Война - вопрос времени

О будущем сопредельной территории

9 Июнь 2018 1807
Владимир Джаралла.
Владимир Джаралла.

Вспоминая прежние привычки наших заокеанских партнёров, нетрудно предположить, что в самом скором времени следует ждать новых провокаций на Донбассе. Киев публично отказался выполнять Минские соглашения, к линии соприкосновения снова стягивается тяжёлая техника, в воздух поднимаются остатки авиации «незалежной». Решится ли Порошенко повторить печальный опыт Саакашвили, и к каким последствиям это может привести, рассказал корреспонденту «Крымской правды» политолог Владимир ДЖАРАЛЛА.

- Вопрос выглядит несколько наивно, но по-прежнему волнует многих - когда начнётся война? Из ЛНР сообщают, что иностранные инструкторы практически завершили подготовку ВСУ к началу активной фазы боевых действий. Вспоминая опыт 2008 года, логично предположить, что наступление украинских «воякив» может быть приурочено к началу футбольного чемпионата. Насколько велика вероятность не просто очередной эскалации, а полномасштабного наступления киевских карателей?

- При рассмотрении этого вопроса надо учитывать то, что на соседней территории фактически началась предвыборная кампания, и Порошенко, как ни смешно это звучит, хочет получить второй срок. Для этого ему нужно убрать конкурентов и создать какие-то пропагандистские эффекты успеха. Конечно, главное - это позиция посольства США, и ему нужно хотя бы не одобрение или поддержка, а нейтралитет покровителей. Вот отсюда и вся эта политика «лая Моськи на слона» в отношении России, тем более, что ответа они не получают. Однако, вой­на в этом случае как раз весьма опасна, её итог сомнений не вызывает, для всей нынешней банды у власти на Украине это будет крах, потому они и не переходят границу. Разумеется, позиция США и здесь решающая: натовские инструкторы не просто подготовили украинскую армию, они явно руководят целыми подразделениями на Донбассе, но пока и им открытое столкновение не нужно. Потому пока мы наблюдаем обострение, хотя опыт Грузии 2008 года, конечно, заставляет быть особенно внимательными. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и борьбу внутри США, возможность отдельных групп использовать обострение есть, но всё же Украина пока явно сошла с повестки дня Запада. Однако война - это вопрос времени. Для нашей культуры это очень глубокое понятие, учитывая, сколько в истории пришлось перенести, русские войны не боятся, но, конечно, её не хотят. И это вводит в заблуждение тех, кто принимает сдержанность за слабость.

- Следует ли ожидать повторения операции по принуждению к миру, как в Грузии, и признания ДНР и ЛНР? К каким международным последствиям такой шаг приведёт, учитывая наметившиеся в последнее время серьёзные разногласия между США и ЕС?

- Как раз разногласия между США и Европой активизировали позиции тех, кто считает, что Европа понесла в этом обострении больше убытков. Начинающаяся торговая война заставляет европейцев наконец-то осознать свои естественные интересы - союз с Россией, но если конфликт начнётся именно сейчас, то начавшееся сближение будет остановлено, и Европа будет снова выступать вместе с США против нас. Так уже было зимой 2015 года, когда Минские соглашения были нужны прежде всего для того, чтобы европейцы не вмешивались в конфликт. Но как только они были заключены, интерес к их реализации, выгодный России, был потерян, и мы наблюдаем нынешний тупик, медленно и неизбежно сползающий к военному решению. Инициатором будет Украина, но победа Донбасса и России, которая придёт к нему на помощь, сомнений не вызывает. Разумеется, весьма вероятно появление подразделений НАТО на какой-то части территории Украины, но прямое столкновение маловероятно. Правда, раздел тоже никому не нужен. Скорее всего, после конфликта начнётся дипломатическая игра на переговорах. Также нужно учитывать, что ситуация на Донбассе напоминает приднестровскую: для жителей Донецка и Луганска, страдающих уже четвёртый год, намного ближе идея возвращения в состав России, нежели построения нового государства. Преступления украинского режима делают вопрос послевоенного примирения весьма трудным, если не невозможным. Если только вся Украина не изменится - как ни невероятно это звучит, такое тоже возможно.

