Отец Киприан: В рай я не попадал, а в аду побывал

6 Апрель 2018 2591
Отец Киприан на встрече с семинаристами и гимназистами.
Отец Киприан на встрече с семинаристами и гимназистами.

Его невозможно не выделить в толпе. И не только из-за облачения и роста, о котором говорят: «исполинский». Человек с пронзительными, лучистыми глазами и седой бородой напоминает обликом героев русских былин. На свои шестьдесят совсем не тянет. По походке и не скажешь, что вот уже двадцать лет передвигается на протезах.

Из военных в монахи

Идя на встречу с известным человеком, знакомишься с его биографией. Да простится мне столь громкое заявление, но мне она показалась житием.
А поговорив с отцом Киприаном, в этом мнении укрепилась: всё в его земном бытовании указывает на избранность Божию. Успешный политик, социально активный человек вдруг исчезает на девять лет из публичного пространства. И появляется совсем в ином внешнем облике и с другим внутренним содержанием. На вопрос, что с ним было, отвечает коротко: «Учился быть христианином».

- К вам обращаться отец Киприан или Валерий Анатольевич?

- Как вам удобно. От имени, которым при рождении наречён, и от отеческого не отрекаюсь. Более привычное теперь и отвечающее моему образу жизни и мыслей - отец Киприан. С мирским не порвал: хочу что-то полезное сказать людям, особенно молодым. Не поучаю, а научаю тому, что сам считаю главным для каждого человека, земной путь которого короток, а жизнь - вечная.

- Служба в Афганистане - ваш выбор.

- Да, я добился сам этого. Хотел служить рядом с отцом, военным лётчиком. Но не довелось. Анатолий Иванович Бурков погиб за несколько дней до возвращения на Родину и до моего приезда. Спасая другой экипаж, сгорел в подбитом душманами вертолёте во время боевой операции. Один из всего своего экипажа - последним покидал вертолёт. За 12 дней до гибели написал брату в стихах письмо-завещание, в котором вспомнил всех, словно прощался. В нём есть такие слова: «Не жалей, мама. Я горел, я горю и сгораю, но не будет стыда за меня».

- Какие отцовские уроки усвоили на всю жизнь?

- Он научил меня служить Родине. Сызмальства слышал: «Сам погибай, а товарища выручай». Отец жил по этому принципу и мне его завещал. Учил меня именно тому, чему учит христианство: самопожертвованию, служению, любви к ближнему. Это слова Господа: служите друг другу с любовью. Долго длилось в нашей стране безбожное время, но в духовной наследственности сохранилось христианство. Когда я уезжал на Дальний Восток служить, бабушка мне дала листок, на котором раз двадцать было слово «Совесть»: живи по совести, не иди против совести, слушай совесть и так далее. Вот по этим Божьим заветам, о которых впервые услышал от отца и бабушки, и стараюсь жить. Примером для меня с детства были герои Великой Отечественной войны. Николай Гастелло, направивший горящий самолёт на вражескую колонну танков. Александр Матросов, грудью закрывший амбразуру, чтобы спасти товарищей. Алексей Маресьев, который, оставшись без ног, вернулся в строй лётчиков. Думаете, у меня не было отчаяния, когда остался без ног? Ещё какое! Кому я теперь нужен, кроме матери? Кто за меня замуж пойдёт? А когда в академии учился, ребята завидовали: все лучшие девчонки на тебя смотрят. Одна из лучших, не знавшая сначала, что я безногий, спросила у ребят, почему этот парень не танцует. Они просветили. И услышали: значит, это мой. Она и стала женой.

Дела мирские

- Вы были советником Бориса Ельцина. Значит, и его сторонником?

- Даже не голосовал за него никогда! И в застолье за него рюмку не пил. Потому что считал его разрушителем. Волею Божией я оказался советником президента не потому, что я входил в его политическую команду и стремился к власти, а потому что инвалид всегда поймёт трудности таких же людей.
И деятельность у меня не политическая, а общественная. Сначала во Всероссийском обществе инвалидов, в Координационном комитете по делам инвалидов при президенте, который был создан по моей инициативе. Советником после этого стал.

- А как оказались в бизнесменах?

- Я никогда не стремился к деньгам. Но помимо моей воли случилось так, что оказался собственником огромного торгового дома в пять тысяч квадратных метров. Мне его просто передали в руки. Это уже когда я ушёл с должностей государственных, с военной службы. Несколько лет успешно занимался бизнесом.

- И что же заставило бросить это перспективное дело?

