Взрывы в мирное время

Жители села Межгорье борются против карьера

22 Март 2018 1190
Скалы в сёлах могут начать обваливаться после первых взрывов.
Скалы в сёлах могут начать обваливаться после первых взрывов.

Вода уйдёт, скалы обвалятся на дома жителей, дети заболеют лёгочными недугами. Всё это ждёт жителей сёл Межгорье, Пасечное и Овражки Белогорского района в ближайшее время. Они в этом уверены на 100%. Причина их бед - Баксанский карьер. Недавно в нём снова появилась техника, что для людей означает только одно: катастрофа близко.

Деньги - превыше всего

Анна и Владимир, жители села Межгорье Белогорского района, бьют тревогу. Несколько лет назад они приехали из Красноярска в наш гостеприимный Крым. Причина была банальной: плохая экология у них дома создавала угрозу жизни и здоровью. Тёплый, красивый полуостров казался спасением. Внезапно оказалось, что и в Крыму уже думают только о деньгах, а не об экологии. Наш прекрасный полуостров, видимо, кто-то хочет превратить в сырьевой придаток масштабных строек: от трассы «Таврида» до новых жилых микрорайонов.
Сёла Межгорье и Пасечное много лет считаются лучшим местом для начала пешеходных маршрутов. За ними - живописные горы. Но пеший туризм денег не приносит. Куда выгоднее снова открыть Баксанское месторождение флюсовых известняков и пород, необходимых для изготовления щебня.
- Карьер тут был ещё в 70-ые годы при Советском Союзе, - рассказывает Владимир. - Мы много слышали от старожилов сёл, к чему это привело. Тогда взрывы ухудшили экологическую ситуацию в округе. Начали падать камни со скалы, ушла вода из колодцев, река Бурульча стала мелеть на глазах. Карьер решили закрыть, взрывы запретить, но совершенно неожиданно мы узнали, что его снова открывают. Более того, территория может быть увеличена в несколько раз!
Анна Колмакова рассказывает, что изначально добыча велась с нарушениями. Санитарная зона должна составлять 500 метров, а до домов села Пасечного тут всего 100 метров. Разница существенная. Причём даже если бы было выдержано 500 метров, это всё равно бы не спасло от проблем. Рядом с Баксанским карьером находится ещё один - карьер Ароматный. Взрывы от него слышны по всей округе.
- У людей окна трясутся, как только начинаются взрывы, - добавляет Анна. - У нашего знакомого, по его словам, даже крыша приподнималась. У него в то время гости были, спросили, откуда такие страшные взрывы в мирное время.
Анна поясняет, что взрывать - дешевле, чем работать по-тихому. В соседнем карьере поначалу шума слышно не было, а потом у рабочих поломалась техника. Починка техники, увы, дороже взрывчатки.
- Мы знаем, что раньше, когда работал карьер, падали камни и убивали животных, хорошо хоть не людей, - говорит Владимир. - Кроме того, нельзя забывать, что карьер - это пыль и грязь. Посмотрите на наше живописное село. Если его завалит пылью, кто сюда приедет? А как будут жить местные? Начнут болеть лёгочными болезнями?

Терпите до «Тавриды»

Как водится в Крыму последние годы, разрешения на разработку карьера есть. Все бумаги в порядке, казалось бы, волноваться не о чем. В 2008 году право пользования недрами с целью добычи известняков Баксанского месторождения было предоставлено ОАО «Белогорский завод строительных материалов». Разрешение выдала Государственная служба геологии и недр Украины. После событий 2014 года документы были признаны действующими и на территории России.
Официальный ответ Зеленогорского сельского поселения, к которому относятся сёла Межгорье, Пасечное и Овражки, гласит, что «ООО «Баксанский карьер» имеет лицензию на пользование недрами зарегистрированного в Министерстве экологии и природных ресурсов РК 14.09.2016г. в реестре за №76 со сроком действия до 18.12.2027г.» Согласно этим бумагам, на площади 45,5 га будут вестись буровзрывные работы. И на это дали разрешение экологи, так как владельцы карьера могут предоставить также акт горного отвода, экологический паспорт, лицензию на проведение работ на объекте с повышенной опасностью. 
К обеспокоенным жителям сёл приезжал заместитель председателя Совмина РК Юрий Гоцанюк. Людей он выслушал и заверил, что волноваться не о чем.
- Что касается вашего карьера, то там лицензия с 1975 года. Мы поставили задачу, чтобы взрывные работы не проводились так, как в 70-е годы, - сообщил Юрий Гоцанюк. - Что касается воды, то мы договорились, что Белогорское карьероуправление, которое является собственником и лицензии, и земельного участка, выделит деньги сельскому поселению на проектирование водопроводной сети, чтобы у вас была централизованная подача воды. Границы карьера увеличивать никто не будет.
А материалы из него будут поставляться на строительство трассы «Таврида».
Однако главную крымскую автомобильную дорогу должны сдать в 2019 году, при этом у карьера есть разрешения на работу до 2027 года. Жители сёл обеспокоены, что будет после 2019 года. По их словам, взрывы не прекратятся, а уникальный уголок крымской земли уничтожат.
- Нам говорят, что карьер останется в своих границах, но мы видели документы, по которым его расширяют, - добавляет Владимир. - Если так будет, отсюда можно съезжать, жить здесь будет опасно для здоровья.
Напомним, что глава Сов­мина Крыма Сергей Аксёнов обещал, что жителям полуострова масштабное строительство не навредит. Он заявлял, что «в ущерб экологии и людям ничего не будет. Индивидуально готов от вас (журналистов. - Ред.) слушать предложения, замечания… Гарантирую, что буду персонально разбираться по каждому моменту». Эти слова звучали после того, как Сергей Аксёнов запретил разработку карьера в Карадагском заповеднике. Теперь пора обратить внимание на Межгорье.
По последней информации от жителей соседних с карьером сёл, сейчас этой проблемой занялись республиканская
и природоохранная прокуратура.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.