- Сложно всерьёз рассматривать ведение боевых действий в акватории Азовского моря, а тем более эпический проект соединения морей судоходным каналом, озвученный Киевом, но, тем не менее, захват заложников украинской стороной - отнюдь не единичный случай.
И как показывает международная практика, эта проблема не имеет быстрого и эффективного решения. Уровень террористической угрозы по мере ослабления всех без исключения государственных институтов «незалежной» только возрастает. В такой ситуации в переводе бывшей Украины под «внешнее управление» должны быть заинтересованы не только мы, но и европейские «партнёры». Или для них всё-таки важнее очаг напряжённости на границе с Россией?

- Вся трагедия Украины вызвана желанием объединённого Запада достичь стратегического превосходства или даже контроля над Россией. Это и привело к государственному перевороту и последующей трагедии гражданской войны. Многолетняя работа с элитой и истеблишментом Украины не дала результата, создать жизнеспособное государство, построенное на ненависти к России, им не удалось. Всё развалилось, народ «проголосовал ногами», уезжая из страны на заработки с прицелом обустроиться навсегда, правящие слои на русофобии зарабатывают, воруя всеми доступными способами и подготавливая для себя «пенсию» тоже где-то за границей. Но для тех, кто разрабатывает такие комбинации, это всего лишь часть общего фона. Главное, что это угроза для России, и обходится Западу она всего лишь в деньги, которые, к тому же, та же самая Украина, независимо от персонального состава власти, будет обязана возвращать. Украина является проблемой для Европы, не даёт возможности для быстрого сближения с Россией, что устраивает США. Для самой России она является военной угрозой, реализовать которую не даёт героическое сопротивление Донбасса.
И никто, кроме России, не думает о будущем этой территории. Понятно, что после войны это будет федеративное устройство, с укрупнёнными территориями, как планировалось ещё в начале 2000-х: Новороссия, Малороссия, Галицкая Русь, Карпатская Русь. Отдельные крупные города - Екатеринослав (Днепропетровск), Одесса, Харьков, Львов - получат самоуправление. Двойное гражданство, и так существующее фактически, два государственных языка. Экономическое возрождение того, что осталось, невозможно без вступления в ЕврАзЭС, потому что единственный итог сотрудничества с ЕС Украины и Молдавии - разорение. Большой вопрос вызывает создание нового аппарата управления, независимо от того, будут ли это эмигранты из Москвы, или выдвиженцы с мест, главная опасность - чтобы снова не начали играть в игру «сидеть на двух стульях». Так что работа после победы предстоит большая, но такое в истории на этой территории бывало уже не раз.

- Перспектива ввода миротворцев на Донбасс обсуждается достаточно давно. Российская сторона уже сообщала о согласии на предложение канцлера Германии вводить миротворческий контингент не только на линию соприкосновения, а на всю территорию Донбасса. Насколько можно доверять гарантиям европейских партнёров (даже заверенному подписями на бумаге), стоит спросить у «ростовского сидельца» Януковича. Вероятность, что европейцы попытаются повторить югославский сценарий, слишком велика. Существуют ли способы «принуждения к честности»?

- Никаких гарантий в соблюдении такого соглашения нет. Вся разница в отношении к этому вопросу в том, что для России это способ снизить военную активность и уменьшить страдания людей, а для Запада - способ создать условия для проведения карательной операции. Стороны прекрасно понимают намерения друг друга и потому в этом вопросе - тупик. Запад, и прежде всего США, рассматривает возможность «умиротворить» Донбасс, залив его кровью, как способ спровоцировать кризис уже в самой России, чтобы добиться смены правящих сил. Потому за ритуальными формулами о возвращении Крыма и Донбасса скрывается совсем иное намерение, которое не представляет секрета.
Но за всей этой сложной политической игрой стоят жизни жителей Донецка и Луганска, живущих четвёртый год под бомбёжками и обстрелами, потерявших всё и всё равно не сдающихся. Такое под силу немногим, и потому они заслуживают уважения и поддержки, а также права самим определять свою судьбу.

Натовские инструкторы не просто подготовили украинскую армию, они явно руководят целыми подразделениями на Донбассе, но пока им открытое столкновение не нужно.

Экономическое возрождение того, что осталось, невозможно без вступления в ЕврАзЭС, потому что единственный итог сотрудничества с ЕС Украины и Молдавии - разорение.

Торговая война заставляет европейцев наконец-то осознать свои естественные интересы - союз с Россией, но если конфликт начнётся именно сейчас, то начавшееся сближение будет остановлено.

Запад, и прежде всего США, рассматривают возможность «умиротворить» Донбасс, залив его кровью, как способ спровоцировать кризис уже в самой России.

Николай ФИЛИППОВ.