- Перспективное - это смотря для чего….  Я душой ощутил, что жизнь по формуле «товар-деньги-товар» меня просто убивает. Душа черствеет, окаменевает. Я испугался, что могу стать бездушным человеком. А мне важно, что внутри. Главное - не впустить в свою плоть и кровь духов злобы, себялюбия, равнодушия. Дьявол, враг наш, ведёт с нами борьбу, вселяя в нас помыслы греховные. Мешает тому, чего хочет Бог, - чтобы мы были, как он.

- Вы не раз, как и все мы, стояли перед выбором. Сделав его, ни разу не усомнились в правильности?

- Сожаление у меня только об одном: о совершённых грехах. И ни о чём другом. В том числе и о том, что остался без ног. С ногами у меня была бы совсем другая жизнь, другая судьба. Жизненный поворот помог мне кое-что сделать полезное для других. Например, установить День людей с ограниченными физическими возможностями я предложил на Генеральной ассамблее ООН от имени Российской Федерации. И теперь он ежегодно отмечается 3 декабря. Встречаюсь с молодёжью, надеясь, что мой жизненный опыт, моё понимание предназначения человека на Земле поможет «выбирающим житьё» дров не наломать.

- Вы могли бы это делать и не монахом. Почему же именно эту стезю выбрал успешный во всех отношениях в миру человек?

- Меня Бог призывал часто, но я не откликался. И, когда я должен был стать губернатором Курганской области, Господь решил, что пора убедить.
И послал скорби, которые понудили поехать в Саввино-Сторожевский монастырь.  Нужен был человек, как говорится, не от мира сего, чтобы ответить на мои вопросы.
И монахи мне всё разъяснили. Но я и после этого два года размышлял - дружить с Богом или нет? И тогда Господь дал мне брань с духами злобы - с экстрасенсами. У меня трижды была клиническая смерть, и опыт посмертной жизни теперь знаю не понаслышке. В рай я не попал, а в аду побывал. Но и Божию любовь испытал. И в посмертном состоянии, и в обычном. И это превышает любые радости, любые удовольствия, которые мы можем получить в этой жизни. Без Бога счастья быть не может. Почёт, уважение, любовь родных - всё было, но была внутри пустота. А пустота - это состояние Богооставленности. Только наполнившись Божественным светом, становишься счастливым человеком. Это постоянное состояние, если ты соединился с Богом. И монашество - самый короткий к этому путь.

- Но не все ведь могут уйти в монастырь….

- И не надо. Монашество - это внутренняя жизнь, прежде всего. Можно быть и не в рясе, но быть внутри монахом. А можно быть в рясе и не быть монахом. Я решился на это после того, как выполнил все обязательства перед семьёй. Близкие поняли и приняли мой выбор. И теперь я - счастливый человек. Во время рукоположения через меня столб благодати прошёл. Уединения пока не получается. Встречаюсь с людьми по благословению Божиему. Пишу песни и исполняю их, когда просят. Иногда пишу музыку на чужие стихи.

- Об афганской войне суждения неоднозначные. И вас, думаю, спрашивают - ради чего?

- Отвечу словами из своей песни: «Может, чтобы жизнь понять, Надо раз лишь повидать Окровавленные книжки у убитого мальчишки, не умевшего читать.… Что же я сумел понять? Как ответить, что сказать? Да, за счастье ребятишек, пусть чужой страны детишек, Стоит жить и умирать».
И сейчас наши военнослужащие в Сирии отдают свои жизни за счастье ребятишек другой страны.

- Вы как-то признались, что не находили общего языка с выросшим сыном. А сейчас как?

- Всё наладилось. С помощью молитвы за него. Когда дети маленькие, им надо как можно больше говорить о Боге. А когда они выросли, как можно больше с Богом говорить о них.
О подвиге Валерия Анатольевича Буркова написано немало во всех подробностях. Поэтому наш разговор - о волнующем его сегодня. Человек с огромным жизненным опытом продолжает не только учить, но учиться. Сразу в двух вузах. В одном - на психолога, в другом - на педагога.
Отец Киприан никогда не снимает с монашеского подрясника «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, выполняя наказ своего духовника.

 

Досье

Герой Советского Союза Валерий Анатольевич Бурков (монах Киприан) родился 26 апреля 1957 года в Шадринске Курганской области. После окончания Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов служил на Дальнем Востоке, затем в ограниченном контингенте советских войск в Демократической Республике Афганистан. В апреле 1984 года во время боевой операции Валерий Бурков был тяжело ранен, потерял обе ноги. На протезах вернулся в строй и после окончания военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина продолжил службу в Главном штабе ВВС. Был советником президента РСФСР и председателем Координационного комитета по делам инвалидов. В 2016 году принял монашеский постриг. Но от мирской жизни не отгородился. Участвует в программе «Всероссийский диалог с героями», в рамках которой побывал и в Крыму.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.