Последние аплодисменты «Соколу»

74 года назад в Симферополе простились с актёрами театра

24 Апрель 2018 3160
Николай Барышев, Дмитрий Добросмыслов, Прасковья Ефимова, Илья Озеров (первый ряд, слева направо), Александра Перегонец, Олег Савватеев, Павел Чечёткин, Зоя Яковлева.
Николай Барышев, Дмитрий Добросмыслов, Прасковья Ефимова, Илья Озеров (первый ряд, слева направо), Александра Перегонец, Олег Савватеев, Павел Чечёткин, Зоя Яковлева.

Конечно, не только с актёрами Александрой Перегонец, Зоей Яковлевой, Дмитрием Добросмысловым: среди казнённых фашистами были и машинист сцены Павел Чечёткин, и костюмер Илья Озеров, и уборщица Прасковья Ефимова, и художник Николай Барышев, и его ученик Олег Савватеев - подпольщики из Крымского государственного театра (ныне Крымский академический театр имени М. Горького). Группа «Сокол». Патриоты погибли за три дня до освобождения Симферополя. 23 апреля город прощался с ними в Пионерском саду (ныне сквер Победы) и провожал в последний путь аплодисментами.

Бороться ради жизни

Коллектив должен был эвакуироваться, но не успели на последний теплоход, уходящий из Ялты, - на «Армению», что погибла вскоре после отхода от берега. Всеми силами старались оттянуть время, чтобы не работать на врагов, тем более после того, как в декабре 1941-го казнили Якова Борисовича Смоленского - за то, что исполнял роль Ленина, в феврале 1942-го - Анатолия Ивановича Добкевича, отказавшегося быть фашистским бургомистром города. Для его жены Александры Фёдоровны Перегонец, для Николая Андреевича Барышева, оставленного для подпольной работы, выбор был уже очевиден - бороться ради жизни Родины. Начали с переписки сводок Совинформбюро, которые собирали супруги Зоя Павловна Яковлева и Дмитрий Константинович Добросмыслов, в чьей квартире поселился фашистский офицер: пока тот был на службе, они слушали в его комнате приёмник. Листовки со сводками расклеивал 15-летний Олежка, Олег Алексеевич Савватеев, отрывая крошки от маленького кусочка повидла, который работающим давали вместе с 50 граммами хлеба и тарелкой супа-бурды. Суп и хлеб мальчуган относил болеющей маме, а повидло - в дело: специально, чтобы враги не могли связать листовки с театром, не использовал клейстер, которым приклеивал афиши.
Да, театр, названный фашистами Симферопольский театр драмы и комедии, в мае 1942-го начал работать. Но не ради того, чтобы доставлять удовольствие фашистам (ни одного антисоветского спектакля не поставили!), не ради скудных пайков, у них была иная цель: борьба. Под прикрытием созданной Александрой Перегонец театральной студии удавалось спасать молодёжь от угона на работы в Германию. Среди студийцев по просьбе Николая Барышева оказалась и Наташа (Татьяна Овсюг), радистка-шифровальщица, направленная с Большой земли для установления связи с Крымским подпольем и партизанами. Именно она потом помогала слушать сводки Совинформбюро, передавала в центр данные, которые удавалось разведать членам группы «Сокол» - такое подпольное имя было у Николая Барышева. «Сокол», «соколик» - так его ещё до войны называла Прасковья Тарасовна Ефимова - связная между их группой и подпольщиками Луки (Степана Васильевича Урадова).
А ещё тётя Паша, как звали её в театре, передавала партизанам тёплые вещи, связанные Зоей Яковлевой; лекарства, добытые Александрой Перегонец и также оставленным для подпольной работы профессором-отоларингологом Александром Александровичем Потаповым. Отлично знавший немецкий, Дмитрий Добросмыслов легко находил контакт с фашистскими офицерами, умело выведывая нужные сведения. Илья Никитович Озеров был отличным конспиратором; Павел Ипполитович Чечёткин осенью 1943-го, когда наши войска уже заняли плацдармы на Перекопе, Сиваше и Эльтигене, спас от уничтожения 5 тысяч театральных костюмов, замуровав их в одной из комнат.

