Непризнанный подвиг

Морской таран лётчиков-торпедоносцев

31 Март 2018 1711

Они погибли ровно 75 лет назад, 31 марта 1943-го, четыре лётчика-торпедоносца, защитника Крыма. Точное место гибели неизвестно - Чёрное море от Евпаторийского побережья до севастопольского мыса Лукулл. Факт гибели видели другие лётчики, но вот координаты не зафиксировали. И подвиг экипажа - таран фашистского транспорта - остался, по сути, непризнанным, забытым.

Четвёрка героев

Их было четверо в экипаже «Ил-4» дальнего бомбардировщика 2-й эскадрильи 5-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка: два гвардии капитана - командир Виктор Николаевич Беликов и штурман Василий Пантелеевич Овсянников, два воздушных стрелка - гвардии старший сержант Григорий Павлович Северин и гвардии младший сержант Григорий Никифорович Зыгуля. Старшему - 27 лет, младшему - 21. Командир Беликов - севастополец, его не дождались родители Николай Иванович и Ирина Никифоровна, жена Евгения Сергеевна. Остальные лётчики из Ворошиловградской (Луганской) и Полтавской областей не успели жениться до вой­ны, но и их ждали: штурмана Овсянникова - родители Пантелей Иванович и Степанида Павловна, стрелков Северина - отец Павел Семёнович, Зыгулю - сестра Полина Никифоровна. Данные указаны в донесении о безвозвратных потерях полка, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны России. А ещё скупые строки о сержантах: «Погиб при выполнении боевого задания».
У офицеров чуть больше: «Был подбит зенитной артиллерией противника и на горящем самолёте врезался в транспорт противника. Проявил героизм и мужество». Это единственное официальное признание их героизма.
В год 20-летия Победы со страниц «Крымской правды» к ветеранам-лётчикам обратился участник Великой Отечественной В. Ерёменко с просьбой «подробнее рассказать о бесстрашных соколах». Он же и напомнил крымчанам о подвиге.
«Утром 31 марта 1943 года наша авиаразведка в районе Евпатории обнаружила большой вражеский транспорт, писала наша газета. По тому, как он охранялся сторожевиками, можно было предположить: фашисты очень дорожат грузом трюмов. Четыре тяжёлых торпедоносца - старшего лейтенанта Минакова, капитанов Бесова, Фёдорова, Беликова - легли на заданный курс. Атака. Увы, торпеды не достигают цели. Фашисты открыли мощный заградительный огонь, и лётчикам не удаётся зайти на прицельное торпедирование». Прорваться удалось лишь экипажу Беликова, но самолёт был подбит. Объятый огнём, оставляя длинный шлейф чёрного дыма, самолёт с короткой дистанции торпедировал транспорт. Но и машину уже не спасти. «Умрём с честью», - решает экипаж. Самолёт, управляемый твёрдою рукой, словно огненный меч врезается во вражеский транспорт.

Две группы

Подробности вылета позже описал Василий Минаков, за освобождение Крыма ставший Героем Советского Союза. Оказалось, что, вылетев с аэродрома в Гудауты (Абхазия), лётчики в небе над Крымом разделились в районе Алушты, решив дать две атаки: Минаков и ведущий группы Бесов повели самолёты к Севастополю, а пара Фёдоров и Беликов направилась к мысу Тарханкут. Возможно, и атаковали они разные транспортные конвои. Капитан Валерий Фёдоров, наблюдавший гибель экипажа Беликова, рассказывал: «Обойдя морем Тарханкут, прошли до Ак-Мечети. Не обнаружив там плавсредств, Беликов решил лететь через сушу к Евпатории. Выскочили в море между мысом Лукул и Евпаторией и сразу обнаружили конвой. С ходу, со стороны берега атаковали. Но корабли открыли такой огонь... От прямого попадания в бензобак правого крыла факелом вспыхнул самолёт Беликова. Сделав горку, он перескочил через быстроходную баржу, сбросил торпеду, а затем сам устремился горящей стрелой на транспорт». На доклад об этом командующий ВВС Черноморского флота Василий Ермаченков сказал: «Надо проверить, достиг ли горящий самолёт цели».
О результатах проверки, увы, ничего не известно, данные о потопленных вражеских судах в этот день тоже разнятся. Видимо, не простили лётчикам и того, что группа разделилась, позволив воздушному наблюдению фашистов оповестить корабли и подготовиться к атаке. Во всяком случае, за подвиг героический экипаж так и не наградили.
Хотя на счету экипажа Виктора Беликова было к тому времени более 130 вылетов, участвовали в обороне Одессы и Севастополя, неоднократно бомбили румынские Плоешти, Констанцу (в том, что полку в 1944-м присвоено почётное наименование Констанцский, есть и их заслуга), наносили удары по врагу в Керчи и Ялтинском порту, помогали крымским партизанам, сбрасывая продовольствие и боеприпасы. Виктор Беликов награждён двумя орденами Красного Знамени, Василий Овсянников, Григорий Северин и Григорий Зыгуля - орденами Красного Знамени и Красной Звезды. За три дня до гибели экипаж выполнил разведку в бухты Севастополя, где обнаружил большое скопление фашистских судов. 30 марта 1943-го по итогам этой разведки Совинформбюро передало: «Авиация Черноморского флота наносила удары по транспортам и десантным средствам противника в районе Севастополя. В результате ряда атак были потоплены и повреждены три транспорта, две десантные баржи и много малых судов».
Героев, совершивших воздушный морской таран над Чёрным морем, не наградили. Хотя, даже если и не причинили они большого вреда вражескому судну, решиться на такой шаг может далеко не каждый. Уже за мужество и решительность четыре торпедоносца 5-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка, погибшие 31 марта 1943-го, достойны памяти крымчан.

Наша справка

Авиаполк был сформирован на аэродроме Сарабуз (Гвардейское) в 1939 году как 2-й минно-торпедный. Несколько экипажей полка участвовало в войне с белофиннами, а перед Великой Отечественной эскадрильи базировались на аэродромах Сарабуз и Карагоз (Первомайское), с ходу вступив в борьбу с врагом.
В сентябре 1942 года «за проявленную отвагу, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава», проявленные при обороне Севастополя, полк преобразован в 5-й Гвардейский минно-торпедный авиационный полк. Участвовал в освобождении Крыма.
Позже авиационный полк назывался 5-й Гвардейский тяжёлобомбардировочный специального назначения, 5-й гвардейский отдельный морской ракетоносный. Расформирован в 1994 году.

Наталья ПУПКОВА.