Последние аплодисменты «Соколу»
74 года назад в Симферополе простились с актёрами театра
Конечно, не только с актёрами Александрой Перегонец, Зоей Яковлевой, Дмитрием Добросмысловым: среди казнённых фашистами были и машинист сцены Павел Чечёткин, и костюмер Илья Озеров, и уборщица Прасковья Ефимова, и художник Николай Барышев, и его ученик Олег Савватеев - подпольщики из Крымского государственного театра (ныне Крымский академический театр имени М. Горького). Группа «Сокол». Патриоты погибли за три дня до освобождения Симферополя. 23 апреля город прощался с ними в Пионерском саду (ныне сквер Победы) и провожал в последний путь аплодисментами.
Бороться ради жизни
Коллектив должен был эвакуироваться, но не успели на последний теплоход, уходящий из Ялты, - на «Армению», что погибла вскоре после отхода от берега. Всеми силами старались оттянуть время, чтобы не работать на врагов, тем более после того, как в декабре 1941-го казнили Якова Борисовича Смоленского - за то, что исполнял роль Ленина, в феврале 1942-го - Анатолия Ивановича Добкевича, отказавшегося быть фашистским бургомистром города. Для его жены Александры Фёдоровны Перегонец, для Николая Андреевича Барышева, оставленного для подпольной работы, выбор был уже очевиден - бороться ради жизни Родины. Начали с переписки сводок Совинформбюро, которые собирали супруги Зоя Павловна Яковлева и Дмитрий Константинович Добросмыслов, в чьей квартире поселился фашистский офицер: пока тот был на службе, они слушали в его комнате приёмник. Листовки со сводками расклеивал 15-летний Олежка, Олег Алексеевич Савватеев, отрывая крошки от маленького кусочка повидла, который работающим давали вместе с 50 граммами хлеба и тарелкой супа-бурды. Суп и хлеб мальчуган относил болеющей маме, а повидло - в дело: специально, чтобы враги не могли связать листовки с театром, не использовал клейстер, которым приклеивал афиши.
Да, театр, названный фашистами Симферопольский театр драмы и комедии, в мае 1942-го начал работать. Но не ради того, чтобы доставлять удовольствие фашистам (ни одного антисоветского спектакля не поставили!), не ради скудных пайков, у них была иная цель: борьба. Под прикрытием созданной Александрой Перегонец театральной студии удавалось спасать молодёжь от угона на работы в Германию. Среди студийцев по просьбе Николая Барышева оказалась и Наташа (Татьяна Овсюг), радистка-шифровальщица, направленная с Большой земли для установления связи с Крымским подпольем и партизанами. Именно она потом помогала слушать сводки Совинформбюро, передавала в центр данные, которые удавалось разведать членам группы «Сокол» - такое подпольное имя было у Николая Барышева. «Сокол», «соколик» - так его ещё до войны называла Прасковья Тарасовна Ефимова - связная между их группой и подпольщиками Луки (Степана Васильевича Урадова).
А ещё тётя Паша, как звали её в театре, передавала партизанам тёплые вещи, связанные Зоей Яковлевой; лекарства, добытые Александрой Перегонец и также оставленным для подпольной работы профессором-отоларингологом Александром Александровичем Потаповым. Отлично знавший немецкий, Дмитрий Добросмыслов легко находил контакт с фашистскими офицерами, умело выведывая нужные сведения. Илья Никитович Озеров был отличным конспиратором; Павел Ипполитович Чечёткин осенью 1943-го, когда наши войска уже заняли плацдармы на Перекопе, Сиваше и Эльтигене, спас от уничтожения 5 тысяч театральных костюмов, замуровав их в одной из комнат.
Спасая театр
Всего в подпольной группе было около 60 человек, немало молодёжи, как, например, студиец Владлен Батаев (он тоже погибнет за три дня до освобождения города), дочь Прасковьи Ефимовой - Тамара. Они доставали оружие, вещи и продукты для партизан, распространяли листовки, переправляли в лес людей из расстрельных списков, организовали 45 диверсий, собирали информацию о военных объектах немцев - особенно отличался Олег Савватеев. Юркий мальчишка проник даже в дом, где квартировали фашисты, похитив документы. Разведданные Николай Барышев нанёс на составленную карту Симферополя. Один экземпляр передали на Большую землю, другой остался у командования Крымского партизанского движения. Незадолго до гибели составил ещё одну карту - заминированных врагом зданий. Во многом благодаря этому нашей авиации удавалось точно уничтожать вражеские объекты, а подпольщикам в апреле 1944-го спасать симферопольские дома.
Подпольщики группы - костюмер Елизавета Яковлевна Кучеренко и бутафор Андрей Сергеевич Карлов, молодая женщина и старейший сотрудник, чудом избежавшие ареста, спасли театр. Отступая, фашисты подожгли киоск, стоящий рядом, огонь перекинулся на театральное здание. Подпольщики и прибежавший на помощь рабочий сцены Яков Бугаенко смогли потушить пламя. Что враг захочет всё-таки уничтожить театр, группа «Сокол» понимала: именно поэтому до последнего, когда уже начались по чьему-то предательству аресты (первым 10 марта схватили Владлена Батаева, 13-го - Прасковью Ефимову и Павла Чечёткина), не уходили в лес. У большинства в городе оставались семьи - пожилые родители, дети, а главное: театр. «Наша группа должна оставаться здесь до последнего момента, - говорил Дмитрий Добросмыслов - Без нас немцы могут сделать с театром всё что угодно». Его и Зою Яковлеву схватили 18 марта, в тот же день арестовали и Александру Перегонец, 19-го - Николая Барышева, Илью Озерова и Олега Савватеева. Пытки, пытки, пытки…. 10 апреля повезли на расстрел в деревню Бутки (так до августа 1944-го называлось село Дубки). Наша газета, тогда «Красный Крым», писала: «Все были расстреляны в затылок, только одному Дмитрию Добросмыслову, который, видно, обернулся и крикнул что-то в лицо врагам, пуля вошла спереди и раздробила челюсть. У Александры Перегонец были обуглены ноги; тело шестнадцатилетнего Олега Савватеева было изодрано клыками собак, ладони пробиты гвоздями. Николай Барышев в последний миг смог выдернуть руки из проволоки и обнял ученика, так они вместе и лежали».
Их похоронили 23 апреля на Первом гражданском кладбище, что за нынешним стадионом «Локомотив». О деятельности группы рассказано в нескольких фильмах, в их театре есть спектакль «Они были актёрами», удостоенный в 1977 году Госпремии СССР. А вот сами герои не награждены до сих пор… Они боролись и погибли не ради наград, конечно, - ради Родины. Помните их, симферопольцы.
Кстати
Группа «Сокол» готова была взорвать здание театра (несколько ящиков со взрывчаткой были замурованы в подвале), но только вместе с Адольфом Гитлером - по поручению центра была разработана операция «Премьера». Фашисты начали строить мост через Керченский пролив, чтобы проложить себе транспортную магистраль для переправки нефти - планировали захватить месторождения на Кавказе. На открытие собирался приехать и фюрер, а его любимая актриса, по совместительству - советская разведчица Ольга Чехова, должна была уговорить посетить драмтеатр в Симферополе. Но планы врага сорвало наше наступление осенью 1943-го. То, что уже успели построить, они сами же и подорвали в декабре.