», окончил его в сентябре 1942-го. Как ни рвался на фронт, оставили в училище инструктором, ведь уже был у него фронтовой опыт, знал, что рассказывать «желторотикам» о войне. После перевели в военно-морское авиационное училище имени Леваневского, эвакуированное из Николаева в Куйбышевскую область. Получил группу, начал обучать ребят лётному делу. Быть инструктором - не значит самому хорошо летать, надо найти правильный подход, ведь давно известно: хороший инструктор посылает на возвращение, плохой - на смерть. Во время войны Анатолий Попов подготовил много групп лётного состава для военно-морской авиации. Случались потом среди выпускников и боевые потери, когда на фронте не возвращались лётчики с задания, но был в полку случай, когда два лётчика - инструктор и курсант - погибли в общем-то по недоразумению из-за неверного соблюдения инструкции. Об этом как-то Анатолий Степанович рассказал нам, однополчанам, чтобы потом мы всем молодым передавали, что и воинский устав, и все воинские инструкции кровью написаны.
«Был в полку лётчик из постоянного состава, инструктор. Немолодой и нестарый, не герой и не трус - просто хороший человек. В тот день выполнял он скромное задание: на самолёте-буксировщике тянул за собой матерчатый конус, служивший целью для истребителя. И был в полку молодой хороший парень, смелый и находчивый, лучше других выполнявший все учебные задачи. Он хотел быстрее попасть на фронт, говорил, что не будет для него позорнее ситуации, когда выпустят из училища после окончания вой­ны - а оно было уже близко.  Было у парня горячее желание: как можно скорее научиться метко и результативно стрелять. Истребители стреляли по конусу боевыми патронами и снарядами. Есть в авиации мудрые книги: «Наставление по производству полётов» и «Наставление инженерно-авиа­ционной службы». Каждый лётчик и механик должен знать их назубок: там оговорено всё, что нужно делать, если можно, а чего нельзя, даже, если крайне нужно. Так вот молодой истребитель нарушил много пунктов этого наставления, не учёл, что составляли его люди тоже нетерпеливые, но опытные. Слишком близко подошёл к буксировщику, уменьшил ракурс и вместе с конусом прошил пулемётной очередью своего инструктора». Анатолий Степанович рассказывал, что этот миг запомнил на всю жизнь, и мы, слушавшие его рассказ, тоже запомнили.
«Самолёт-буксировщик завалился на крыло и стал падать вниз всё быстрее и быстрее, волоча за собою уже никому не нужный продырявленный конус. Самолёт грохнулся оземь… А над ним всё кружил и кружил истребитель. Все понимали: случилось непоправимое. Ещё не было ни отчаяния, ни злости, лишь растерянность.
К лётчику обращались по радио, но он молчал. Вызывали: «Почему не отвечаешь?» А что он мог ответить, что, сам того не желая, убил своего учителя, убил накануне Победы? Знаю: не наказание его страшило, а лишь сознание полной непоправимости ситуации. Знаю: в эти минуты пронеслась в его памяти вся небогатая событиями двадцатилетняя жизнь. Думаю, он готов был отдать её, лишь бы остался жив инструктор. И не удивился я, когда истребитель выполнил переворот и резко пошёл вниз, всё ближе и ближе к месту, где на снегу горели останки самолёта-буксировщика. Удар, грохот и взрыв. Огненный факел…». Наверное, трудно понять людям, родившимся в мирное время, что в Великую Отечественную люди погибали и так вот, в тылу. Поэтому и захотелось мне, в канун 22 июня, дня начала войны, рассказать в «Крымской правде» историю, поведанную моим однополчанином Анатолием Поповым.
А что же он? После войны служил на аэродроме Карагоз в авиаполку особого назначения военно-морской авиации ВВС СССР. Испытывал новое авиационное вооружение. На самолёте-торпедоносце «Ту-2Т» вместе с Героем Советского Союза Георгием Георгиевичем Черниенко, участником обороны Крыма, командиром эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии военно-воздушных сил Черноморского флота испытал новейшие тогда торпеды «Щука». После перебазирования в 1956-м на новый аэродром Северный (Кировское) летал на самолёте-торпедоносце «Ил-28Т».
В запас лётчик первого класса Анатолий Попов уволен в 1959-м. Жил в Феодосии с боевой подругой Ольгой Ивановной, подарившей любимому сына Валерия и дочь Светлану. Валерий Анатольевич работал на военном предприятии в Феодосии, в год 70-летия Победы ушёл в вечность. Не дожил до юбилея Победы и сам Анатолий Степанович, его не стало в 1992-м, похоронен на городском кладбище рядом с Василием Ивановичем Панченко, ещё одним моим однополчанином, о котором уже рассказывал в «Крымской правде». Дочь Светлана Анатольевна живёт в Москве, но каждое летом приезжает в Феодосию навестить мамочку. Вот такие они, люди из поколения победителей.

