Менеджер по управлению стадом

Как в крымских степях пасут баранов узбекские чабаны

12 Май 2018 1453
Баранов и овец гоняют палкой из пластиковых бутылок.
Баранов и овец гоняют палкой из пластиковых бутылок.

«Чо! Чо!» Так кричит чабан Камиль из Узбекистана. Он приезжает на заработки в Крым уже несколько лет. Пасёт баранов с удовольствием и даже говорит, что у него есть своя любимая отара. Под разноголосое «беееее» и «мееее» он рассказывает о том, почему приехал к нам на полуостров.

Рабочий день у Камиля начинается в 5.50 утра. Он выгоняет первую отару ещё до первых лучей солнца. Примерно через 10-15 минут идёт за второй.
В степи перед Сивашём его подопечные выглядят, как большие валуны. Бараны, добравшись до сочной травы, стоят неподвижно. Это первая отара, которую уже вывел в поле Камиль. В ней взрослые бараны, почти нет малышей. Как только мы приближаемся, они начинают разбегаться в разные стороны. Вторая отара совершенно другая. В ней много ягнят, они жмутся друг к другу, стараются не отрываться от взрослых.
- Мы гоняем их далеко, за два километра, - рассказывает по дороге Камиль. - Там трава хорошая, им нравится, да и поле большое. Утром выводим их и гоним потихоньку. Так, чтобы постояли, покушали, дальше пошли. Кушать им надо по дороге. А вот во второй отаре, я когда пришёл в начале марта, такие маленькие все были, а сейчас смотрите, как подросли.
Камиль живёт в Узбекистане, к нам он приезжает в марте и остаётся до декабря. Потом говорит, что «как начальник отпустит», так и едет домой. На родине работа у него одна может быть - строительство. Заниматься им не очень хочется, а семью кормить надо. У чабана двое сыновей, их нужно женить. Так что работа в Крыму для него - приличный заработок. Хотя сколько получает, он не говорит, не положено. Но гость из далёкой солнечной страны всем доволен.
- Я сам из Намангана, вот в молодости у вас служил в армии в Севастополе, - делится подробностями своей биографии Камиль. - Помню, как мы в Алушту ездили, ещё в разные города. Дома работать мне не так хорошо, а тут мы договор заключаем, а потом на самолёте прилетаем.
По дороге он рассказывает больше о своей отаре, чем о себе. Радуется, что не было волков, жалеет «маленький барашка», которые могут отбиваться от мамы. Добавляет, что в 7.30 утра все отары уже в кошарах. Солнце бараны не любят, им тяжело. Остаются в кошарах отары и тогда, когда идёт сильный дождь. Малыши в такую погоду могут заболеть.
Работа у Камиля ответственная. Он должен раз в месяц пересчитывать баранов и овец, следить за тем, чтобы все были на месте. К слову, сто голов - это маленькая отара для опытного чабана. Так что подсчёт голов может быть очень даже сложным.
И это не считая рисков. Баранов нужно защищать от хищников, следить за тем, чтобы они не болели. По сути, многие чабаны - полевые ветеринары. Они в наших крымских степях главные. Ведь именно от них зависит, будет ли овцеводство, когда-то востребованное в
Крыму, снова таким же актуальным.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.