Спасая театр

Всего в подпольной группе было около 60 человек, немало молодёжи, как, например, студиец Владлен Батаев (он тоже погибнет за три дня до освобождения города), дочь Прасковьи Ефимовой - Тамара. Они доставали оружие, вещи и продукты для партизан, распространяли листовки, переправляли в лес людей из расстрельных списков, организовали 45 диверсий, собирали информацию о военных объектах немцев - особенно отличался Олег Савватеев. Юркий мальчишка проник даже в дом, где квартировали фашисты, похитив документы. Разведданные Николай Барышев нанёс на составленную карту Симферополя. Один экземпляр передали на Большую землю, другой остался у командования Крымского партизанского движения. Незадолго до гибели составил ещё одну карту - заминированных врагом зданий. Во многом благодаря этому нашей авиации удавалось точно уничтожать вражеские объекты, а подпольщикам в апреле 1944-го спасать симферопольские дома.
Подпольщики группы - костюмер Елизавета Яковлевна Кучеренко и бутафор Андрей Сергеевич Карлов, молодая женщина и старейший сотрудник, чудом избежавшие ареста, спасли театр. Отступая, фашисты подожгли киоск, стоящий рядом, огонь перекинулся на театральное здание. Подпольщики и прибежавший на помощь рабочий сцены Яков Бугаенко смогли потушить пламя. Что враг захочет всё-таки уничтожить театр, группа «Сокол» понимала: именно поэтому до последнего, когда уже начались по чьему-то предательству аресты (первым 10 марта схватили Владлена Батаева, 13-го - Прасковью Ефимову и Павла Чечёткина), не уходили в лес. У большинства в городе оставались семьи - пожилые родители, дети, а главное: театр. «Наша группа должна оставаться здесь до последнего момента, - говорил Дмитрий Добросмыслов - Без нас немцы могут сделать с театром всё что угодно». Его и Зою Яковлеву схватили 18 марта, в тот же день арестовали и Александру Перегонец, 19-го - Николая Барышева, Илью Озерова и Олега Савватеева. Пытки, пытки, пытки…. 10 апреля повезли на расстрел в деревню Бутки (так до августа 1944-го называлось село Дубки). Наша газета, тогда «Красный Крым», писала: «Все были расстреляны в затылок, только одному Дмитрию Добросмыслову, который, видно, обернулся и крикнул что-то в лицо врагам, пуля вошла спереди и раздробила челюсть. У Александры Перегонец были обуглены ноги; тело шестнадцатилетнего Олега Савватеева было изодрано клыками собак, ладони пробиты гвоздями. Николай Барышев в последний миг смог выдернуть руки из проволоки и обнял ученика, так они вместе и лежали».
Их похоронили 23 апреля на Первом гражданском кладбище, что за нынешним стадионом «Локомотив». О деятельности группы рассказано в нескольких фильмах, в их театре есть спектакль «Они были актёрами», удостоенный в 1977 году Госпремии СССР. А вот сами герои не награждены до сих пор… Они боролись и погибли не ради наград, конечно, - ради Родины. Помните их, симферопольцы.

Кстати

Группа «Сокол» готова была взорвать здание театра (несколько ящиков со взрывчаткой были замурованы в подвале), но только вместе с Адольфом Гитлером - по поручению центра была разработана операция «Премьера». Фашисты начали строить мост через Керченский пролив, чтобы проложить себе транспортную магистраль для переправки нефти - планировали захватить месторождения на Кавказе. На открытие собирался приехать и фюрер, а его любимая актриса, по совместительству - советская разведчица Ольга Чехова, должна была уговорить посетить драмтеатр в Симферополе. Но планы врага сорвало наше наступление осенью 1943-го. То, что уже успели построить, они сами же и подорвали в декабре.

Наталья ПУПКОВА.