Евгений ЕГОРОВ,
ветеран Великой
Отечественной
и авиации.
Феодосия.

О цене подписки - откровенно

В разгаре подписная кампания на второе полугодие. К нам часто обращаются читатели, недоумевающие, почему при нашем обещании не увеличивать стоимость подписки она всё равно растёт. Исаак ШИЛЬКРОТ из Джанкойского района пишет: «Вашу «Крымскую правду» выписываю с июля 1964 года, очень люблю, с удовольствием прочитываю всё, кроме рекламы. Считаю, что она в газете совершенно не нужна - хотите, выпускайте отдельно. Но хотелось бы обратить внимание на цену газеты, в 2016-м квартальная подписка стоила 377 рублей, а в этом уже 593. За два года выросла более чем на 200 рублей! Считаю, что это бессовестно с вашей стороны! Вы всё время хвалитесь, что думаете о читателях, подписчиках, но вам не они нужны, а деньги. Люди молчат, знают, что вы всё равно такие письма не опубликуете. А я всё же решил написать, может, у вас появится совесть, или только жажда наживы одолевает? Представляю, какие у вас там зарплаты с такою ценой на подписку. Знаю, что не опубликуете всё равно письмо, потому как боитесь откровенно читателям сказать правду, хоть и называетесь ею. Но, может, хоть прочтёте».
Уважаемый Исаак Антонович! Прежде всего, редакция «Крымской правды» благодарна вам, подписчику с почти 55-летним стажем, за то, что читаете газету и не побоялись высказать нам свои претензии. Письмо ваше, как видите, не только прочли, но и публикуем с нашим ответом. Что касается рекламы в газете, то, увы, обойтись без неё нельзя: редакционные расходы на бумагу, полиграфические услуги, то есть на то, чтобы, собственно, и появилась газета, большие. Покрываются они, в основном, именно за счёт оплаты рекламодателей. «Крымская правда» - независимая газета, у нас нет никакого спонсора и покровителя, мы сами зарабатываем деньги, чтобы уже более 100 лет выпускать для крымчан газету. Если полностью отказаться от рекламы, то стоимость газеты, действительно, тогда должна вырасти в разы, бремя оплаты должно лечь на читателя. Мы этого не хотим. Уверены, что и вы тоже.
Что же касается подписной стоимости газеты, то, если вы посмотрите на почте подписной Каталог периодических изданий Республики Крым и Севастополя, то увидите, что и для нашей газеты, и для всех остальных в нём указывается три категории стоимости. «Каталожная», то есть собственно та, которую устанавливает редакция. «Цена за услуги связи», которую для подписчиков устанавливает уже почтовая структура, в нашем случае - «Почта Крыма». И «подписная», то есть, итоговая, суммирующая и редакционную, и почтовую стоимость, именно эту цену в итоге и должен оплатить подписчик.
Вы сравниваете стоимость квартальной подписки с разницей в два года. Обращаем внимание, что во втором полугодии 2016-го редакционная стоимость льготной (то есть для постоянных читателей, пенсионеров, инвалидов) подписки на квартал была 182,64 рубля. Почта в то время за свои услуги брала 194,88, то есть уже больше, чем обозначила за выпуск газеты редакция. Итоговая подписная цена получалась 377,52. Во втором полугодии 2018-го стоимость квартальной льготной подписки редакция установила на уровне 272,10 рубля. Почтовики за свои услуги берут - 321,09. Итоговая стоимость - 593,19. Как видите, за два года цена квартальной подписки на газету, которую с читателей получает редакция, увеличилась на 89,5 рубля, в то время как стоимость почтовых услуг выросла на 126,2 рубля.
Мы всегда были искренними со своими друзьями и также честно говорим, когда редакция всё-таки вынуждена поднимать стоимость газеты. Обычно это происходит раз в несколько лет, но ненамного - из-за инфляции, роста цен на бумагу и полиграфические услуги. Мы понимаем, что доходы у наших читателей невелики (наши зарплаты, к сведению, тоже чуть выше минимальной по стране), поэтому стараемся входить в ваше положение, если и увеличивая цену, то минимально. В этом году, к примеру, редакционная стоимость подписки ни на квартал, ни на второе полугодие не изменилась вовсе.
Но цена, заявленная редакцией, как вы заметили, всё-таки отличается от итоговой стоимости, которую надо оплатить подписчику. Мы стоимость газеты не поднимали, а вот федеральное госпредприятие «Почта Крыма» плату за почтовые услуги при выписке всех газет повысило. Как пояснила нашим читателям директор ФГУП «Почта Крыма» Елена ПРИНЬ, это - «вынужденная мера. Нынешний тариф за почтовые услуги (доставку газеты) не только не покрывает экономически обоснованную себестоимость работы почтовиков, но и не дотягивает до общероссийских нормативов, фактически работаем в убыток. Ведь в почтовые услуги при выписке газет включена работа сотен людей - приём заказа, обработка его, передача редакции газеты, чтобы они выпустили столько номеров, сколько подписчиков. После того как номер выходит из типографии, он доставляется в сортировочные отделения почты, там газеты сортируют, разбирают по пунктам доставки, развозят на отделения, откуда почтальон и приносит газету. Мы понимаем, что сразу резко поднять тариф невозможно, это будет слишком накладно для наших клиентов, решили повышать постепенно, раз в полугодие понемногу. Поэтому подписываться выгоднее сразу на год, чтобы быть застрахованным от повышения тарифа, доплачивать тогда ничего не надо».
Ещё раз обращаем ваше внимание, что цена, установленная на газету редакцией, осталась на прежнем уровне. Как и льготы для наших постоянных читателей (при предъявлении квитанции за прошлый подписной период), пенсионеров, ветеранов и инвалидов (при предъявлении удостоверения). Спасибо за понимание.

