Ай-Петри: шалманов нет, бардак остался

21 Июнь 2018 830
Мотоциклисты на плато чувствуют себя вольготно.
Мотоциклисты на плато чувствуют себя вольготно.

(Окончание)
Один из них добавляет, что в прогулку на квадроцикле входят: поездка по асфальту, грунтовке, на гору, смотровую площадку, а потом в лес. Мы сами можем сидеть за рулём квадроциклов. Умеем ли мы ими управлять, кто будет нести ответственность за двоих детей в случае падения или другой травмы? Эти вопросы тут никого не волнуют, главное - получить всего за 30 минут почти 3000 рублей.
Мы отходим в сторону, но двое бегут за нами. И добавляют, что ещё можно перекусить, сделать остановку, поговорить - только платите деньги. Выглядит это настолько омерзительно, что мы пытаемся спрятаться среди нескольких ларьков с жилетками, тапками, сувенирами и чаем. Тут, кстати, ценники примерно такие же. Непонятно из чего сделанная жилетка стоит 1000 рублей, шаль из серии «всё в дырочку» - 500 рублей. Набор чая из крымских трав - 150 рублей. Четыре малюсеньких персика - 100 рублей, к слову, такие же можно купить на рынке за 80 рублей, но целый килограмм.
«Все в пыли»
Любоваться красотой плато вам будет некогда. Где бы вы ни стояли, куда бы ни попытались спрятаться, везде вас настигнут торгаши и зазывалы. Вместо десятков кафе теперь работает одно, а также ресторан непосредственно в здании станции канатной дороги.
Если вам всё же удастся скрыться от назойливых «бизнесменов», то вы сможете осмотреться. Но предупреждаем сразу - с собой нужно брать успокоительное. Плато выглядит убого. Смотря на него, хочется поскорее вернуться в город, выпить сто граммов и никогда сюда больше не возвращаться. Площадка с шалманами очищена от строений, но на ней абсолютно ничего нет. То тут, то там виднеются остатки бетонных площадок, на которых когда-то бойко шла торговля. Поодаль - верблюды и пони. За 300 рублей на них можно сделать пару кругов.
- Сюда приезжали раньше поесть шашлыки, шаурму, посидеть, отдохнуть, а сейчас только наверху всё осталось, - говорит нам мужчина, предлагающий посидеть на верблюде. - Тут кому просто сломали, кому денег дали, вот все и ушли.
А здесь сказали, что заповедник.
Мы идём дальше, хотим подняться к зубцам Ай-Петри. Вдоль дороги сидит мужчина и продаёт крымские травы. Он рассказывает, что бывший владелец шалманов сюда прилетает на вертолёте, подымает столбы пыли на специальной площадке, которую сделали для него.
- Этот хозяин как прилетит, все туристы в пыли, в грязи, смотрят на него, как на идиота, - добавляет мужчина. - Раньше тут торговля была, зарабатывали, а сейчас тут одни нищие. Мы думаем, что в будущем тут богатеи сделают что-то, уже мы слухи слышали, что тут коттеджи хотели построить, но что-то пока не торопятся. У нас всё отбирают, была горнолыжная трасса, мы как для себя её делали, а теперь туда не пускают.
По натоптанной дорожке через лес можно подняться к зубцам и полюбоваться красивым видом на ЮБК. То же самое можно сделать бесплатно на Форосском канте и других вершинах вдоль моря. Платить за это четыре тысячи рублей не придётся, как и слушать противные вопли зазывал.
И это заповедник?
Фирменный «татарский сервис», пыль, грязь, остатки бетонных конструкций, несчастные животные - это ещё не все прелести того Ай-Петри, которое мы видим сейчас. После возвращения к станции канатной дороги нас ждал очередной «сюрприз» - мотоциклист. Он спокойно гонял по плато, не обращая внимания на людей.
Чуть дальше по земле заповедника носились квадроциклы. Периодически стоял рёв, из-за которого было сложно расслышать друг друга. Ради этого сносили шалманы? Такой «цивилизованный отдых» мы предлагаем туристам?
- Мы знаем, что было принято решение, была ликвидация кафе. Предпринимателей отправили на другие участки, например, одни в Ялте, другие у подножия в сёлах, - поясняет Виктор Тарасенко, председатель Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», президент Крымской академии наук. - Мы думали, что вопрос решён. Там ни в коем случае не должно быть квадроциклов, мотоциклов, верблюдов и лошадей! Мы тут поём дифирамбы, как хорошо, что всё сделали, а оказывается, наши власти только кафе убрали? Должно быть так: вышли на смотровую площадку, налюбовались и вернулись назад. Иначе это угроза воде, почве, растительности. Это недопустимо!
Но весь этот ужас мы предлагаем сейчас гостям полуострова, которые едут к нам по Крымскому мосту.
Сразу поясним. В воскресенье, в дождь, на плато на вагончиках канатной дороги каждые 15-20 минут поднимались 30-35 человек. Представить, какой турпоток на вершине, несложно.
Мы хотим задать несколько вопросов тем, кто обязан следить за соблюдением заповедного режима, этим многочисленным инспекциям, надзорам и прокуратурам. Раз уж вы допустили квадроциклы и верблюдов, налоги с них кто-то платит? Казна получает хоть что-то за то, что заповедник продолжают уничтожать? Каким образом поступает вода в кафе и ресторан, которые работают на вершине? Как убираются нечистоты? Кто будет восстанавливать эндемические растения, уникальные для нашего региона, которые гибнут под колёсами квадроциклов? И самое главное. Скажите, у кого-то из вас ещё осталась хоть капля совести? Если да, то поезжайте на Ай-Петри и наведите там порядок.


Фото автора.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.