Цените жизнь, земляки!

Я - «дитя войны», 81 год исполнился, родилась в Дмитриеве Курской области. Более двух лет мы жили в фашистской оккупации, это было страшно: фашистские каратели чуть ли не ежедневно устраивали показательные казни. Отец мой с первых дней на фронте был, он - кадровый офицер, командир стрелкового полка, погиб, защищая Ленинград, похоронен в посёлке Эстонский.
Когда смотрю военный парад, переполняет чувство гордости за нашу любимую Россию и наш героический народ. Горжусь нашей армией, её солдатами и офицерами, техникой, горжусь нашим президентом. У меня сложились такие строчки ко Дню Победы: «Весна 45-го года! Сирень тогда буйно цвела, и солнце светило так ярко - в Россию Победа пришла! Россию мы любим, как Родину-мать, и нас никогда никому не сломать!». Как радуют сердца великие свершения Родины, великие стройки у нас на полуострове. Люди, цените это, цените мирную жизнь!

Л. РУБАН.
Клепинино.

* * *

В день, когда вся страна отметила 73-ю годовщину Великой Победы, у меня тоже была знаменательная дата - 90-летний юбилей. Я - вдова, 62 года прожили вместе с любимым, двоих детей вырастили. Увы, сын наш погиб в аварии в 35 лет.
Вспоминается детство, полное лишений, голода, росла без отца, рано познала труд, учась в школе, работали на совхозных полях, куда ходили за несколько километров, потом в тайге дрова пилили, просеки делали. Но сдали тест на выживание, все выстояли. Окончила педучилище, преподавала в школе, потом в детской комнате милиции занималась воспитанием трудных подростков. Есть что вспомнить! И как же рада я, что не забывают меня, настоящий праздник дочка подарила вместе с подругой Лилией Сейтбулаевой, удивительной женщиной. В кафе устроили торжество, красиво, нарядно, сказочно, со вкусом. Поздравили меня и коллектив соцпомощи во главе с З. Акказовой, совет ветеранов С. Костогрызовой и, что очень неожиданно, глава поселкового Совета В. Мельников, подаривший огромный и очень красивый, вкусный пирог. Поздравления, цветы, подарки, очень тронута таким вниманием к пожилой женщине, ветерану войны. Хочу поблагодарить всех, пожелать здоровья и всегда ценить жизнь, тех, кто рядом. Это так важно.

Прасковья ЕРМОЛАЕВА.
Октябрьское.

Людям нужна остановка

Обращаюсь через газету к руководителям республики и нашего Симферопольского района с огромной просьбой от всех жителей улиц Янтарная и Куйбышева села Кольчугино. Помогите нам сделать автобусную остановку в начале села (от Симферополя). Дело в том, что водители автобусов по маршрутам Трудовое, Равнополье и Фрунзе не хотят высаживать в начале нашего села, а везут дальше, аж до больницы, так что приходится нам, пожилым людям, полтора километра пешком идти по жаре, в непогоду. Говорят: не положено, хотя сами постоянно останавливаются всем голосующим и по трассе, и по долине.
Так, 13 мая водитель автобуса отказался высадить меня, 82-летнюю женщину, на трассе в начале села, хотя, если бы попросила молодая девушка, то остановился бы - уже замечено. Кричал на меня, провёз больше километра, пришлось возвращаться пешком, еле дошла. Я не знаю его фамилию, но разве это правильно так относиться к пожилым людям?
Пожалуйста, сделайте нам официальную остановку. Ведь это несложно уважить старшее поколение.

Александра ДУДАРЬ.
Симферопольский район.

Мы, жители улицы Школьной в Молодёжном, признательны нашему почтальону Алле Крутоус за её добросовестное отношение к работе, уважение к жителям. Алла Владимировна, оставайтесь всегда такой же неутомимой и доброжелательной, здоровья вам и успехов.

С. ЗОЛОИЛО и ещё 15 подписей.
Симферополь.

Наталья ПУПКОВА.